VIII класс (14-16 лет)

Введение

В последние годы в России заметно усилилось внимание государства и общества в целом к детям с ограниченными возможностями, и в частности – страдающими умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Проблемы потенциальных возможностей детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, приспособления их в жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество.

В 1990-е гг. в нашей стране в результате демократических перемен, гуманизации специального образования, ратификации многочисленных международных конвенций и деклараций в области прав человека (в том числе прав ребенка, прав инвалида) произошли кардинальные изменения в системе специальной помощи лицам с тяжелой умственной отсталостью, что нашло отражение в статьях, внесенных в федеральные законы «Об образовании» (1991 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) и ряде других документов.

В России до 1990-х гг. дети этой категории являлись главным образом воспитанниками домов-интернатов. Занимаются с детьми учителя, воспитатели, логопеды, а также инструкторы по трудовому обучению.

Система коррекционно-воспитательной работы в домах-интернатах включает в себя ряд этапов.

На первом этапе ставится задача выработать у детей дошкольного возраста (от 4 до 8 лет) санитарно-гигиенические навыки, развить моторику, предметно-практическую и игровую деятельность. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, по специальной программе осуществляется подготовка детей к школьному обучению.

На втором этапе у воспитанников (в возрасте с 8 до 16 лет) продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Их обучают счету и элементарной грамоте, продолжаются занятия по развитию речи. Большое внимание уделяется привитию детям хозяйственно-бытовых и социальных навыков.

На третьем этапе, задачей которого является социально-трудовая адаптация воспитанников. В учебно-производственных мастерских подростки изготавливают различные изделия из бумаги и картона, занимаются сборочными работами, шитьем и пр. Продукция учебно-производственных мастерских используется самим учреждением или, если представляется возможность, поставляется предприятиям, использующим труд инвалидов.

Большое место в этот период отводится занятиям по социальной ориентировке воспитанников. В ходе экскурсий, на прогулках закрепляются правила поведения в общественных местах, транспорте, учреждениях бытового обслуживания. Эти занятия помогают освоиться в обычной социальной среде.

Сроки освоения образовательных программ для таких детей определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка, но составляют не более 10 лет. С целью изучения возможностей учащихся и их подготовленности к школьному обучению в школе может быть открыт подготовительный класс, который комплектуется из числа детей, не прошедших организованное дошкольное обучение.

В I – IV классах формирование знаний об окружающем мире сочетается с развитием речи учащихся, обучением грамоте, счету, а также с привитием навыков самообслуживания, ручного труда.

В V – IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и начинается трудовая подготовка учащихся.

Начало учебного года в таких классах, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным для всех общеобразовательных учреждений. Продолжительность урока в подготовительном классе – 30-35 минут, в I классе – 35 - 40 минут, II – IX – 45 минут.

Учащийся с тяжелой умственной отсталостью не может быть оставлен на повторное обучение в одном и том же классе. В случае неусвоения какого-либо общеобразовательного курса или трудовых навыков его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.).

Школе следует опираться не на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др.).

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умения учащихся.

Требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения могут варьироваться в зависимости от местных условий, сложившегося опыта и традиций. Однако для выпускников школ-интернатов для умеренно и глубоко умственно отсталых они должны быть идентичны требованиям базовой программы.

В сборнике программ представлены возможные уровни достижения в области того или иного предмета, т.е. обозначена достаточная (достижимая для учащегося) база знаний и умений, на основе которых дифференцированного (с учетом подготовленности и усвоения материала) следует осуществлять текущую и итоговую (за полугодие и учебный год) проверку.

Оценивается различная сумма знаний в устном, письменном, практическом плане как «верная» или «неверная», а по способу их применения – как достаточно усвоенная.

При организации и оценке знаний детей с выраженной умственной отсталостью следует исходить от достигнутого им минимального уровня необходимого для привития социального опыта, т.к. никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с глубокой умственной отсталостью, и поэтому наши предложения носят рекомендательный характер.

На коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия по логопедии, ЛФК, развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия ЛФК – в соответствии с медицинскими показателями.

