Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету

Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состо­янии, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях зани­мающихся. Кроме этого, систематически проверяется эффективность применяе­мых средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебном процессе, волевая устойчивость и работоспособность занима­ющихся. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-вос­питательный процесс, тем самым способствуя улучшению его качества и эффек­тивности. Данные контроля и учета используются также при подведении итогов за определенный период времени.

В педагогическом контроле очень важным является анализ устанавливаемых фактов, выяснение связей между ними, осмысливание их, и на этой основе - опре­деление заключений и выводов, принятие соответствующих решений. Тем самым достигается повышение сознательности, ответственности и творческой активнос­ти в работе педагога, уход от шаблонности, формализма и стихийности.

Таким образом, значение хорошо поставленного контроля заключается в том, что он, во-первых, является важнейшим элементом управления педагогическим про­цессом; во-вторых, оказывает существенное воспитательное влияние как на педа­гога, так и на занимающихся; в-третьих, от него зависит полноценность отчетных документов.

Ведущим фактором в осуществлении педагогического контроля является обес­печение полноценной информации о предпосылках, развертывании и результатах педагогического процесса. Основными требованиями к контролю и учету являют­ся:

• своевременность;

• объективность;

• точность и достоверность;

• полнота и информативность;

203 Теория и методика физической культуры

простота и наглядность.

Своевременность контроля и учета предполагает выявление новой информации о состоянии занимающихся, условиях и продуктивности педагогического процес­са. Нарушение этого требования проводит к ослаблению ориентировки в динамике процесса, расстройству его ритма, потерям в качестве и результативности педаго­гических воздействий.

Объективность, точность и достоверность заключаются в максимальном соот­ветствии выявляемых и фиксируемых фактов реальной действительности. Какие-либо домыслы, субъективные поправки, искажения фактов недопустимы. Все это может привести к дезориентации, просчетам в планировании, ошибкам в обучении и воспитании, ложным оценкам.

Полнота и информативность предусматривают достаточную всесторонность кон­троля и учета. Педагогический процесс - явление исключительно сложное. Его эф­фективность обусловливается многими факторами и внутренними связями. Поэто­му наиболее существенным является определение в каждом конкретном случае этих действующих факторов и значимых связей. Отсутствие достаточной полноты ин­формации о них затрудняет возможность правильной оценки реальных условий, воз­можностей или результатов соответствующий деятельности. Однако, требование полноты не следует понимать абсолютно. Контролировать и учитывать необходимо лишь то, что имеет существенное значение в данном деле.

Простота контроля и учета предполагает доступность его форм и методов, а так­же возможности получения необходимых данных без лишних затрат времени и сил.

Наглядность сводится к легко обозримой форме фиксации учитываемых фактов и выводов, обеспечивающих быстрое и точное использование их в предстоящей деятельности.

16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета.

Типичными и общепринятыми видами контроля и учета являются:

•периодический (поэтапный);

•текущий;

• оперативный.

Периодический (поэтапный) педагогический контроль и учет предназначен для определения состояния занимающихся, условий предстоящего учебно-воспи­тательного процесса и его достижений. Он осуществляется в начале или в конце определенного этапа (учебного года), периода работы (учебной четверти, семест­ра).

Контроль и учет, проводимые в начале этапа (периода), называются предвари­тельными (пилотажными). Они служат целям выявления исходных данных для раз­работки очередных планов, распределения учащихся на учебные группы, для упо­рядочения намечаемой работы.

В содержание предварительного контроля и учета входит получение информа­ции о количестве, физическом развитии, образовании, состоянии здоровья зани­мающихся, об их интересах; уточнение программных требований физического вос­питания; изучение материально-технических условий, климатических условий за­нятий и т.п. возможностей. Основными методами предварительного педагогичес­кого контроля являются: антропометрические измерения, тестирование, наблюдение, изучение имеющейся документации, проверка состояния мест заня-

Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями

тий, оборудования и инвентаря.

