Глава 4. история развития психологических знаний 2 страница

Исключительно большой вклад в развитие отечественной и мировой психологии внес В. М, Бехтерев. Он является основате­лем первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), Санк-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире человековедческий институт — Психоневрологический институт. Бехтерев является основателем ряда научных обществ и научных журналов. Всемир­ную известность получили его фундаментальные труды: «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология», «Психи­ка и жизнь», «Внушение и его роль в общественной жизни» и др. В 1922 г. В. М. Бехтерев издает труд «Коллективная рефлексоло­гия», в котором представлены проблемы социальной психоло­гии и их объяснение с позиции рефлексологии. Особую роль в утверждении рефлексологии как отрасли знаний сыграла пуб­ликация работы В. М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926). Рефлексология, возникнув в сфере психологии, про­никает в педагогику, психиатрию, социологию, военное дело.

В дальнейшем в развитие отечественной, советской психоло­гии большой вклад внесли Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, П. К. Ано­хин, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, А. Р.Лурия, А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, Г. М.Андреева и др.

Л.С.Выготский (1896—1934) разработал теорию происхожде­ния и развития высших психических функций, с позиции кото­рой он объясняет возникновение сознания человека. Выготский утверждал, что развитие человеческой психики, сознания осуще­ствляется через усвоение общечеловеческого опыта. По мнению Выготского, сознание является динамической смысловой систе­мой, функционирующей в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов.

Фундаментальная идея Выготского — представление об опо­средованном характере психической деятельности человека. Осо­бое внимание Выготский уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психи­ки. По его мнению, психическое отражение действительности чело­

веком детерминируется социальным опытом людей, закреплен­ным в слове. Он подчеркивал, что сознание человека в своем развитии обусловлено социальным взаимодействием. Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув и обосновав концепцию о зонах ближайшего развития ребенка.

Л. С. Выготский создает одно из направлений (школу) в отече­ственной психологии. Его идеи сыграли большую роль в форми­ровании советской теории психического развития (А.Н.Леонть­ев) и педагогической психологии (П.Я.Гальперин, Д. Б.Элько-нин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя и др.).

Одно из направлений советской психологии возникло в Гру­зии. Под руководством Д. Н. Узнадзе грузинские психологи ус­пешно разрабатывали проблему установки. В 1979 г. в Тбилиси проходил первый в СССР Международный симпозиум по про­блемам бессознательного, на котором школа Узнадзе получила высокую оценку.

Относительно самостоятельное направление (школу) создает С.Л.Рубинштейн, осуществлявший в свое время руководство на­учными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Инсти­туте обшей и педагогической психологии. Он произвел система­тизацию и концептуализацию категорий психологии в своем фун­даментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью чело­века. При этом СЛ. Рубинштейн показывает, что внешние воздей­ствия проявляют себя через внутренние, психологические факто­ры: содержание и состояние психики индивида. Рубинштейн утвер­ждал, что психика и деятельность едины и что психика формиру­ется только в деятельности. В работе «Бытие и сознание» (1957) он раскрывает идею психологического детерминизма и показывает, что внешние причины действуют через внутренние условия, среди которых наряду с психическими образами, мышлением, система­ми операций особую роль играют личностная мотивация, цели и способности индивида.

Большой вклад в разработку деятельностного подхода к по­ниманию и исследованию психики человека внес советский пси­холог А. Н.Леонтьев (1903— 1979). В его фундаментальных трудах («Проблемы развития психики», 1959; «Деятельность, сознание, личность», 1975) раскрывается психологическая структура дея­тельности, показано взаимодействие ее основных компонентов: мотивов, целей и условий. В структуре сознания А.Н.Леонтьев выделяет его системообразующие компоненты — систему значе­ний и смыслов. Иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривает как базовое структурное образование лич-

\ ности. Им была разработана теория, названная психологической теорией деятельности.

С. Л. Рубинштейн и А. Н.Леонтьев сыграли большую организа­торскую роль в создании отделения и факультета психологии (1964) в Московском государственном университете.

Аналогичную роль в создании факультета психологии в Ленин­градском государственном университете (1964) сыграл Б.Г.Ана­ньев (1907—1972). Его заслуга и в том, что под его руководством подготовлена плеяда известных в нашей стране ученых — создана ленинградская психолого-педагогическая школа. Он внес большой вклад в разработку интегральных проблем человекознания, воп­росов педагогической психологии, восприятия и др.

Особое внимание к развитию отечественной психологии и под­готовке психологов проявляется в поствоенный период. Наряду с факультетами психологии в Московском и Ленинградском уни­верситетах в 1964 г. факультеты психологии открывают в Тбилис­ском, а позже в Ярославском и других университетах. Начинается преподавание психологии в юридических вузах, во всех высших военных учебных заведениях, организуются кафедры психологии, юридической психологии, военной психологии.

