Технико-тактические действия

К технико-тактическим действиям относятся: разведка, атака, за­щита, контратака, восстановление сил, удержание преимущества и многое другое. Главной отличительной особенностью действия явля­ется его подчиненность цели. Кроме того, действия атаки, защиты и контратаки отличаются от соответствующих приемов более сложной структурой. В частности, для них характерна преднамеренная подго­товка (тем или иным способом) удобной для проведения приема ситуации. В то время как прием чаще всего применяют при ошибках и стихийно (случайно) возникших удобных ситуациях.

В последние годы специалистами была изучена структура технико-тактических действий, применяемых борцами в поединке. Так, в работе Р.А. Пилояна, В.Т. Джапаралиева [27] приведен следующий их пере­чень: разведка, атака, защита, контратака, выталкивание за ковер в захвате, демонстрация активности, реализация опасного положения, ликвидация опасного положения, удержание преимущества, восста­новление сил. Авторы первыми предложили метод количественной оценки тактики ведения поединка. Этот раздел мастерства в полной мере борцы начинают постигать на этапе углубленного совершенство­вания; на этапе базовой подготовки он ограничивается овладением действиями атаки, защиты и контратаки.

Приемы защиты

Борцам важно уметь во время схватки не только создавать благо­приятные ситуации для атаки, проводить приемы атаки и контратаки, но и умело защищаться.

Защита — это совокупность операций, направленных на разруше­ние атаки соперника.

Р. Петров выделил следующие разновидности защиты: универсаль­ные, специфические, статичные, динамичные, действительные, лож­ные, активные и др. Все они имеют свои характерные особенности, которые определяют их целевую направленность.

Г.С. Туманяном [44] представлена классификация защит, состоя­щая из двух групп: 1) против конкретных приемов и контрприемов и 2) против целостной деятельности соперника в схватке. В первой группе выделены такие защиты, как глухая, пассивная, активная и ложная, а во второй — 2 подгруппы: защиты за счет демонстрации ложной активности, с применением маневрирования, выведения из равновесия и т.д. и защиты за счет дезорганизации противоборства соперника с использованием неудобных для него маневрирований, захватив, взаи­морасположений, дистанций и других операций.

Специалисты едины во мнении, что совершенная защита является грозным оружием для достижения победы над соперником. И именно защита является одним из видов тактики борьбы. Любой защите можно научить быстрее, чем атакующему действию, но любая защита требует определенной подготовки: и физической, и технической, и психиче­ской. Поэтому мы считаем, что каждая защита должна соответствовать определенному уровню подготовленности борца, т.е. этапу совершен­ствования. Для этого необходимо обобщить и проанализировать со­ревновательную деятельность борцов, а также провести опрос ведущих тренеров.

Результаты наблюдения соревновательной деятельности показыва­ют, что для проявления и наращивания активности, особенно для удержания преимущества в схватке, борцы чаще всего применяют активную и пассивную защиту. В частности, активная защита встре­чается в стойке, а пассивная — в партере. Роль активной защиты становится первостепенной в связи с тем, что современные правила соревнований поощряют активную борьбу и наказывают пассивную.

Проведенные нами исследования с участием 98 ведущих тренеров страны, занимающихся с юными борцами, говорят о том, что на этапе начального обучения необходимо изучать активную защиту и что она должна быть базовой для других видов защиты. По их мнению, основным видом тактики защиты должен быть признан тот, который обеспечивает беспрепятственный и результативный переход к контр­атаке.

Таким образом, учитывая современные правила соревнований, мнение ведущих тренеров страны и результаты наблюдения, можно сказать, что в группах начальной подготовки необходимо начинать изучение с защиты, а именно — с активной защиты в стойке и пассивной — в партере.

Здесь нами рассматривается содержание активной защиты в стойке (рис. 131). Обучение пассивной защите в партере предлагается в программе для детско-юношеских спортивных школ (1977 г.), поэтому данную тему мы не будем рассматривать. Кроме того, в учебнике «Спортивная борьба» [37] этот вопрос описан достаточно хорошо.

Технико-тактические действия - student2.ru

Скажем только, что пассивная защита — это прием, направленный на предотвращение атаки или ее дезорганизации за счет активного ис­пользования частей своего тела. Так, при пассивной защите в стойке предотвращается выполнение приемов атаки за счет разрыва дистан­ции, сковывающих захватов, упора руками, головой, зацепов, обвивов и т.д. Обороняющийся борец не владеет инициативой и не имеет преимуществ в развитии ситуации.

Активная защита — прием, включающий операции, направленные на отражение атаки соперника и на создание удобной ситуации для проведения контратаки.

