Программа факультативного курса «основы православной культуры»

Основные задачи курса:

- приобщение к православной традиции религиозной жизни;

~ познакомить с основными догматическими положения­ми вероучения Православной Церкви;

- развивать нравственные чувства; :

- познакомить с основными событиями Ветхого и Нового Завета;

- сообщить некоторые события из истории Православной Церкви.

Данный курс рассчитан на четыре года(32-34 часа в год, 1 час в неделю),

В 1-м классе предлагается познакомить детей с наиболее яркими и доступными их восприятию событиями из Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, потоп, Иосиф и его братья, Рождество Христово, чудеса Спасителя и др.). А также дать представление об основных положениях православной веры;

познакомить с храмом, молитвой, иконой. На этом этапе не­обходимо пробудить интерес детей к Православию, рассказ педагога должен волновать душу ребенка.

Программа курса «Основы православной культуры»____________27

Во 2-м классе дети изучают в хронологической последова­тельности события Ветхого и Нового Завета, более система­тично и подробно, чем в 1-м классе. Но при этом надо ста­раться не оказаться в плену у материала, а связывать истори­ческие события с современной жизнью.

В основу программы для 3-го класса положен годовой цер­ковный круг. В этом же классе целесообразно дать представ­ление о суточном богослужебном круге.

В 4-м классе дети изучают краткую церковную историю, опираясь на жития святых. А также изучают Символ веры, при этом они повторяют все изученное ранее. Надо оговорить­ся что программа не предусматривает заучивание Символа веры наизусть. Достаточно, чтобы дети своими словами пра­вильно ответили, в чем заключается наша вера. Заканчива­ется данная программа циклом уроков, посвященных жизни православного человека. Нравственные нормы постигаются детьми через более глубокое изучение заповедей Божиих.

Для эффективной работы по данной программе необходи­мо учитывать психологические особенности младших школь­ников. Отсюда вытекают следующие методические выводы:

• в связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использоватьтесобытия из Ветхого и Нового Завета, из житий святых, исто­рии Церкви и т. п., которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию - например, младшим школьникам будет интересно слушать про детство •гвятых;

• так как у младших школьников воображение непроиз­вольное, надо направлять его на воссоздание данногообраза.С этой целью может быть использован прием словесного ил­люстрирован и я;

• опорой для наглядно-образного мышления могутстатьиспользуемые для проведения урока различные репродук­ции, а также иконы;

• для развития словесно-логического мышления необходи­мо на уроках задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков. Для этого можно ставить, на­пример, такие вопросы: что побудилоэтого человекатак по­ступить? К чему это могло привести?



ВВЕДЕНИЕ



Й класс

Сентябрь

Вводный урок. Что мы будем изучать?Кто мы, откуда мы? Чем живы? (Понятие о Православии как о религии русского народа.)

Бог - Творец мира.

Октябрь

Крестное знамение. Молитва.

Красота Православия. Икона. Церковное пение. Колоколь­ный звон.

Храм. Как надо молиться. Что мы видим в церкви.

Библия - Книга книг,

Ноябрь

Сотворение мира видимого и невидимого. Ангелы. Ангел-хранитель.

Адам и Ева. Изгнание из рая. Послушание.Каин и Авель, Зависть. '' ;

Потоп. '

Любовь к родителям.

История Иосифа.

Декабрь

Пророк Моисей и десять заповедей.

Ожидание Спасителя. Рождество Божией Матери. Введе­ние во храм. Благовещение.

Святые. Святой Николай Чудотворец.

Рождество Христово.

Январь

Праздник Рождества.

Детство Иисуса Христа. Сретение. Отрок Иисус во храме.

Чудеса Иисуса Христа. Христос и дети. Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Воскреше­ние дочери Иаира.

Февраль

Чудеса Иисуса Христа. Укрощениебури. Хождение по во­дам. Насыщение пяти тысяч людей.

Притчи. Притча о сеятеле.'

Притча о блудном сыне.

Март

Притча о милосердном самарянине.

,, '^грамма курса «Основы православной культуры»_____________29

Каким должен быть православный человек?Примеры из

житий святых.

Как вести себя православному человеку? ,

Грех.Исповедь.

Апрель

Вход Господень в Иерусалим.

Страдания Спасителя наКресте и воскресение.

Праздник Пасхи.

Преподобный Сергий Радонежский.

Май

Великомученик Георгий Победоносец. Вознесение.Праздник Святой Троицы.

Й класс

Сентябрь

Вводный урок. Крестное знамение. Молитвы«Во имя Отцаи Сына и Святого Духа», "Слава Тебе.Боже наш,слава

Тебе».

