Модуль iii. теория обучения

ПЕДАГОГИКА

ACADEMIA

Москва

Издательский центр «Академия»

УДК 37(075.32)

ББК 74.00я73

С 47

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор

Воронежского государственного педагогического университета,

заслуженный деятель науки РФ Е.П. Белозерцев;

зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор

Курского государственного университета А.Д. Гонеев

Сластёнин В.А. и др.

Педагогика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 380 c.

В учебнике с позиций антропологического, аксиологического, культурологического и полипарадигмального подходов раскрываются введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теории обучения, воспитания и управления образовательными системами, педагогические технологии.

Авторы – лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Для студентов педагогических вузов. Содержание учебника соответствует новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 бакалавр педагогического образования.

Может быть полезен студентам средних педагогических учебных заведений, а также студентам тех вузов, в которых курс педагогики введен в качестве базовой или элективной дисциплины гуманитарного цикла.

© Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Модуль I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии

§ 2. Особенности педагогической профессии

§ 3. Педагогические ценности и их классификация

§ 4. Педагог в условиях информационного общества

Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога

§ 1. Сущность педагогической деятельности

§ 2. Основные виды педагогической деятельности

§ 3. Структура педагогической деятельности

§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности

§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Глава 3. Профессиональная компетентность и культура педагога

§ 1. Модель профессиональной компетентности педагога

§ 2. Теоретическая готовность к педагогической деятельности

§ 3. Практическая готовность к педагогической деятельности

§ 4. Педагогическое мастерство и культура учителя

Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога

§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности

§ 2. Задачи и структура педагогического образования

§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя

§ 4. Самообразование как средство становления педагога-профессионала

Модуль II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке

§ 1. Объект, предмет и функции педагогики

§ 2. Образование как социальный феномен и общечеловеческая ценность

§ 3. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики

§ 4. Связь педагогики с другими науками

§ 5. Структура педагогической науки

Глава 6. Методология и методы педагогических исследований

§ 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре учителя

§ 2. Философский уровень методологии педагогики

§ 3. Общенаучный уровень методологии педагогики

§ 4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

§ 5. Организация педагогического исследования

§ 6. Система методов и методика педагогического исследования

Глава 7. Целостный педагогический процесс

§ 1. Сущность педагогического процесса и его структура

§ 2. Функции, движущие силы и закономерности целостного педагогического процесса

§ 3. Личность как объект и субъект целостного педагогического процесса

§ 4. Условия построения целостного педагогического процесса

§ 5. Личностно-ориентированный подход в целостном педагогическом процессе

Модуль III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Глава 8. Обучение в целостном педагогическом процессе

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

§ 2. Функции и движущие силы процесса обучения

§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

§ 4. Логика учебного процесса и структура усвоения

§ 5. Виды обучения и их характеристика

Глава 9. Закономерности и принципы обучения

§ 1. Закономерности обучения

§ 2. Принципы обучения и их классификация

§ 3. Принципы обучения, связанные с содержанием образования

§ 4. Организационно-методические принципы обучения

§ 5. Основные концепции развивающего обучения

Глава 10. Содержание образования как основа базовой культуры личности

§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер

§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования

§ 3. Структура содержания общего образования

§ 4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования

§ 5. Особенности содержания дошкольного образования

Глава 11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

§ 1. Структура и функции стандарта общего образования

§ 2. Учебные планы

§ 3. Учебный предмет

§ 4. Учебные программы

§ 5. Учебная литература

Глава 12. Методы и средства обучения

§ 1. Сущность методов обучения и их эволюция

§ 2. Классификация методов обучения и критерии их выбора

§ 3. Традиционные методы обучения

§ 4. Инновационные методы обучения

§ 5. Дидактические средства

Глава 13. Формы организации обучения и диагностика его качества

§ 1. Сущность форм и систем организации обучения и их генезис

§ 2. Классификация современных форм организации обучения

§ 3. Урок как основная форма организации обучения

§ 4. Дополнительные и вспомогательные формы организации обучения

§ 5. Диагностика качества обучения

Наши рекомендации