В Институте философии АН СССР создается сектор психоло­гии, в 1971 г. — Институт психологии АН СССР, директором кото­рого становится один из ведущих советских психологов Б. Ф.Ломов. В трудах согрудников этих институтов СЛ. Рубинштейна, Б. М.Тепло-ва, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, В.Н.Мясище-ва, К.А.Абдульхановой-Славской, Б.Ф.Ломова, Е.В.Шороховой, А. В. Брушлинского, К. К. Платонова и др. решаются задачи разра­ботки теоретико-методологических основ психологии и разрабаты­вается система методологических принципов психологии, определя­ется предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Проблемы психологии активно обсуждаются на страницах жур­налов «Вопросы психологии» (издавался с 1955 г.), «Вестник МГУ», «Вопросы философии» и др. С 1980 г. выходит в свет «Психологи­ческий журнал».

Активизируются исследования в области теории сознания, его взаимосвязи с подсознанием.

С начала 60-х годов активно разрабатываются теоретические и Прикладные проблемы социальной психологии, проводятся ис­следования по инженерной психологии, психологии обучения и воспитания, судебной психологии, военной психологии. В ряде сфер жизнедеятельности людей разрабатываются и используются методики и процедуры профессионального психологического от­бора (военное дело, спорт, авиация и др.).

Начинает формироваться психологическая служба в сфере на­родного образования, спорта, производства, военного дела, транс­порта, здравоохранения, семьи и брака и т.д.

Психология становится неотъемлемым элементом культуры нашего общества.

Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и про­блем психологии внесли А. В. Запорожец и Д.Б.Эльконин (зало­жили основы детской психологии), В.В.Давыдов, П.Я.Гальпе­рин, И. А. Зимняя (педагогическая психология), В.С.Мухина (возрастная психология), А.В.Петровский, Е. С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Г.М.Андреева (социальная психология), А. В. Ба­рабанщиков, Н.Ф.Феденко, М.И.Дьяченко, А. Д. Глоточкин, А. М.Столяренко (военная психология), Б.Ф.Ломов, Б.Л.По-номаренко, А.А.Крылов (инженерная психология), Б.Г.Анань­ев, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов (теория личности в психологии), Б.М.Теплов (психология способностей), Н.Д.Левитов (психические состоя­ния) и др.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте особенности первых обыденных представлений людей о душе.

2. С чем связано возникновение учений о душе в VI в. до н. э.?

3. Покажите вклад древнегреческих мыслителей в учение о душе.

4. Раскройте роль, которую сыграли врачи древнего мира в развитии материалистических представлений о психике.

5. В чем состоит особенность церковно-богословной концепции души?

6. Покажите особенности механистических представлений о психике. Каковы их истоки?

7. В чем состоят особенности развития представлений о душе, Психи­ке в XVII в.?

8. Раскройте особенности развития учений о психике в XVIII в.

9. С чем связано возникновение психологии как научной отрасли зна­ний?

10. Покажите вклад открытий в области физиологии человека и нерв­ной системы в становление психологии как науки.

11. Раскройте особенности становления экспериментальной психо­логии.

12. Проанализируйте особенности развития в конце XIX — начале XX в.

13. Раскройте особенности становления психологии в России.

14. Покажите вклад отечественных физиологов в развитие психологи­ческой теории.

15. Раскройте особенности развития отечественной психологии в пост­революционный период.

16. Дайте характеристику основных школ западной психологии.

17. Проанализируйте особенности основных школ отечественной пси­хологии.

18. В чем состоят особенности современного этапа в развитии отече­ственной психологии?

психология личности

ГЛАВА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Проблема личности — одна из центральных в психологии. Ве­дущей она является и для других гуманитарных, антропологиче­ских наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т. д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте ее изучения.

Так, например, педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и раз­вития. Философия делает акцент на выявление сущности лично­сти и ее роли в общественном развитии, в социальном прогрессе. Экономика изучает личность как субъект производства, распре­деления и потребления материальных и духовных ценностей, благ. Юриспруденция рассматривает личность как носителя правового сознания, правовых норм, правил, ценностей, как субъекта пра­вовых отношений, действий, поведения.

Психологию личность интересует с точки зрения ее внутрен­него строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологиче­ских проявлений, роли в этом природных, биологических (на­следственных), социальных и других обстоятельств. Одна из цен­тральных проблем в психологии личности — выявление психо­логических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.

