Методики изучения эффективности воспитательной работы

I. Создание ситуаций выбора:

а) выбор уроков;

б) выбор занятий по интересам с различной направленностью;

в) выбор учителя, с которым можно пообщаться по любой проблеме.

II. Анкета для учащихся

1. Какие уроки вы выбрали?

2. Почему именно эти уроки?

а) Правится предмет;

б) нравится учитель;

в) заинтересовала тема;

г) пошел за компанию с товарищем;

д)случайно;

е) посоветовали;

ж) у этого учителя спокойно себя чувствуешь на уроке;

з) на этом уроке можно не отвечать;

и) другие причины (укажите).

3. Что вам понравилось на уроке?

а) Содержание заданий;

б) рассказ учителя;

в) форма рассказа;

г) отдельные фрагменты урока;

д) содержание вашей работы на уроке;

е) отношение к вам учителя;

ж) отношения между учащимися;

з) что еще (допишите).

4. Что для вас на уроке было неожиданным, удивительным?

а) Содержание заданий;

б) материал, который узнал на уроке;

в) форма урока;





г) форма работы ученика на уроке;

д) отношение к вам учителя;

е) отношения между учащимися;

ж) что еще (допишите).

5. Что вам понравилось? Что бы вы хотели изменить, улучшить на уроке?

6. Удовлетворены ли вы тем, что пошли на эти уроки?

а) Полностью удовлетворен;

б) скорее удовлетворен, чем не удовлетворен;

в) затрудняюсь ответить;

г) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен;

д) не удовлетворен.

III. Анкета для педагогов

1. Оцените День творчества по следующим параметрам:

а) что было полезного;

б) что было интересного;

в) что было неожиданного.

2. Какие проблемы в проведении урока по выбору вы увидели?

3. Какие проблемы остались неразрешенными?

4. Какая помощь вам необходима для решения этих проблем?

5. С какими проблемами в организации часа по интересам вы столк­нулись?

6. Какие трудности вы испытывали при проведении часа общения?

7. Какую методическую помочь вы хотели бы получить, чтобы ус­пешно проводить час общения?

8. Что нового, неожиданного открыл этот день в детях?

9. Что вам не понравилось в проведении этого дня?

10. Что бы вы предложили для улучшения подготовки и проведе­ния Дня творчества?

ГУ. Анкета для тех, кто не пришел на встречу с педагогами 1. Почему вы не пришли на урок общения с учителем?

а) Не нравятся педагоги;

б) ушел за компанию;

в) не знаю, о чем спрашивать;

г) не знаю, как спрашивать;

д) помешали другие ребята;

е) другие причины (назовите).

2. Что нужно изменить, чтобы вы захотели прийти на следующую встречу?

V. Цветограмма

В этот день каждый ученик оценивает занятия, которые посетил, с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей занятия (см. таблицу 7).

Таблица 7

Цвет жетона   1-й вариант   2-й вариант  
Красный   Все понравилось, доволен, что пришел   Был активен, смог проявить свои способности  
Зеленый   Доволен, что пришел, но не все понравилось   Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить  
Желтый   Не совсем доволен, что пришел   Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому  
Синий   Занятия не понравились, зря пришел   Совсем не проявил себя  

VI. Сочинение-размышление на темы (по выбору):

1. День творчества. Что это такое?

2. Каким я вижу (представляю) День творчества.

VII. Коллективный анализ — обсуждение учащимися и педагога­ми следующих вопросов и заданий:

1. Что было в День творчества: а) полезного; б) удивительного; в) неожиданного?

2. Что понравилось: а) на уроках; б) на занятиях по интересам; в) на часах общения?

3. Кто (что) удивил (о) вас?

4. Что понравилось? Кто (что) огорчил(о) вас?

5. Внесите предложения по улучшению проведения таких дней.

6. Нарисуйте эмблему Дня творчества.

7. Выразите ваше настроение в этот день с помощью рисунка.