Храм. Что находится в церкви. Богослужение.Молитва

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Сотворение мира видимого и невидимого. Ангелы. Молит­ва «Святый ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне1»

Жизнь первых людей. Грехопадение. Грех и покаяние. Молитва «Боже, милостив будь мне грешному».

Октябрь

Каин и Авель. Борьба с грехом,

Потоп. ...

История Авраама.Троица. Авраам и Исаак.

Иосиф и его братья.

Ноябрь

Пророк Моисей.

Десять заповедей.

Святой пророк и царь Давид.Псалтирь.

Декабрь

Пророки Иона, Илия, Елисей.

Даниил и три отрока.

Рождество Божией Матери. Введение вохрам, Благовеще­ние. Молитва «Пресвятая Богородице,спаси нас»,

Рождество Христово.



ВВЕДЕНИЕ



Январь

Праздник Рождества.

Сретение. Отрок Иисусво храме.

Пророк Иоанн Креститель. КрещениеГосподне. 'Таинство Крещения.

Февраль

Брак вКане Галилейской. Исцеление десяти прокаженных. Исцеление расслабленного.

Притча о сеятеле.

Притча о мытаре и фарисее.Притча о милосердном царе и злом рабе.

Притча о богатом и Лазаре.

Март

Преображение.

Молитва Господня.

Вход Господень в Иерусалим.

Апрель

Тайная Вечеря. Суд над Иисусом Христом. Страдания Спа­сителя на Кресте и Воскресение.

Праздник Пасхи.

Явление Христа после Воскресения. Вознесение и соше­ствие Святого Духа.

Жизнь Божией Матери после вознесения Иисуса Христа.

Май

Церковное искусство.

Церковные таинства.

Святые покровители(преподобный Серафим Саровский;

святые Вера, Надежда,Любовь; святая Нина; святые Кирилл и Мефодий и др.).

3-й класс

Сентябрь

Вводный урок. Годовой церковныйкруг.Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи. Рождество Божией Матери. Помощь Божией Матери. Мо­литва «Достойно есть».

Воздвижение Креста Господня. Молитва «Кресту Твое­му...»





Октябрь

Устройство храма. Иконы. Недельный и дневной церковный круг. Богослужение.

Покров Божией Матери. Димитриевская родительская суббота. Поминовение усоп-

ших в Православной Церкви.

Ноябрь

Казанская икона Божией Матери. Чудотворные иконыБо-

жией Матери.

Поведение в храме. Жизнь православного человека. Собор Архистратига Михаила. Ангелы.

'Декабрь

. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Благоверный князь Александр Невский. •Святой Николай Чудотворец.

Рождество Христово.

Январь

Крещение Господне.

Преподобный Серафим Саровский.

Таинства.

Февраль

Святая блаженная Ксения Петербургская. ..Собор новомучеников иисповедников Российских.

Сретение Господне.

Собор Вселенских учителей и святителейВасилия Вели­кого, Григория Богословаи Иоанна Златоуста,

Март

Искушение Христа в пустыне. Великийпост. Подготови­тельные недели. Прощеноевоскресенье.

Недели Великого поста.

Грех и покаяние. Исповедь.

Сорок мучеников севастийских.

Апрель

Благовещение. Молитва «БогородицеДево...»

Лазарева суббота.Вход Господень в Иерусалим.

Страстная седмица.

Пасха.

Май

Неделипо Пасхе.

Вознесение и праздникСвятой Троицы.






  Преподобный Паисий Величковский.Старчество. Оптин. Смирение. Юродивые. • Вторая заповель Блаженств;

Летние праздники: Преображение Господне, Успение Божией Матери.

4-й класс

Сентябрь

Вводный урок. Святые РусскойПравославной Церкви.

Апостолы.

Мученики.

Святые Константин и Елена. ВоздвижениеКреста Господня.

Октябрь

Преподобный Сергий Радонежский и благоверный князь Димитрий Донской.

Просветители Кирилл и Мефодий.

Святые равноапостольные княгиня Ольга икнязь Владимир. Крещение Руси.

Святые АлександрНевский и Даниил Московский.

Ноябрь

Преподобный Серафим Саровский.

Святой патриархТихон. Новомученики и исповедники Российские.

Оптинские старцы. Декабрь

Символ веры. Первый член Символаверы. Вера. Сотворение мира. ' Второй член Символа веры. Святая Троица. Третий член .Символа веры. Рождество Христово.

Четвертый член Символа веры. Суд надХристом. Страда­ние и смерть. Крест в жизни христианина.

