Глава 1. История развития вольной борьбы в нашей стране

Путь от истоков возникновения до современного состояния

Международная любительская федерация борьбы (ФИЛА)

Высший государственный орган ФКиС в СССР

Первый чемпионат СССР

Олимпийские игры 1952 года

Первый чемпионат мира

Первый чемпионат Европы

Тренеры сборной команды СССР

Выдающиеся борцы вольного стиля

Глава 2. Научные предпосылки формирования концепции многолетней подго­товки борцов

2.1. Почему тренер должен иметь собственную концепцию многолетней подготовки борцов?

2.2. Теория деятельности и теория спорта как основа формирования кон­цепции

2.2.1. Анализ двигательного состава спортивной борьбы в свете названных теорий

2.2.2. Основные термины спортивной борьбы и уточнение некоторых опре­делений

2.3. Концепция многолетней подготовки борцов

Глава 3. Методические основы многолетней подготовки борцов

3.1. С чего начинается дорога к мастерству?

3.2. Структура и содержание тренировочного процесса

Глава 4. Развитие физических качеств

4.1. Общие представления

4.2. Классификация физических упражнений в спортивной борьбе

4.2.1. Общеразвивающие упражнения

4.2.2. Специально подготовительные упражнения

4.2.3. Соревновательные упражнения

4.3. Развитие силы

4.3.1. Развитие силы мышц рук и пояса верхних конечностей

4.3.1.1. Общеразвивающие упражнения

4.3.1.2. Специально подготовительные (развивающие) упражнения.

4.3.1.3. Соревновательные упражнения

4.3.2. Развитие силы мышц ног

4.3.2.1. Специально подготовительные развивающие упражнения

4.3.2.2. Соревновательные упражнения

4.3.3. Развитие силы мышц спины

4.3.3.1. Специально подготовительные (развивающие) упражнения.

4.3.3.2. Соревновательные упражнения

4.3.4. Развитие силы мышц брюшного пресса

4.3.4.1. Общеразвивающие упражнения

4.3.4.2. Специально подготовительные (развивающие) упражнения.

4.3.4.3. Соревновательные упражнения

4.3.5. Развитие силы мышц шеи

4.3.5.1. Специально подготовительные (развивающие) упражнения.

4.3.5.2. Соревновательные упражнения

4.4. Развитие быстроты

4.4.1.1. Специально подготовительные упражнения

4.4.1.2. Соревновательные упражнения

4.5. Развитие выносливости

4.5.1.1. Специально подготовительные упражнения

4.5.1.2. Соревновательные упражнения

4.6. Развитие ловкости

4.6.1.1. Специально подготовительные упражнения

4.6.1.2. Соревновательные упражнения

4.7. Упражнения в равновесии

4. 7.1.1. Специально подготовительные упражнения

4.7.1.2. Соревновательные упражнения

4.8. Развитие гибкости

4.8.1.1. Специально подготовительные упражнения

4.8.1.2. Соревновательные упражнения

4.9. Упражнения на растягивание

4.10. Упражнения на расслабление

Глава 5. Технико-тактическая подготовка борцов

5.1. Издержки современной подготовки

5.2. Подготовка борцов по принципу формирования базовой системы зна­ний, умений и навыков

5.3. Основы базовой подготовки

5.3.1. Отдельные операции и их устойчивые совокупности. Основные поло­жения борца

5.3.2. Дистанции

5.3.3. Передвижения и направления маневрирования

5.3.4. Захваты

5.3.5. Вспомогательные элементы борьбы ногами

5.3.6. Способы тактической подготовки

5.4. Базовые приемы борьбы

5.4.1. Базовые приемы для групп начальной подготовки (1-й год обучения, 10-11 лет)

5.4.2. Базовые приемы для групп начальной подготовки (2-й год обучения, 11-12 лет)

5.4.3. Базовые приемы для групп начальной подготовки (3-й год обучения, 12-13 лет)

5.5 Технико-тактические действия

5.5.I. Приемы защиты

5.5.2. Контрприемы

5 5.3 Комбинации

Глава 6. Содержание программы базовой подготовки групп начального обучения

6.1. Краткая характеристика возрастных особенностей детей и подростков

6.2. Этапы подготовки и их взаимосвязь с годами обучения

6.3. Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения с учетом возрастных периодов развития физических качеств у юных борцов

6.4. Урок как основная форма занятий, наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы

6.5. Основные компоненты системы многолетней подготовки и их значение для начального обучения

6.6. Учебная документация

6.7. Методика обучения

Глава 7. Управление подготовкой борцов высшей квалификации

7.1. Принципиальная схема управления

7.2. Индивидуализация подготовки борцов

7.2.1. Совершенствование коронных атакующих действий

7.2.2. Феномен утраты эффективности коронных атакующих действий

7.2.3. Овладение тактикой ведения поединка

7.2.4. Подведение спортсменов к ответственным стартам.

7.2.4.1. Годовой календарь соревнований

7.2.4.2. Совершенствование физических кондиций борца

7.2.4.3. Ударная нагрузка на заключительном сборе

7.2.4.4. Сроки прибытия спортсменов на Олимпийские игры

Заключение

Список литературы

Научное издание

Шахмурадов Юрий Аванесович

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ

Редактор А. С. Иванова

Художник В. В. Маслов

Художественный редактор Ю.Э. Иванова

Технический редактор Л.А. Овчинникова

Корректор Г.И. Буханова

Компьютерная верстка С.Н. Луговая

ЛР № 010146 от 25.12.96. Изд. № Х/Е-181. Сдано в набор 16.06.97. Подп в печать 22.07.97. Формат 60x88 1/32 - Бум. офс. №1. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Объем 11,76 усл. печ. л. 11,76 усл. кр.-отт. 11,90 уч. -изд. л. Тираж 2 000 экз. Зак. № 381

Издательство «Высшая школа», 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14.

Набрано на персональных компьютерах издательства.

Отпечатано в ОАО «Оригинал» 101898, Москва. Центр, Хохловский пер., 7

* Вероятность — это числовая характеристика (в %) степени возможности появ­ления какого-либо случайного события при тех или иных повторяющихся условиях. В данном случае речь идет о том, чтобы подготовку мастера превратить из явления случайного в явление закономерное.

* Естественный отбор — процесс выживания организмов, наиболее приспособлен­ных к условиям среды. В отношении спорта употребляется не в прямом смысле, а в переносном.

* Единица анализа — это элемент расчленения какого-либо сложного явления на более мелкие части; она должна обладать всеми свойствами данного явления

* В теории и практике спорта укоренился не совсем корректный термин "психологическая подготовка спортсмена". Если быть точным, он говорит о подготовке в области науки психологии, хотя речь явно идет о "закаливании" психики атлета. Поэтому считаем, что правильнее будет говорить "психическая подготовка спортсмена".

* Технология — это строго заданная последовательность действий при реализации конкретной работы.

Наши рекомендации