Обсуждение результатов

Проективная методика «Несуществующее животное»

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Цель:выявление фундаментальных аспектов психики

Задачи:

1. Провести данную методику

2. Проанализировать полученные результаты

3. Оценить личность испытуемого в целом

4. Сделать выводы о личности испытуемого

Методика

Испытуемый: девушка, студентка, 19 лет

Проведение тестирования: Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

• Чем оно питается?

• Где живет?

• Чем обычно занимается?

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

• Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.

Полученные результаты(смотреть приложение №1)

Рассказ о животном.

Мое животное зовут Семья. Он живет в большом, красивом и уютном доме. Обычно семья работает, занимается по дому, чтобы он был еще красивее и уютнее, и играет. Семья очень дружелюбен, и у него нет врагов. Семья боится, что он не сможет работать, заниматься домом и играть. Его самое заветное желание, чтобы он всегда мог работать, заниматься домом и играть. Семья очень любит кушать сладости.

Обсуждение результатов

Можно заметить, что животное нарисовано по оригинальной модели,не соответствующей ни животному, ни человеку, ни техническим конструкциям. Этот способ говорит о творческом складе личности.

На рисунке также видны множественные линии и стирание, это говорит о тревожности испытуемого.

В рассказе о животном говорится, что оно питается сладостями, возможно испытуемому присуща инфантильность.

Возможно, испытуемому присуща эмоциональная лабильность, это можно проследить благодаря колебаниям силы нажима на карандаш (например, уши и рот, прорисованы с большим нажимом).

Испытуемый нарисовал много голов, из этого можно заключить, что возможно у испытуемого есть внутриличностный конфликт; Экстравертность,т.е. направленность личности вовне, на контакты с другими людьми.

На рисунке присутствуют уши, это может говорить о настороженности испытуемого.

Животного испытуемого зовут Семья, он живет в большом и красивом доме, любит работать заниматься по дому и играть, можно заметить, что это проекция семьи (мама – занимается по дому, папа – работает, дети – играют).

Животное очень боится потерять все это и самым заветным его желанием является не потерять все это. Из чего можно заключить, что у испытуемого есть потребность в большом и красивом доме, в крепкой и дружной семье.

Также испытуемый нарисовал свое животное только в виде голов, возможно, это может говорить о желании испытуемого держать все под контролем.

Вывод:У испытуемого есть тревожность, инфантильность. Испытуемый находится в ситуации внутриличностного конфликта и присутствует потребность в крепкой и дружной семье.

Приложение №1

Обсуждение результатов - student2.ru

Список литературы

1. А.Л. Венгер. Рисуночные тесты. 2007

2. http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%22%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5%22

Наши рекомендации