Пятый член Символа веры. Воскресение Христово. Жены-мироносицы.

Январь

Шестой член Символа веры. Вознесение. Седьмой член Символа веры. Второе Пришествие Христа на землю.

Восьмой член Символа веры. Сошествие Святого Духа на апостолов.

Девятый член Символа веры.. Церковь.Помощь святых апостолов.

Февраль

Десятый член Символа веры. Таинства: Крещение, Миро­помазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Еле­освящение.

Одиннадцатый член Символа веры. Воскресение мертвых.

Двенадцатый член Символа веры.

Каким должен быть православныйчеловек. Десять запове­дей Божиих.

Первая и вторая заповеди Закона Божия(«Аз есмь Господь

Бог...», «Не сотвори себе кумира...»).

Третья и четвертая заповеди Закона Божия («Не поминай

имя Бога всуе», «Чти день субботний»).

МартПятая заповедьЗакона Божия - любовь и уважение к

родителям.

Шестая, седьмая,восьмая заповеди ЗаконаБожия

убий», «Не прелюбодействуй», «Не укради»).

Девятая и десятая заповеди(«Не лжесвидетельствуй», «Не

завидуй»). Апрель

Заповеди Блаженства. Нагорнаяпроповедь.Первая заповедь Блаженства («Блаженны нищие ду-

Втораа заповедь Блаженства («Блаженны плачущие...»). Плач по грехам. Третья заповедь Блаженства («Блаженны

кротции...»). Послушание.

Четвертая заповедь Блаженства («Блаженны алчущие и

жаждущие правды...»). Справедливость.

Май

Пятая заповедь Блаженства («Блаженны милостивии...»).

Любовь к ближнему, милосердие.

Шестая заповедь Блаженства («Блаженны чистые серд­цем...»). Совесть. Седьмая заповедь Блаженства («Блаженны миротворцы...»). Мир с ближними, братство.

Восьмая заповедь Блаженства («Блаженны изгнании прав­ды ради...»). Терпение. Девятая заповедь Блаженства («Бла­женныесте егда поносят вас...»). ПреданностьБогу.

Итоговый урок по заповедям.

Ю. Клюева

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Тема. Рассказ О. Веригиной «Для самых юных»*

Цепи урока. Познакомить детей с историей праздника Рожде­ства; приучить общаться с книгой; развивать речь, память, внима< ние; научить бережному отношению ко всему.

Ход урока

I. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы поговорим с вамио праздниках. Какие вы знаете праздники?

Дети отвечают.

- А какой праздник у вас самый любимый?

Дети отвечают.

- Угадайте,какой праздник самый любимый у меня. А вам подскажувремя года, когда бывает этот праздник;

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? Дети. Зимой. У. Кто отгадал мойлюбимый праздник?

Дети отвечают.

- Мой любимыйпраздник - Рождество. А чтоэто за праздник Дети отвечают.

* Дети работаютпо книге «С Рождеством Христовым!".М.: Интврбумага,1995.

- В этот день родилсяГосподь Иисус Христос. Ребята, а что

вы можете рассказатьо Боге?д. Он все сотворил.

- Он все может.

- Он все видит.

У. А теперь опишите грудного ребенка. Какой он?

д. Маленький, беспомощный, несамостоятельный, У. А зачем же Бог - всемогущий, всеведущий - стал ма­леньким беспомощным Ребенком? Оказывается,Бог стал че­ловеком ради нас с вами. Он пришел спасти насот грехов наших и научить нас любить друг друга. Он пришел расска­зать о том. что люди умирают не навсегда и что будет день, когда все люди воскреснут, оживут.

Учитель показывает детям вертеп, икону или картину, изобража­ющую Рождество Христово.

- Посмотрите, что здесь изображено.

Дети отвечают.

- Здесь изображено Рождество. В центре лежит Младенец, рядом Его Мать - Дева Мария. А где лежит Ребенок?

Д. В пещере. У. Иисус Христос родился в пещере, где жили домашние

животные, потомучто Его родители пришли из другого горо­да и места в гостинице им не нашлось. Кого еще вы видите?

Д. Ангелов. У. Ангелы явились пастухам и рассказали,что родился

Спаситель. Покажите, где пастухи.

Еще здесь изображены мудрецы ~ волхвы,они увидели в небе звезду и поняли, что родился необыкновенный Ребенок, поэтому они взяли подарки и пошли поклониться Ему. Най­дите звезду.

Вот я вам рассказала про свой любимый праздник. И сегод-ия я вам буду читать книгу о нем.Как называется эта книга?