Если изучение ведется открыто, например при анкетирова­нии, педагог предварительно разъясняет его полезность для самих школьников, для улучшения дальнейшей работы в шко­ле, классе, показывает важность откровенного и заинтересован­ного отношения детей при ответах на поставленные вопросы. В этом случае полезно познакомить опрашиваемых с результа­тами исследования. Итоги сообщаются в интерпретированном, обобщенном, систематизированном виде, без указания авторов того или иного мнения. Знакомство с итоговой информацией изучения может быть завершено обсуждением и разработкой путей решения выявленных недостатков, проблем.

При проведении диагностического исследования необходи­мо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согла­сия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты


6 Организация воспитательного процесса в школе




или беседы, сообщение результатов, которые унижают досто­инство отдельных учителей или школьников.

При исследовании результатов и эффективности воспита­тельного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и под­тверждали объективность, достоверность результатов изуче­ния. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывать воз­растные и индивидуальные особенности учащихся, специфи­ку коллектива и взаимоотношений в нем.

В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспече­но заполнением каждым персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы.

Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специалист или незнакомый для опра­шиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой даже давление знакомого для испытуемых педагога.

При изучении воспитательной работы в школе особенно важ­но предусмотреть возможность как качественного, так и коли­чественного анализа полученных данных. В этих целях нужно продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, их математическую обработку. Методики должны быть доста­точно простыми и не требовать громоздких процедур для обра­ботки и интерпретации полученных результатов. Полезно со­ставить специальные таблицы, доступные для восприятия де­тей и взрослых, где ежегодно фиксируются основные, наибо­лее важные данные «срезовых» исследований.

Объективность информации, ее сравнимость возможна в том случае, если обеспечивается систематичность изучения резуль­татов и эффективности воспитательного процесса. Для этого нужно:

а) проведение «срезовых» исследований в одно и то же вре­мя учебного года;

б) соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать ежемесячно, другие — ежегодно, третьи — через 2—3 года);

в) обеспечение преемственности в использовании диагнос­тического инструментария исследования.

Систематичность изучения состояния воспитательной сис­темы предусматривает его плановость, которая помогает соблю-

дать чувство меры в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей заполнением анкет или выполнением каких-то заданий. В про­тивном случае может снижаться объективность получаемой информации. Нам кажется нецелесообразным проведение ан­кетного опроса с одними и теми же учащимися, родителями, педагогами более двух раз в году. Полезно составить план изу­чения состояния, результатов воспитательного процесса в кол­лективе, структура которого может быть следующей:

Таблица 8

Что изучать   Методика (методы) изучения   Дата   Ответственный  
               

Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме со всеми участниками педагоги­ческого процесса — педагогами, учащимися, родителями. Сте­пень сходства их суждений, мнений, оценок обеспечивает боль­шую объективность информации и выводов.

При отборе содержания и способов изучения состояния и результатов воспитательного процесса важно учитывать, что большинство методик позволяет зафиксировать не один, а не­сколько показателей. Так, при составлении «срезовых» анкет включаются вопросы на определение психологической атмо­сферы в коллективе, взаимодействия членов коллектива, вос­питанности и активности детей. Конечно, каждая школа, кол­лектив имеют свою специфику, поэтому при изучении резуль­татов воспитательной работы целесообразно использовать ме­тодики, адекватные особенностям педагогического процесса в учебном заведении.

Изучение результатов воспитания в школе будет более пло­дотворным, если осуществляется управление диагностической деятельностью. Прежде всего в решении данного вопроса долж­на проявить заинтересованность администрация школы. Она подбирает группу специалистов, которые могли бы организо­вать систематическое и планомерное изучение состояния и ре­зультатов воспитательного процесса. Администрация опреде­ляет заказ, направляет и регулирует работу этой группы. В то же время руководство школы стремится включить в исследо­вательскую деятельность всех учителей школы, что способству-

ет повышению их субъектной роли в построении и развитии воспитательного процесса учебного заведения. Классные руко­водители, организаторы проводимой работы осваивают различ­ные методы изучения учащихся и коллектива, способы анали­за материалов исследования воспитательного процесса в пер­вичных коллективах.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенности изучения результатов и эффективности вос­питательного процесса?