В первую половину дня допустимо в некоторых случаях брать детей:

- на занятия по логопедии – с уроков чтения и развития речи;

- на занятия по ЛФК – с уроков физкультуры;

- на занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов – с уроков ИЗО, музыки.

В программе учитывается принцип коррекционной направленности обучения, практической значимости и жизненной необходимости учебного материала для обучающихся. Обучение носит воспитывающий характер.

При разработке сборника автор опирался на рекомендации, предложенные для обучения глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательных школы) г. Москвы и г. Орла.

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
(I-VIII классы)
(7-16 лет)

Пояснительная записка

Обучение грамоте учащихся с нарушением интеллекта ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелкой моторики. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

Учащиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности.

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом.

На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).

Особенности первых занятий по обучению письму заключается в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений.

Читают отдельные слова и предложения, состоящие из двух слов. Большое внимание уделяется работе по развитию устной речи детей.

В старшем школьном возрасте учащиеся с глубоким нарушением интеллекта читают короткие, простейшие тексты из учебника специальной (коррекционной) школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста. Большое внимание уделяется списыванию письменных и печатных текстов с классной доски и учебника, определенное время отводится работе с деформированным текстом.

Учащихся старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда. Кроме этого, школьники тренируются в чтении вывесок на улице (связь с уроками бытовой ориентации), читают короткие рассказы из детских журналов.

В ходе обучения письму учащимся объясняют отдельные правила правописания (точка в конце предложения, заглавная буква в начале предложения, написание имен собственных), учат различать твердые и мягкие согласные, объясняют. В каких случаях в конце и в середине слова пишется мягкий знак.

При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Так, например, если отдельные ученики II класса не могут писать под диктовку короткие предложения, то можно ограничиться написанием отдельных слов. В случае невозможности некоторыми воспитанниками, усвоить написание поздравительных открыток (VII) класс), следует ограничиться заполнением дневника, адреса на конверте. Необходимо также подчеркнуть, что обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2—4 слов, уметь написать свое имя, фамилию, свой адрес, написать поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.
ПРОГРАММА

Класс (7-9 лет)

(210 час.)

Добукварный период(3 месяца)

1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

2. Специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется на уроках учителями). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.

3. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха.

Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у—у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.); 3—4 звуков (там, мама и т.д.). Называние слов по предъявленным предметным картинкам. Составление простых предложений из 2—3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» — употребляются учителем. Учащиеся должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя.

4. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

5. Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. 0бведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.

Букварный период(I этап)

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции, а также различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ау, уа, ах, ух). Чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа; ам, ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.

Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.

II класс (8-10 лет)

(210 час.)

Букварный период(II этап)

Чтение

Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г.

Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а также предложений из двух слов. (Ма-ша ма-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (кот, сом).

Письмо

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Шш, Лл, ы, Нн, Рр, Кк, Пп, Тт, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг.

Списывание с классной доски, букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слов, состоящих из двух слогов (аш, ом, су, шу, Ма-ша, шум).

Списывание, по возможности, коротких предложений, состоящих из 2 слов с предварительным анализом.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- различать изученные звуки на слух и в произношении;

- составлять слова из букв и двух слогов разрезной азбуки;

- плавно читать по слогам слова;

- слушать небольшую сказу, загадку, стихотворение;

- писать изученные строчные и прописные буквы;

- списывать с классной доски, букваря прочитанные и разобранные слова и предложения;

Учащиеся должны знать:

- наизусть 2-3 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
III класс (9-11 лет)

(210 час.)

Букварный период (III этап)

Чтение

Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых; д, й, ь, е, я, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения в слове (в начале и в конце слова). Образование и чтение открытых и закрытых слогов, с твердыми и мягкими согласными в начале слова (ла, ли, лук, люк).

Выделение в словах звуков в начале, в середине и в конце слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, гор-ка, мо-ло-ко). Послоговое чтение предложений и коротких текстов из букваря.

Письмо

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й, ь, Ее, Яя, Юю, Ее, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ,ъ.

Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2—3 слов.