Контроль и учет, осуществляемые в конце очередного этапа работы называется итоговым (заключительным). Он позволяет установить конечные результаты рабо­ты, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учеб­но-воспитательного процесса. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего планирования и источником его улучшения на очередной срок.

Текущий контроль и учет осуществляются в течение нескольких месяцев, не­дель (микроцикла, мезоцикла - в спортивной тренировке). Они помогают оценить качество учебно-воспитательного процесса, установить степень решения постав­ленных на данный промежуток времени задач, а также выявить повседневные из­менения в состоянии занимающихся. Это облегчает ориентировку в условиях, ха­рактере и темпах учебной деятельности, в интересах, активности и реальных воз­можностях занимающихся. Анализ и оценки таких изменений позволяют вносить коррективы в работу, поведение и действия занимающихся.

В процессе текущего контроля регистрируется посещаемость занятий, пройден­ный учебный материал, замечания о доступности, целесообразности и эффектив­ности применяемых средств и методов, оценки знаний, умений и навыков, а также показатели практических достижений, данные о состоянии и работоспособности занимающихся, дисциплина и другие стороны их поведения.

Оперативный контроль и учет проводится в рамках одного занятия. Он пред­назначен для получения информации об изменении состояния занимающихся не­посредственно во время выполнения упражнений. Эти сведения нужны педагогу для рационального управления деятельностью занимающихся на уроке. Простейшими показателями оперативного состояния занимающихся являются изменения ЧСС, дыхания, скорости выполнения упражнений, параметров техники движений по ходу занятия. Большинство информации, получаемой в процессе текущего и оператив­ного контроля, фиксируется в личном дневнике педагога.

Кроме контроля, осуществляемого самим преподавателем, большое значение имеет специально организованный контроль со стороны руководящих лиц и педа­гогического коллектива. Он практикуется, главным образом, с целью оценки рабо­ты преподавателя и оказания ему методической помощи. Контроль, который про­водится неофициально, имеет или чисто познавательное значение (ознакомиться с особенностями работы высококвалифицированного педагога) или служит обмену опытом, обсуждению каких-либо важных методических вопросов.

Широко распространенными методами контроля являются:

•визуальное педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

•хронометрирование деятельности занимающихся с целью определения затрат времени на основные виды работы;

•пульсометрия - для выяснения реакции сердечно-сосудистой системы на на­грузку;

• изучение документальных материалов (планов, отчетов, протоколов соревно­ваний, тестирования физической подготовленности и др.);

• опрос в различных формах (анкетирование, интервьюирование).

На основании анализа и обобщения полученных сведений делаются соответству­ющие выводы и даются рекомендации педагогу.

Наблюдение за учебно-воспитательным процессом дает наиболее богатую и ценную информацию о деятельности педагога и занимающихся, направленной на решение намеченных задач. Наблюдение может быть относительно полным, когда учитываются все стороны и доступные восприятию результаты преподавания и уче­ния и частичным, когда внимание сосредоточивается на какой-либо одной стороне

205 Теория и методика физической культуры

деятельности педагога: организации занятий, методах обучения и воспитания, ак­тивности и самостоятельности занимающихся, их взаимоотношениях в группе и т. п.

Как правило, наблюдение за уроком предваряется ознакомлением с педагоги­ческой документацией (планом работы на текущий период, конспектом урока, за­писями в журнале учебной работы) и беседой с преподавателем, иногда с занима­ющимися.

Хронометрирование проводится с целью выявления и оценки затрат времени на различные виды деятельности занимающихся и определения плотности урока, как одного из показателей его эффективности. Хронометрирование предусматривает определение расхода времени на следующие элементы:

• слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проекти­рование предстоящих действий, мысленная подготовка к выполнению заданного и другие виды умственной деятельности;

•выполнение упражнений и другие виды физической работы (перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий, подготовка места приземле­ния при прыжках и т.п.);

• необходимый по методическим соображениям организованный отдых и дру­гие оправданные паузы в работе (непродолжительные, способствующие восстанов­лению оптимальной работоспособности, ожидание очереди при выполнении упраж­нений т. п.);

• "простои" (потери времени из-за просчетов различного характера или по не­предвиденным обстоятельствам).