На рис. 131 приведена примерная структура обучения активной защите базовой техники. Она состоит из трех крупных блоков: движе­ний ногами, движений руками и движений туловищем. Каждая из них имеет вспомогательные элементы, а те, в свою очередь, подвспомогательные. Так, используя защиту движением ног, за счет маневрирова­ния в неудобном направлении шагом вправо или шагом влево, борец нейтрализует атакующие действия соперника. Того же результата можно добиться, постоянно изменяя взаимное расположение ног (за счет правосторонней или левосторонней стойки) или дистанцию. Тем самым борец создает благоприятные условия для незамедли­тельного проведения контрприема и добивается преимущества. Та­кой же принцип защитных движений руками: постоянная смена атакующих захватов с использованием захвата руки двумя руками, или захвата руки из-под плеча, или захвата рук (за локти)^снизу в сочетании с блокирующими захватами (упором, хватом, обхватами), и одновременными толчками (левой или правой) рукой позволяет отражать атаки соперника и создавать удобную ситуацию для про­ведения контратаки.

Варьирование элементов защиты движением ногами и руками позволяет эффективно использовать элементы защиты движением туловища. Например, маневрированием в неудобном направлении — шагом право, захватом руки из-под плеча — борец может осуществлять повороты влево, провести защиту нырком влево или наклоном стоя на месте или оказывать непрерывно теснение — грудь к груди.

Такой подход в обучении стимулирует активность юных борцов и моделирует соревнования в тренировочном процессе с самого раннего возраста.

Итак, в ходе обучения мы решаем две взаимообусловленные задачи:

а) умение разрушать или предотвращать нападение соперника в начале атаки;

б) умение использовать выгодные ситуации для продолжения атаки.

Изучение тактики защиты, которая направлена на дезорганизацию деятельности соперника, и создает реальные предпосылки для контр­атак, требует последовательности в обучении по принципу «от простого к сложному». Однако применение такой тактики оправдано лишь при высоких показателях двигательной реакции и скоростно-силовых воз­можностей у юного борца.

Контрприемы

Известно, что контрприемы в спортивной борьбе относятся к разделу технико-тактического мастерства. Они выполняются в стойке и партере. Контрприемы позволяют борцу обострять схватку и выиг­рышно выходить из различных критических ситуаций, требуют высо­кой координации и быстроты движений. Наиболее часто при проведении контрприемов применяются специфические операции, связанные с использованием только одного приема или группы при­емов. Известный профессиональный борец и тренер В.А. Пытлясинский [34] утверждал, что «вовремя ответить приемом на прием много значит: можно дать противнику захват, но не верный и, когда против­ник будет проводить прием, легко опрокинуть его или добиться преимущества». Часто контрприем может трансформироваться в от­дельное самостоятельное боевое действие, имеющее различную такти­ческую направленность, а именно — сочетание сковывания, вызова и опережения.

С помощью контрприемов борец очень часто добивается победы на туше. Иногда возникают благоприятные условия для проведения контратаки без подготовки за счет опережения атакующих действий соперника. По нашему мнению, опережающие действия выполняются благодаря предугадыванию атаки, оптимальному использованию рас­положения частей тела атакующего, его инерции и направления раз­виваемых усилий или потери равновесия, т.е. благодаря особой быстроте реакции и высокому оперативно-тактическому мышлению.

Исследования В.П. Пойманова [33] технико-тактической подготов­ленности борцов высокой квалификации показали, что в 531 схватке ими выполнен 2731 прием, из них 2262 (82,6%) —в стойке и 469 (17,8%)

в партере. Пропорциональное соотношение выполненных приемов в стойке таково: 34,06% — сбивания с различными захватами; 29,71% — различные варианты бросков и контрприемов; 16,19% — переводы. Среди приемов, закончившихся победой на туше, первое место зани­мают различные броски и контрприемы. Исследования явно демонст­рируют высокую результативность контрприемов и повышение их значимости для последовательного изучения.

По мнению А.З. Катулина [16], при необходимости с контрприе­мами можно знакомиться и раньше, чем с приемами защиты, но тогда их изучение строят так, чтобы атакующий борец сначала несколько задерживался в положении атаки и этим создавал благоприятные условия для выполнения контрприемов. Более конкретно по данному вопросу выразился П.Ф. Матущак [22]. Он считает, что в 1-й год обучения, после того как занимающиеся овладели приемом, нужно изучать и контрприемы, а не защиту, поскольку в контрприеме соче­таются элементы защиты и нападения.

На основе всех этих данных В.В. Нелюбин [25] провел эксперимент по разработанной им методике обучения атакующим и контратакую­щим действиям. Результаты исследования показали, что борцы экспе­риментальной группы по сравнению с контрольной были лучше подготовлены к проведению различных действий и имели больше чистых побед над борцами контрольной группы за счет более качест­венного применения атак и контратак и большего их количества. Автор утверждает, что данная последовательность обучения способствует повышению динамичности, техничности и агрессивности стиля веде­ния борьбы в разных условиях.

Контратака может применяться и в сочетании с защитами. Борец использует активную защиту как средство разрушения атаки соперника и на этом фоне создает предпосылку к выполнению контрприема.