В исследовании проблем личности психология занимает одну из ведущих, определяющих позиций. Данные психологии вносят существенный вклад в коррекцию или подтверждение философ­ских взглядов на понимание сути личности и ее роли в обще­ственном развитии. Разработки психологией проблем личности яв­ляются основополагающими в решении своих аспектов личности Другими гуманитарными, антропологическими науками, и преж­де всего такими, как педагогические, юридические, социологи­ческие, политологические, экономические, медицинские.

Понимание личности тесно связано с осмыслением таких ка­тегорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъект-ность.

Человек — понятие видовое и включает в себя две взаимосвя­занные системы: биологическую и психическую, духовную. Каж­дая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и от­дельных феноменов. В своем физиологическом и психическом

развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, дет­ство, отрочество, юность, взрослость, старость.

Индивид — это отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного чело­века, характеризующих его своеобразие.

' Субъект — это человек в совокупности таких психических ха­рактеристик, которые позволяют ему осуществлять пелеполага-ние и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Субъектность — это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям актив­ности. Эти цели могут быть ситуативными, в интересах решения задач текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь. Очевидно, что чем более отда­ленные цели, социально значимые и адекватные своим возмож­ностям, человек ставит и осуществляет действия по их достиже­нию, тем более развита и социальна, социализирована личность, тем выше уровень ее субъектности.

Под личностью в отечественной психологии понимают слож­ное, системное, многоуровневое, иерархически организован­ное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сло­жившееся, сформировавшееся психическое образование чело­века, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как созна­тельный субъект познания и активного преобразования действи­тельности. «

Личность — это конкретный человек в совокупности тех духов­ных, психических особенностей, качеств, которые характеризу­ют его как объекта (продукт, результат) общественного (и друго­го) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это конкрет­ный человек как носитель сознания (К.К.Платонов) и самосо­знания.

Сознание личности имеет общественно-исторический харак­тер. Самосознание — это высший уровень развития сознания че­ловека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отноше­ниях, действиях и поступках. Самосознание — это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Jlo мере того как у человека формируются и развиваются со­знание, осознание и понимание смысла окружающей его дей­ствительности, себя в реальном мире, смысла своего существова­ния, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт не­

осознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, при­вычек, установок, влечений, стереотипов и т. п.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процес­се взаимодействия с социальной и природной средой, с матери­альными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельнос­ти. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следую­щие:

макросоциосреда — общественный строй, государственное ус­тройство, уровень развития общества и его возможности для обес­печения жизни и деятельности людей, особенности идео­логического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т. д.;

микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллек­тив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

воспитание — специально организованный процесс формиро­вания и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учрежде­ниях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нрав­ственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, на­учная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает соци­альным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки пред­метно-практических действий, поведения;

социальное взаимодействие во всем многообразии его разновид­ностей, и прежде всего общение с другими людьми.

На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, совре­менная техника, технологии ее производства и эксплуатации, ис­пользования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современ­ными радио-, теле- и другими техническими устройствами. Ха­рактер и степень такого воздействия на человека не полно и в отдельных сферах лишь частично изучен. (См., например: Дичее Т. Легализованный сатанизм и психотронное рабство // Молодая гвардия. - 1993. — № 10.)

Наряду с социальными обстоятельствами исключительно боль­шую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физио­логические особенности человека, и в первую очередь особенности обших и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состо­яние организма в целом. Связи между психическим развитием че­ловека и состоянием его организма неоднозначны. При опреде­ленной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований.

Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, кос­мических и других условий жизни и деятельности человека. Не­однозначные, но обычно разрушительные воздействия на психику и физиологию людей оказывают природные катаклизмы и бедствия: землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры в атмосфе­ре, общее потепление планеты под влиянием так называемого пар­никового эффекта, возникшего в результате производственной и другой экологически разрушительной деятельности людей.

Одним из наименее изученных и все более привлекающих вни­мание исследователей факторов формирования и развития лич­ности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Источники ноосферы имеют как планетарное, так и космическое основание. Ноосфера оказывает воздействиие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдель­ных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воз­действий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потреб­ности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирова­ния и развития.

В целом личность как системное психическое образование че­ловека выступает результатом сложного взаимодействия назван­ных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-струк­турное оформление. При этом и социальные, и биологические, и

природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н.Леон­тьев), как отраженные в виде образов, представлений, понима­ния смысла, интересов и т.п.

Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий.

Схема 7

Факторы формирования и развития личности

глава 4. история развития психологических знаний 2 страница - student2.ru

.Субъект

Объект

Индивидуально-психологические особенности человека

Личность — это сложный и системный феномен прежде всего общественного развития. Человек как личность предстает в сово­купности духовных качеств, особенностей, в которых он стано­вится носителем тех или иных социальных ценностей (професси­ональных, нравственных, политических, этнических, эстетиче­ских, правовых, экологических и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как активно действующий субъект

познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что субъектность выступа­ет ведущей и определяющей стороной личности. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осо­знанная постановка целей поведения и деятельности, субъект­ность, он складывается и развивается как личность.