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотно­шение затрат времени и плотность занятия. Различают общую и моторную (двига­тельную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального ис­пользования времени. Она определяется отношением суммы педагогически оправ­данных затрат времени ко всей продолжительности урока и выражается в процен­тах. Так, если в 45-минутном уроке эта сумма составляет 42 минуты, то общая плот­ность будет равна 93,3 %.

Моторная плотность занятия является процентным показателем затрат времени на двигательную деятельность и определяется отношением времени израсходован­ного на выполнение двигательных действий ко времени отведенному на занятие. Если, например, в том же уроке эти затраты достигают 35 минут, то моторная плот­ность будет равна 77,7 %.

Общая плотность занятия должна быть близка к 100 %. Что касается моторной плотности, то ее показатель может широко варьировать. На уроках, направленных на развитие физических качеств она может быть высокой (70-80 % и более). На уро­ках с образовательной направленностью, особенно при разучивании техники новых упражнений, много времени уходит на умственную деятельность занимающихся и моторная плотность может быть ниже 50 %. Поэтому нельзя оценивать данные хро­нометрирования лишь по абсолютным показателям плотности урока, их необходи­мо осмысливать с учетом направленности и содержания занятий, возможностей за­нимающихся, условий проведения и т. д. Как правило, хронометрирование являет­ся вспомогательным видом контроля и его показатели должны учитываться во вза­имосвязи с данными педагогических наблюдений.

Пульсометрия позволяет определить величину физической нагрузки и ее дина­мику во время занятий физическими упражнениями. Подсчет частоты сердечных сокращений проводится перед началом занятия, перед и после выполнения отдель-

Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями

ных упражнений или серии. ЧСС подсчитывают в течение 10-15 секунд и количе­ство ударов умножают на 6 или 4, с тем, чтобы установить количество ударов серд­ца в минуту. На основании показателей пульсометрии выясняют реакцию сердца на физическую нагрузку, вызванную определенным упражнением, а также динамику этих реакций на протяжении всего занятия. Данные измерений ЧСС позволяют со­ставить "кривую нагрузки" во время занятия.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесто­ронним анализом.

Пульсовые изменения у разных лиц или у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают. Измерение частоты сердечных сокра­щений производят, как правило, у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и вели­чины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физической культуры часто достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна при учете данных педагогических на­блюдений.

На основании сравнительного анализа данных педагогических наблюдений, хро­нометрирования и пульсометрии можно достаточно верно судить о достоинствах и недостатках проведенного занятия, определить достижения и просчеты в учебно-воспитательной работе, давать оценку работы педагога и рекомендации по ее улуч­шению. Разбор урока должен быть всегда максимально корректным, объективным и доброжелательным. Советы и предложения необходимо давать тактично.

Контроль Физической подготовленности занимающихся. Кроме наблюде­ний, в основе которых субъективные суждения педагога о педагогическом процес­се, в практике физического воспитания (особенно в спортивной тренировке) в ка­честве методов контроля широко используется тестирование.

Для того, чтобы полученные показатели были достоверны, используемые тесты должны отвечать специальным требованиям ( должна быть определена цель при­менения теста), а также быть информативными, надежными и объективными.

Информативность теста - это степень его точности для оценки определенных свойств конкретного человека (например, передвижение ребенка). Если использу­ется тест не прошедший проверку на информативность, можно прийти к ложным заключениям относительно того или иного показателя физической подготовленно­сти занимающихся. Например, при тестировании скоростных качеств широко и слишком вольно используют бег на 100 метров.