Составление из кассы слогов предложений из 2—3 слов под картинками.

Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных - двусложных словах с опорой на наглядность.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Написание слуховых диктантов с предварительным звуко-буквенным анализом.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- различать изученные звуки на слух и в произношении;

- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

- образовывать и читать открытые и закрытые слоги;

- плавно читать по слогам слова;

- слушать небольшую сказу, загадку, стихотворение;

- писать изученные строчные и прописные буквы;

- списывать с классной доски, букваря прочитанные и разобранные слова и предложения;

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3 - 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

IV класс (10-12 лет)

(210 час.)

Письмо

Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (н-ш, о-а), пространственным расположением элементов (б-д), а также трудные по начертанию (з-к).

Звуки и буквы

Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различение.

Слово

Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги.

Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это?, что это?, что делает?

Большая буква в именах людей и кличках животных.

Предложение

Построение простого предложения:

1) составление предложений по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем (запись с помощью учителя);

2) списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками;

3) написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения;

4) упражнения в списывании рукописного и печатного текста.

Чтение

Повторение материала III класса.

Переход к чтению целыми словами. Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием букв разрезной азбуки, кассы слогов. Чтение слогов и слов со стечением согласных.

Чтение коротких, сюжетно завершенных текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации.

Элементы выборочного чтения. Нахождение в тексте слов с заданным звуком, заданного значения.

Закрепление навыков правильного чтения с соблюдением пауз на точках. Упражнения в чтении рукописного материала.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу, различать буквы по начертанию, звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие;

- списывать по слогам рукописного и печатного текста;

- писать предложения с заглавной буквы;

- читать по слогам короткие тексты;

- слушать небольшую сказу, загадку, стихотворение;

- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали;

Учащиеся должны знать:

- алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре;

- наизусть 5 - 6 коротких стихотворений, разученных с голоса учителя.

V класс (11-13 лет)

(210 час.)

Письмо

Звуки и буквы

Повторение материала IV класса.

Слова с гласными е, е, и, ю, я в начале слова и после гласных, деление данных слов на слоги. Различение букв и звуков. Работа с буквами разрезной азбуки.

Слово

Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение различать их по вопросам кто это? что это?

Закрепление знаний об именах собственных: имена и фамилии людей, клички животных.

Предложение

Построение предложений:

1) составление предложений на заданную тему;

2) умение закончить предложение по вопросу кто это? что это?;

3) умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, по возможности, записать ответ с помощью учителя;

4) списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц;

5) написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения;

6) написание зрительных и слуховых диктантов.

Чтение

Закрепление навыков сознательного и, по возможности, выразительного чтения с соблюдением пауз на запятых, точках, восклицательных и вопросительных знаках. Изложение содержания прочитанного по вопросам учителя и по сюжетным картинкам.

Подбор картинок к прочитанному слову или предложению. Полный и выборочный пересказ по вопросам учителя.

Чтение отрывков из доступных детских книжек.

Чтение печатных и письменных инструкций. Выполнение их. (Межпредметные связи с уроками труда).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу, различать буквы по начертанию, звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие;

- определять количество слогов в слове, по количеству гласных;

- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

-списывать предложения с классной доски, книги;

-писать под диктовку текст (8 –10 слов), включающий изученные орфограммы;

- читать по слогам трудные по смыслу слова;

- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали;

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- наизусть 2 - 3 стихотворения.

VI класс (12-14 лет)

(210 час.)

Письмо

Звуки и буквы

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в V классе.

Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? что это? (с помощью учителя).

Расширение круга собственных имен: названия городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.

Предлоги (на, в). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами.

Предложение

Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов.

Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из двух-трех слов, написание которых не расходится с произношением.

Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое ими и фамилию, адрес школы (детского дома).

Чтение

Закрепление умения различить слова, сходные по звучанию. Чтение целыми словами без искажения звукового состава слова. (Послоговое чтение трудных слов).

Чтение незнакомого текста (коротких рассказов, сказок, статей) и пересказ прочитанного по вопросам. Чтение статей и рассказов из детских журналов.