Д. "С Рождеством Христовым!» У. В этой книге много песен, стихотворений, рассказов,

посвященных Рождеству Христову. Я вам прочитаю рассказ Веригиной «Для самых юных».Как вы понимаете название, кого называют юными?

Д. Молодых людей, детей.



КОНСПЕКТЫ УРОКС

1 Рассказ О. Веригиной «Для самых

юных»




I у. Давайте найдем иллюстрации,которые подходят к на­шему рассказу. Что изображено на обложке? Д. Елка, праздничный стол, мальчик.

У. Итак, этотрассказ специально для детей. А подзаголовок у этого рассказа такой - «Рождественскийсон». Сейчас вы узнаете,что же приснилосьдевочке Катеринке подРождество. II. Чтеиие учителем и беседа о прочнтанном Учитель читает рассказ. У. Что же приснилось Катеринке? Д. Что ее пригласили звери пойти поклониться Младенцу У. Какие звери пришли к Катеринке? Д. Цапля, мышь. У. А какие тамеще могли оказаться звери? Дети называют. - Кто еще, кроме зверей,был с Катеринкой? Д. Ангел-хранитель. У. У каждого крещеного человека есть ангел-хранитель, он невидимо всегда находится рядом с человеком до самой его .смерти. Что чувствовала Катеринка, когда шла по лесу? Д. Она сначала удивилась, потому что услышала, как звери разговаривают. Потом она стала думать, почему звери выбрали ее. а не других детей, которые лучше нее. А в конце Катеринка радуется, потомучто встретилась с Мла­денцем. У. Почемуже звери взяли Катеринку с собой,а не кого-то другого? Д. Потому что она помогала животным: спасламышонка от кошки, вынула осуиз воды. У. Что вы можете сказать о Катеринке,какая она? Д. Она добрая, любит животных, скромная, видит чужие достоинства и свои недостатки. III. Коллективное рассматривание книги У. Посмотрите на книгу. Как вы думаете,в ней тольколишь этот рассказ или нет? Д. Нет, там еще есть стихи, другиерассказы. У. Как называется книга, в которой собраныразные произ­ведения разных авторов? Д. Сборник.

У. Что у них общего? д. Они все относятся к праздникуРождества.

у. Что изображено на страницеI?Д. Здесь изображено, как пастухи пришли поклониться

Младенцу.

У. Подходит эта иллюстрация к нашемурассказу?

Д. Да, эту сцену увидела Катеринка,когда пришла с .жи­вотными в город Вифлеем.

У. Что изображено на странице5?

Д. Как ангел явился пастухам.

У. А сверху написан тропарь праздника,он поется в церк­ви, и в нем говорится о том, как к Спасителю пришли пастухи. и волхвы-мудрецы. Послушайте, как он звучит:РождествоТвое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нембозвездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу прав­ды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи,слава Тебе.Подходит ли эта иллюстрация к нашему рассказу?

Д. Нет.

У. Посмотрим на страницу10.Д. Здесь рисунок, как ина обложке. У. Подходит он к нашему рассказу? Д. Нет, потому что в рассказе не описывалисьелка, стол.- Да, потому что у Катеринки наверняка естьелка и праз­дничный стол.

У. Посмотрим на страницу11. Что мы здесь видим?

Д. Детей в церкви.

У- Подходит эта иллюстрацияили нет?

Д. Да, Катеринка перед сном думает,как она пойдет в

Церковь.

У. Что изображено на странице 12?

Д. Дети читают книгу под елкой. Эта иллюстрация не под­ходит к нашему рассказу.

У. Дальше рассмотрите книгу самостоятельно,а потом ска­жите, какие в ней есть еще иллюстрации и подходят лиони к

Вашему рассказу.

Д. На странице26 нарисован ангел,он загадывает детям

загадки.Этот рисунокне подходит.На странице 28 детиводят

38 КОНСПЕКТЫ УРОКОв

хоровод. Эта иллюстрация тоженам неподходит. На странице 35 люди ходят с песнями ипоздравляют всех, эта иллюстрация тоже не подходит.

У. Какие же событияиз нашего рассказа мы не увидели на картинках?

Д. Как Катеринка созверями идетпо лесу.

IV. Домашнее задание

У. Дома нарисуйте Катеринку иживотных. А также попробуйте найти какую-нибудь книгуо Рождестве.

Ю. Клюева

Тема. Рассказ Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Цели урока. Совершенствовать навык выразительного чтения; развиватьречь, мышление; пробудить в детях милосердие, сострадание

Ходурока

Наши рекомендации