Надежность отражает степень сходства результатов при повторном тестирова­нии одних и тех же испытуемых в одинаковых условиях. Тест можно считать надеж­ным, если он гарантирует получение близких друг к другу или одинаковых показате­лей измеряемого свойства в следующих одна за другой нескольких попытках. Иг­норирование этого требования сводит на нет объективность числовых показателей и затрудняет оценку динамики физической подготовленности.

Объективность теста отражает независимость результатов измерений отличных особенностей специалистов (экспертов, судей и т. п.), проводящих тестирование или использованной аппаратуры. При этом объективность оценок увеличивается с ростом числа экспертов. Однако она в значительной степени зависит и от точности измерительных средств, способов, в целом - от всей процедуры измерения. Если объективность теста низка, то сопоставление результатов будет сведено к сопос­тавлению ошибок экспертов, проводивших тестирование.

В практике физического воспитания, особенно спортивной тренировки, часто возникает необходимость в объективной оценке суммы нескольких свойств чело-

207 Теория и методика физической культуры

века, характеризующих определенное состояние. В этом случае путем математи­ческих расчетов (выделение коэффициента коррелеляции) из большого числа пред­полагаемых тестов отбирают комплект (набор, "батарею") нескольких, наиболее информативных. Процедура проверки сводится к определению степени влияния каждого теста на интересующее свойство, отражающее состояние человека, напри­мер, тренированности.

При тестировании важно соблюдать следующие основные условия: состав по­добранной для сравнения группы должен быть однородным (по полу, возрасту, фи­зической подготовленности, состоянию здоровья); измерительная аппаратура дол­жна соответствовать государственным стандартам; порядок выполнения испыта­ния (характер разминки, интервалы отдыха между попытками и др.) должен быть постоянным.

Самоконтроль. Основным предметом самоконтроля, осуществляемого зани­мающимися являются:

1. Состояние организма и психики в связи с занятиями физическими упражне­ниями;

2. Собственная деятельность и ее результативность.

Характерным содержанием первой стороны самоконтроля являются наблюде­ния за пульсом, дыханием, потоотделением во время упражнений, весом тела, са­мочувствием, работоспособностью, аппетитом, сном, у женщин - за менструаль­ным циклом. Эта сторона самоконтроля особенно тесно связана с врачебным конт­ролем.

Главным содержанием второй стороны самоконтроля являются наблюдения зн собственными действиями в процессе выполнения физических упражнений, а в связи с этим - проверка полноценности восприятий и представлений, предприни­маемых на их основе самостоятельных решений; выявлении недочетов (или дости­жений) в координации и других показателях качества движений, определение сте­пени их соответствия требованиям, предъявляемым педагогом. При этом учитыва­ется также текущее состояние организма и психики, изменения в поведении и др. Данная сторона самоконтроля во многом сходна с внешним контролем педагога за учебным процессом и существенно дополняет его. Она имеет большое воспита­тельное и образовательное значение для занимающихся. Осмысливая и оценивая воспринимаемое, уточняя свои мысли путем вопросов к педагогу и соответствую­щих разъяснений с его стороны, занимающиеся глубже проникают в суть выполня­емого, сознательно, активно и инициативно реализуют задания преподавателя, ов­ладевают высокой культурой учебной деятельности и приобретаютболее полноцен­ные знания, умения и навыки. Особенно ценным является то, что они осознают не­обходимость контролировать себя, приучаются проверять и критически оценивать действия и поступки, самостоятельно находить способы их улучшения и проявлять волю к осуществлению своих решений. Самоконтролю необходимо обучать, воспи­тывая правильное к нему отношение и развивая значимые для контрольных функ­ций способности и качества (наблюдательность, тонкое «мышечное чувство», са­мостоятельность и критичность мышления, нетерпимость к недостаткам, стремле­ние к самоусовершенствованию и др.).