Умение рассказать содержание прочитанного по вопросам, выделить из текста места, относящиеся к иллюстрациям, объяснить отдельные слова и выражения.

Выборочное чтение простых по содержанию текстов, пересказ прочитанного по вопросам учителя.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- различать буквы по начертанию, звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие;

- выделять и различать слова обозначающие предметы;

- правописание имен собственных с большой буквы;

- составлять простое нераспространенное предложение;

- читать целыми словами;

- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали;

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- наизусть 3 - 4 стихотворения.

VII класс (13-15 лет)

(210 час.)

Письмо

Звуки и буквы

Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Различение артикуляторно сходных звуков (Р-Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е, ё, и, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.

Изучение слов, обозначающих действия:

1) называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?

2) умение составлять слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы (с помощью учителя).

Предлоги (у, за). Умение находить предлоги и писать их раздельно.

Предложение

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по картинке и опорным словам.

Установление связи между словами в предложении по вопросам кто это? что это? что делает?

Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущенные слова.

Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя.

Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).

Списывание письменных и печатных инструкций по труду.

Чтение

1. Чтение целыми словами (с сохранением элементов послогового чтения). Пересказ прочитанного. Выделение основной мысли в тексте. Деление текста на части с помощью учителя, групповое придумывание заголовков к выделенным частям.

2. Чтение с соблюдением пауз и пунктуации.

3. Чтение деловых статей.

4. Чтение и выполнение письменных и печатных инструкций, связанных с уроками труда.

5. Чтение статей и рассказов из детских журналов.

6. Драматизация отдельных частей рассказа или сказки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- обозначение мягкости согласных;

- выделять и различать слова обозначающие предметы;

- подбирать слова обозначающие действие предмета;

- составлять простое нераспространенное предложение с использованием предлогов;

- списывать целыми словами с печатного и рукописного текстов;

- заполнять тетрадь, дневник;

- читать вслух, целыми словами, правильно, выразительно;

- по вопросам учителя и по иллюстрациям, по плану рассказывать, о чем читали или слушали;

- выделять главную мысль произведения;

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- наизусть 6 стихотворений.

VIII класс (14-16 лет)

(210 час.)

Письмо

Звуки и буквы

Повторение артикуляторно сходных звуков р-л, твердых имягких согласных, буквы Ь.

Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж) и аффрикат (ч-ть-щ,
щ-ть-с).

Слово

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий) по вопросам, правильное употребление их.

Предлоги (над, под). Раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы.

Закрепление написания имен собственных.

Предложение

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Заканчивание или дополнения предложений по вопросам кто? что? когда? где? Запись их.

Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов.

Проведение зрительных и слуховых диктантов.

Написание по образцу заявления на работу.

Чтение

Объяснительное чтение доступных художественных текстов из произведений классиков русской и отечественной литературы, современных писателей.

Составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя.

Внеклассное чтение, порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;

- различать слова обозначающие предметы, действие предмета;

- писать раздельно слова с предлогами;

- строить простые распространенные предложения;

- списывать целыми словами с печатного и рукописного текстов;

- заполнять заявление на работу;

- читать вслух, целыми словами, правильно, выразительно;

- выделять главную мысль произведения;

- пересказывать текст по плану;

- определять основные черты характера действующих лиц.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- наизусть 8 стихотворений;

- отрывок из прозаического произведения.
СЧЕТ
(I-VIII классы)
(7-16 лет)

Пояснительная записка

У детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У глубоко умственно отсталых учащихся не возникает подлинного понятия о числе и составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Школьники с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них недоступен.

В процессе обучения детей с «особыми нуждами» счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение счету детей с «ограниченными возможностями здоровья» организуется на практической наглядной основе. Уроки счета необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.

Обучение счету начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи — развитие у школьников интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры.

На уроках элементарного счета школьники считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, предметно-практической деятельностью, рисованием и особенно с занятиями по ручному и производственному труду.
ПРОГРАММА

I класс (7-9 лет)

(105 часов)

Наши рекомендации