Особую роль в формировании и становлении личности, ее от­дельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятель­ность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельно­сти человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных дей­ствий — происходит социализация личности, формируется и раз­вивается ее субъектность.

Социализация личности — это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, прави­лами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности че­рез освоение человеком материальной и духовной культуры, со­циальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает соци­альным опытом, но и наращивает его, производит соответствую­щие изменения в социальной и природной среде. Процесс сёциа-лизации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой — про­является индивидуальность человека, осуществляются экстерио-ризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Личность формируется и развивается под воздействием сово­купности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельно­сти, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализа­ция личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектное™ происходят под влияни­ем социальных обстоятельств. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в появлении, формирова­нии и развитии личности.

Именно в процессе социализации у личности возникают соот­ветствующие отношения к социальным фактам и в целом к окру­жающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно,

избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе социализации человек оатадевает социальным опы­том, начинает понимать смысл окружающего его мира, происхо­дит осознание себя в нем: складываются системы смысловых обра­зований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждени­ях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой ин­формации, самообразование.

В системе смысловых образований представлено понимание человеком смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, земной цивилизации, в целом картины мира и тенденций его раз­вития. Расширение и углубление знаний человека об окружающей его действительности и о себе самом позволяют ему более успеш­но ориентироваться в жизненно важных для него процессах, адек­ватнее реагировать на воздействия среды и тем самым повышать защищенность человека от агрессивных и других негативных воз­действий среды. Вот почему формирование у специалистов науч­ного мировоззрения, научной картины мира является важнейшим условием их социализации и профессионального становления. При этом не все, в чем человек видит тот или иной смысл, приобрета­ет для него и личностный смысл, становится значимым для удов­летворения тех или иных его потребностей.

По мере познания окружающей его действительности, себя самого, смысла жизни и своего существования человек начинает видеть, понимать и личностный смысл, личностную значимость тех или иных сторон, фактов, событий, процессов в этой дей­ствительности. Человек все более начинает связывать удовлетво­рение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с по­требностями человека и служащие их удовлетворению в данный момент или в перспективе, становятся для него значимыми, при­обретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности — это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей лично­сти, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, при­обретают то или иное личностное значение.

Система ценностных образований личности — более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические струк­туры. В них наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения, потребностно детермини­рованные позиции. При этом те или иные внешние события, об­стоятельства могут иметь для человека ситуативно, кратковременно

либо постоянно и длительно как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл: добро—зло, красиво—безобразно, хорошо—плохо, полез­но—вредно, возвышенно—низменно, нужно—не нужно и т.д.

Очевидно, что при взаимодействии человека с окружающим его миром понимание смысла происходящих в нем событий, про­цессов и явлений помогает ставить адекватные возможностям человека цели, а степень значимости для личности этих целей соответствующим образом активизирует энергию и стремление человека, создает мотивацию достижения поставленных целей, побуждает к действию по реализации этих целей.

В целом профессиональное становление личности невозможно без формирования широкой и разносторонней системы смысловых и ценностных образований, и прежде всего связанных с професси­ональной и близкими с ней сферами жизнедеятельности.

Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса:

1) общую социализацию как становление личности гражда­нина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, поли­тического, правового, религиозного и другого содержательного характера;

2) профессионально-ролевую социализацию личности как ов­ладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;

3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.

Профессионально-ролевая социализация и профессионализа­ция личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности.

Становление и развитие личности связано с формированием различных «Я»-образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиоло-гическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я»-деятельностное, «Я»-нравственное, «Я»-профессиональное, «Я»-семейное и т.д. Си­стема «Я»-образов личности в совокупности с содержательным их наполнением характеризует «Я»-концепцию личности как относи­тельно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Это достаточно целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ своего «Я». В зависимости от количественной и качественной характеристики «Я»-образов личности говорят о степени сложности «Я»-концеп-ции личности специалиста.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и

преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем боль­ше субъектности в человеке, тем больше в нем личностного. Субъект-ность является одной из атрибутивных характеристик личности.

Другой атрибутивной характеристикой личности выступает ак­тивность. Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях че­ловека к тому, что он делает и что происходит с ним, в жизнен­ной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его пове­дения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологи­ческих ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоут­верждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целена­правленное, потребностно-детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется прежде всего тем, что, как, почему и во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.

Наши рекомендации