Обычно работу занимающихся комментирует и оценивает педагог, объясняя при этом допускаемые ими ошибки, давая указания о способах их устранения. В опре­деленной мере такая информация нужна и полезна, но вместе с тем необходимо вызывать у занимающихся потребность самим добывать ее, осуществлять анализ и делать выводы. Вовлекая в разбор и коллективное (или индивидуальное) обсужде­ние учебной работы, надо побуждать учеников к контролю и оценке учебных дей­ствий и движений товарищей, а затем и собственных. Необходимо учить фиксиро-

Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями

вать внимание как на удачах, так и на недостатках, искать причины их возникнове­ния, определять путем соответствующих суждений задачи дальнейших действий. При этом важно терпеливо и тактично направлять и корректировать самонаблюде­ния, самооценки и познавательное мышление занимающихся.

Условно можно выделять следующие разновидности самоконтроля в процессе учебной, спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности:

• профилактический;

• коррекционный; •констатирующий.

Профилактический самоконтроль позволяет предупредить возникновение неко­торых ошибок во время выполнения заданий. Его суть заключается в том, что преж­де чем выполнить физическое упражнение, высказать суждение, ответить на воп­рос педагога, проверяется готовность к этому (например, устанавливается нали­чие ясного представления о структуре и характере предстоящего движения, пони­мания обсуждаемого явления или факта, четкости формулировки знаний и т. п.).

Коррекционный самоконтроль осуществляется в процессе выполнения задания и служит самостоятельному оперативному корректированию учебных, соревнова­тельных и других действий. Связанные с коррекционным контролем самонаблюде­ния и самооценки, а также самостоятельные поиски причинно-следственных свя­зей, творческое определение средств и приемов корректирования дальнейших уси­лий, по существу подобны аналогичным действиям педагога. Однако некоторые из них нуждаются в дополнениях и поправках, другие - наоборот, отличаются большей информативностью или практической значимостью (например, у высококвалифи­цированных спортсменов). Поэтому, умение педагога сочетать собственные конт­рольные данные с результатами самоконтроля, обеспечивает достижение более зна­чительного эффекта в области самой двигательной подготовленности.

Констатирующий самоконтроль отличается тем, что ограничен лишь выявлени­ем и оценкой отдельных фактов, собственно учебной, спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности, ее обстановки и условий. Он лишен элементов опе­ративного и методического развития. Типичной формой констатирующего самокон­троля является проверка и констатация достижений (например, степени овладения техникой движения на отдельном уроке или серии уроков; уровня развития скоро­стных качеств на определенном этапе тренировки и т. п.). Во многих случаях эта разновидность самоконтроля является составной частью коррекционного, причем выявленные данные либо становятся основанием оперативных суждений, выводов и действий, либо остаются в резерве, либо отбрасываются. В первом случае кон­статирующий самоконтроль преобразуется в коррекционный (регулирующий), во втором - остается в характерных собственных рамках. Рассмотренные разновид­ности самоконтроля должны осуществляться как на занятиях под руководством пре­подавателя, так и в его отсутствие. В последнем случае они приобретают особое значение, поскольку от них зависит полноценность выполняемых упражнений. По этой причине большую роль играет самоконтроль в процессе соревнований. Сис­тематический самоконтроль в условиях занятий, особенно при направленном сти­мулировании со стороны педагога, способствует усвоению ряда знаний и умений, совершенствованию способностей, накоплению опыта, имеющих значение для про­фессионально-педагогической деятельности. Этим достигается усиление и конк­ретизация в определенном направлении связи учебно-воспитательного процесса с жизнью. Так, постепенно вводя элементы педагогической деятельности в учеб­ные занятия (например, поручая отдельным лицам контроль за действиями товари­щей, оценку и помощь; выдвигая наиболее достойных на роль групповодов и т. п.)

209 Теории и методика физической культуры

Лекция 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями

педагог создает условия повышенных требований к самоконтролю и самооценке, способствует самовоспитанию потенциальных или уже действующих активистов массовой оздоровительной и спортивной работы.

Данные самоконтроля необходимо систематически фиксировать в индивидуаль­ном дневнике. В воспитательных целях дневниковые записи должны систематичес­ки анализироваться педагогом, а и иногда и врачом.

Наши рекомендации