2. Назовите критерии и показатели результатов воспитательного процесса.

3. Почему результаты воспитательной работы всегда относитель­ны?

4. Как изучать воспитанность учащихся?

5. Как изучить результат и эффективность конкретного меропри­ятия, формы воспитательной работы?

6. Назовите требования к изучению результатов и эффективности воспитательной работы.

§ 4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сущность и требования к организации аналитической деятельности

Роль педагогического анализа в воспитательной работе чрез­вычайно велика. Чем глубже и обоснованнее педагог осуществ­ляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффектив­нее его действие по упорядочению управляемой системы и пе­реводу ее в новое, более высокое качественное состояние.

Анализ тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием воспитательной работы. Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности коллектива на очередной период. Чем конкрет­нее цели, тем вернее, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.

В результате анализа воспитательного процесса педагоги определяют:

— результаты педагогического процесса;

— целесообразность проводимой работы;

— факторы, которые обусловили достигнутые результаты;

— эффективность используемых средств, степень их влия­ния на результаты воспитательного процесса;

_ достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины;

— неиспользованные возможности и резервы для дальней­шего совершенствования работы;

— пути развития воспитательного процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.

Анализ может обеспечить: а) научность планирования;

б) действенность регулирования воспитательного процесса;

в) действенность контроля.

Опираясь на принципы педагогического анализа, разрабо­танные Ю.А.Конаржевским, охарактеризуем основные требо­вания к организации анализа воспитательной работы1.

1) Анализ воспитательной работы должен быть объективным и предусматривать выявление существенных черт анализиру­емого объекта, отделение их от несущественных, учет как ко­личественных, так и качественных характеристик; выявление причинно-следственных связей, являющихся основой для рас­познания наиболее существенных сторон воспитательного про­цесса, изучение педагогом каждого отдельного явления, при­знание диалектического единства объективного и субъектив­ного при первичности объективного.

2) Необходимо рассматривать всю совокупность явлений в их взаимосвязи и взаимодействии. Лишь через различные от­ношения с другими явлениями педагогической деятельности данное явление может проявить свою сущность. Любой воспи­тательный процесс, любое педагогическое явление, в каких бы условиях они ни протекали, обязательно существуют во взаи­модействии с другими.

3) Рассматривать предмет анализа следует в процессе воз­никновения, становления, изменения и развития: вскрывать его противоречивый характер, учитывать количественные и качественные изменения, переходы из одного состояния в дру­гое, определять связь между прошлым, настоящим и будущим предмета анализа.

4) Анализ предусматривает исследование воспитательного процесса как динамичной, целостной системы, взаимодейству­ющей со средой, характеризующейся наличием совокупности внутренних и внешних связей.

1Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процес­са и управления школой. — М.: Педагогика, 1986. — С. 46—60.


 

5) Любая программа анализа должна строиться на основе принципа главного звена. Главное звено — это тот элемент си­стемы, на который можно эффективно воздействовать, влиять в первую очередь, ибо без этого невозможно достичь цели, так как главное звено связано с другими звеньями необходимыми связями. Воспитательный процесс — явление настолько мно­гогранное и сложное, что проанализировать все его стороны просто невозможно. Изучение главного воздействующего фак­тора, причин его возникновения дает возможность педагогу выработать меры по регулированию воспитательного процесса и тем самым нейтрализовать действие других факторов, менее существенных или случайных.

