Для самостоятельной работы

1. Развитие способности к наглядному моделированию в дошкольном детстве.

2. Своеобразие конструирования как вида деятельности, его моделирующий характер.

3. Особенности конструктивной деятельности дошкольников с различными отклонениями в развитии.

4. Коррекционная направленность занятий конструированием в ДОУ компенсирующего вида.

5. Виды конструирования детей дошкольного возраста.

6. Основные задачи обучения конструированию воспитанников ДОУ компенсирующего вида.

7. Организация обучения конструированию воспитанников ДОУ компенсирующего вида.

8. Содержание и методы обучения конструированию детей с отклонениями в развитии младшего дошкольного возраста.

9. Содержание и методы обучения конструированию детей с отклонениями в развитии среднего дошкольного возраста.

10. Содержание и методы обучения конструированию детей с отклонениями в развитии старшего дошкольного возраста.

11. Приемы формирования у детей с отклонениями в развитии интереса к процессу и результатам (продуктам) конструктивной деятельности.

12. Приемы организации ориентировочной фазы конструктивной деятельности детей с отклонениями в развитии.

13. Приемы формирования у детей с отклонениями в развитии пространственных представлений и ориентировок на занятиях конструированием.

14. Методы и приемы расширения сенсорного опыта детей с отклонениями в развитии на занятиях конструированием.

15. Методы и приемы формирования обобщенных представлений о конструируемых объектах у детей с отклонениями в развитии.

16. Приемы активизации речевого общения и обогащения словарного запаса детей в процессе конструирования.

17. Приемы формирования у воспитанников ДОУ компенсирующего вида умений строить и играть коллективно.

18. Методы и приемы обогащения тематики детского конструирования.

19. Приемы организации анализа и оценки детьми конструктивных построек.

20. Условия развития конструктивного творчества дошкольников с отклонениями в развитии.

21. Методы и приемы руководства конструктивной деятельностью детей с отклонениями в развитии вне занятий.

22. Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе обучения конструированию.

23. Развитие наглядного моделирования у детей с отклонениями в развитии в процессе обучения конструированию.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схема наблюдения за ребенком в процессе спонтанной

Конструктивно-игровой деятельности

Имя, фамилия ребенка ___________

Возраст ребенка и психолого-педагогическое заключение (диагноз) ________

Посещаемое учреждение _________

Наличие интереса, включение ребенка в деятельность

Активно, с желанием приступил к деятельности; выразил отказ; проявлял нерешительность, не знал, с чего начать. Преобладающая мотивация: стремление заслужить внимание, похвалу взрослого; привлекательность для ребенка самого процесса деятельности; желание получить реальный результат. Устойчивость или ситуативность интереса (отмечается «погружение» в деятельность, увлеченность или наоборот –отвлекается, проявляет безразличие, желает переключиться на другое занятие).

Содержание и характер конструктивной деятельности

Наличие целеполагания, стремления к достижению результата, направленность на отображение определенных объектов; неспецифические манипуляции, неадекватные действия со строительным материалом; процессуальные действия, не направленные на результат.

Способность к сотрудничеству, взаимодействию

Играет один (обособленно); играет вместе с другими детьми; проявляет навыки сотрудничества, кооперации; мешает другим детям, не способен к позитивному взаимодействию.

Использование речи

Строит молча; сопровождает речью свои действия; имеются проявления не только сопровождающей, но также фиксирующей, планирующей речи; активно пользуется речью при общении с другими детьми.

Поведение в конце конструктивно-игровой деятельности

Смог организовать коллективную игру с постройкой; организовал самостоятельную игру; играть с постройкой не стал; разрушил полученную постройку.

Эмоциональное состояние ребенка в процессе деятельности

Ребенок испытывает оживленность, радость, увлеченность, удовольствие; проявляет вялость, заторможенность; безразличен к деятельности, не выражает никаких эмоций и пр.

Характер игровой деятельности с полученной постройкой

Манипулятивный, процессуальный, с элементами сюжета, сюжетный.

Состояние моторики, зрительно-моторной координации

Умеет ли удерживать деталь щепотью; какие трудности при соединении и разъединении деталей испытывает; наличие сопутствующих движений; скординированность работы рук, ведущая рука.

Особенности полученной постройки

Наличие предметной отнесенности постройки, наличие в ней признаков сходства с внешним видом, структурой объекта; отражение признаков функциональности, а также передача пространственных свойств и отношений.

Наши рекомендации