6) В основе анализа лежит комплексный подход, который характеризуется следующим: выделением в анализируемом явлении или процессе сторон, подлежащих изучению с пози­ции различных наук; единством цели и направлением педаго­гического анализа, их субординации и координации, подчине­нием всех частных целей главной; соответствием методов изу­чения содержанию исследуемых явлений; взаимодействием различных систем знаний; согласованностью действий всех участников анализа; учетом роли нравственных, ценностных-и психологических факторов при анализе любой педагогичес­кой проблемы.

7) Необходимо обеспечить целенаправленность анализа, что предусматривает четкую формулировку и глубокое осмысление общей и частных целей педагогического анализа. Второй сто­роной данного требования выступает планирование, ибо план — это модель действий субъекта анализа по достижению намечен­ной цели (целей). Отсюда вытекает обязательность планирова­ния аналитической деятельности.

8) Анализом должны заниматься все члены педагогическо­го коллектива. Это предусматривает широкое внедрение само­анализа в деятельность каждого педагога. Учителю важно уви­деть связь между методами, которые он применяет, и достиг­нутыми результатами, выяснить причины успеха или неудач в работе. Необходимым является привлечение к анализу воспи­тательного процесса детей и родителей. Участие в анализе всех членов коллектива позволяет увидеть различные стороны вос­питательного процесса, обеспечить активную и ответственную позицию каждого за организацию и результат работы.

9) Организация и проведение анализа предусматривают ре­шение воспитательных задач. Участие в аналитической работе формирует у учащихся активность, ответственность за прини-

маемые решения и планируемые дела, развивает аналитичес­кие умения, потребность в самоанализе. Постоянная воспита­тельная работа, проводимая педагогами на основе материалов анализа в течение всего учебного года, обобщение результатов, подведение итогов дисциплинируют, подтягивают учителей и учащихся, стимулируют более серьезную и вдумчивую работу по самообразованию.

Выводы анализа необходимо фиксировать в оперативных управленческих решениях, которые следует конкретно адре­совать и определить сроки их исполнения. Рекомендации по выводам анализа следует контролировать, в воспитательных целях соблюдать гласность, знакомить коллектив не только с результатами анализа, но и процедурой их получения.

Соблюдение вышеизложенных требований позволяет обес­печить системный анализ воспитательного процесса, любого педагогического явления.

Для осуществления анализа воспитательной работы в шко­ле или первичном коллективе необходимо иметь следующую информацию:

1) четко сформулированные воспитательные и организаци­онно-педагогические задачи;

2) материалы, отражающие результаты воспитательного

процесса;

3) перечень педагогических средств, которые использова­лись для решения поставленных задач;

4) сведения об эффективности влияния используемых педа­гогических средств.

Видыи уровни анализа воспитательной работы

Учитывая классификацию видов педагогического анализа, предложенную Ю.А.Конаржевским, выделим виды анализа воспитательной работы по различным признакам.

По объекту (что анализируется): а) анализ воспитательной работы школы в целом; б) анализ работы отдельных структур­ных подразделений (начальных классов, клубных центров и т. п.); в) анализ работы класса, кружка, группы; г) анализ работы классного руководителя, руководителя-кружка и т. д.

По субъекту (кто анализирует): а) анализ, проводимый ди­ректором, его заместителем; б) анализ, проводимый классным руководителем, руководителем кружка; в) анализ, проводимый учащимися; г) анализ с участием педагогов, учащихся, роди­телей.





 

По цели (для чего анализируется): а) объективная оценка педагогической деятельности; б) подведение итогов работы и определение задач на будущее; в) преодоление, ликвидация недостатков в работе; г) выявление педагогических резервов; д) регулирование хода воспитательного процесса на основе опе­ративной информации и данных внутришкольного контроля; е) обобщение передового педагогического опыта; ж) изучение результатов воспитательного процесса.

По содержанию (каков характер анализа): а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды воспи­тательной работы; б) тематический или локальный; в) парамет­рический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели воспитательной работы.

По повторяемости (как часто осуществляется анализ): а) пе­риодически повторяющийся; б) постоянный (оперативный или текущий); в) итоговый.

Приведенная классификация позволяет увидеть совокуп­ность признаков, характеризующих анализ, и в то же время она не исчерпывает все многообразие аспектов и ситуаций ана­литической работы педагога.

Анализ воспитательного процесса на практике осуществля-' ется на нескольких уровнях: стихийно-эмпирическом, эмпи­рическом и теоретическом.

На стихийно-эмпирическом уровне цель аналитической де­ятельности не осознается педагогом. Это приводит к не связан­ным друг с другом и не до конца осознанным действиям по изу­чению явлений, что служит свидетельством несистематической работы по анализу воспитательного процесса. При эмпиричес­ком уровне анализа его целью является установление внешних связей между отдельными фактами, характеризующими вос­питательный процесс с различных сторон. Предметом анали­тической деятельности на этом уровне выступают педагогичес­кие явления и факты. Педагог ограничивается изучением внеш­них связей явлений, не раскрывая их сущности, он формули­рует цель анализа, но не умеет ее расчленить на подцели.

Для научного уровня характерна единая целевая организа­ция. С одной стороны, педагог формулирует цели анализа, до-' стижение которых окажет позитивное воздействие на стабили­зацию всей управляемой системы, а с другой — конструирует те из них, которые влияют на стабилизацию самой функции педагогического анализа. На своем высшем (научном) уровне развития анализ позволяет соотнести между собой изначаль­ные цели и полученные результаты, тем самым раскрывая при-

чины и сущность изучаемого педагогического явления. Науч­ный уровень означает переход в аналитической деятельности от описания к объяснению и прогнозированию. Такой уровень анализа воспитательной работы предусматривает участие в этой деятельности всего педагогического коллектива, а также уча­щихся и родителей.

Уровень аналитической деятельности — это показатель про­фессионализма педагога.

Стадии и мыслительные операции аналитической деятельности

Общую логику анализа (его стадии) можно условно предста­вить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных опера­ций, анализа и синтеза:

синтез 1 — анализ — синтез 2

Поскольку основу анализа, как правило, составляют воспи­тательные задачи, покажем, как можно описать эти стадии.

Синтез 1: вывод о том, как в целом решена поставленная за­дача, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.

Анализ: что делалось для решения поставленной задачи, какая воспитательная работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).

Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, при­чинах снижения результативности воспитательной работы.

На всех стадиях в большей или меньшей степени осуществ­ляются следующие мыслительные операции:

— описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предмета (системы) анализа;

— расчленение явления, предмета анализа (системы, эле­мента) на составные части;

— сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состо­янием явления, его состоянием для различных ситуаций и ус­ловий;

— установление причинно-следственных связей;

— классификация признаков в предмете анализа, выделе­ние основной характеристики;

— обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выво­ды по результатам анализа;

— абстрагирование, предложение о возможных путях раз­вития данного элемента (системы).

Анализ решения воспитательной задачи включает следую­щие действия:

а) четкая, конкретная формулировка задачи;

б) выделение составных частей, компонентов задачи и крат­кая их характеристика;

в) определение в задаче основных, актуальных для данной ситуации характеристик;

г) разработка критериев и показателей уровня решения за­дачи с учетом основных характеристик;'

д) разработка методик для изучения результатов решения задачи;

е) составление перечня педагогических средств с целью ре­шения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение;

ж) разработка методик изучения эффективности использу­емых средств и степени влияния различных факторов на ре­шение задачи;

з) проведение методик, сбор информации;

и) обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем;

к) написание результатов анализа;

л) обсуждение и утверждение анализа в педагогическом кол­лективе.

Вышеизложенные действия педагоги могут осуществлять при проведении аналитической работы в конце учебного года в школьном или первичном коллективе; при подготовке вопро­сов на педагогический совет, если обсуждение этих вопросов связано с анализом состояния в школе какой-либо проблемы; при анализе решения задач конкретного дела.

Наши рекомендации