Значимость этих приемов отражена в ряде научных работ. Так, А.Н. Ленц [18] описал несколько способов выполнения контратак и пред­варительных защит. В работах J. Hatta [53], S. Sasahara [52] большое внимание уделяется их сочетанию. По мнению авторов, основными качествами, которыми должен обладать борец для реализации этих приемов, являются быстрота и координация движений. Значимость и влияние двигательных качеств на формирование контратакующей тех­ники были подтверждены Д.Г. Миндиашвили и др. [23]. Они провели исследование методом опроса 135 ведущих отечественных и зарубеж­ных тренеров, а также спортсменов. На основании мнения большин­ства опрошенных (86%) установлено, что из исследуемых физических качеств наибольшую ценность при выполнении контратакующих дей­ствий представляют:

­ быстрота и скорость двигательной реакции —74%;

­ скоростная выносливость —78,3%;

­ ловкость — 78%;

­ активная гибкость —69,6%.

На основе этих данных и результатов анализа соревновательной деятельности борцов вольного стиля авторы определили значимость различных групп контрприемов при попытке захвата ног(и):

1-е место — контрприемы при захвате ноги (голова изнутри) — 26,7%;

2-е место — контрприемы при захвате ноги (голова снаружи) — 24,1%;

3-е место — контрприемы при захвате ног — 19,5%;

4-е место — контрприемы при попытке захвата ног (при сближе­нии, голова снаружи) —14,5%;

5-е место — защита от проходов в ноги — 13,5%.

Как уже было сказано, контрприем — это сложное технико-такти­ческое действие. И динамика, и красота, и зрелищность современной борьбы в значительной степени зависят от контратак. Без них борьба выглядела бы, с одной стороны, разорванной на редкие и изолирован­ные эпизоды атак, а с другой — была бы лишена внезапности и чувства опасности.

Яркий след в истории вольной борьбы оставили прославленные мастера ковра: М. Цалкаламанидзе, Г. Схиртладзе, Д. Цимакуридзе, Б. Гуревич, В. Синявский, В. Балавадзе, А. Алиев, А. Медведь, А. Иваницкий, И. Ярыгин, Л. Тедиашвили, Р. Дмитриев, С. Андиев, братья А. и С. Белоглазовы, А. Фадзаев. Они в совершенстве владели приемами контратаки, направленными на рациональную организацию взаимодействия внешних и внутренних сил (активных, реактивных, инерционных), тем самым лишая своих соперников возможности активно действовать; они осуществляли взаимодействие с целью эф­фективного Использования контрприема для достижения победы. Контрприемы имеют такие же свойства и функции, как и приемы атаки. Они подразделяются на подготовительные (освоенные) и ситу­ативные, на выполняемые в стойке и партере.

Подготовительные (освоенные) контрприемы строятся на тех ба­зовых приемах атаки, которые борец освоил в стойке и партере в процессе подготовки. Реализация подготовительных контрприемов осуществляется по заранее отработанным программам.

Ситуативные контрприемы — это импровизированные приемы атаки, основанные на мышечной чувствительности спортсмена; это отдельные операции или их совокупность, направленные на исполь­зование определенных ситуаций, складывающихся в ходе поединка.

Выделим наиболее важные ситуации, разделив их на благоприятные и неблагоприятные. При благоприятных (для атакуемого) ситуациях атакующий сам оказывается в затруднительном положении, а при неблагоприятных — в аналогичное положение попадает атакуемый. К благоприятным ситуациям можно отнести: замешательство атакующе­го, потерю равновесия и т.д., т.е. то, что приводит атакующие действия к неполноценности; к неблагоприятным—условия, которые создал атакующий своему сопернику.

Оказавшись в экстремальных условиях, т.е. в условиях лимита времени и действий, атакуемый борец интуитивно может осуществить такой прием, которого раньше в его арсенале не было (но он мог увидеть этот прием в исполнении других борцов).

Таким образом, подготовительные контрприемы осваиваются це­ленаправленно в процессе обучения, а ситуативные воспроизводятся интуитивно и поэтому непредсказуемы.

Комбинации

Часто тренеры считают, что комбинация — это сложное технико-тактическое действие, состоящее из двух атак. Причем завершающая атака, по их мнению, является коронной. Ошибка такого мнения заключается в том, что комбинация ничем не отличается от атакующего действия, которое начинается с угрозы атакой. В том-то и дело, что комбинация всегда должна начинаться с коронной атаки. Противник только при реальной угрозе быть опрокинутым защищается в полную силу и тем самым создает ситуацию для проведения другой необходи­мой атаки. Отсюда вытекает важный вывод: основой комбинационной борьбы являются коронные атакующие действия, без них о комбина­циях в полном смысле слова говорить не приходится.

Таким образом, основу базовой подготовки составляют знания, умения и навыки отдельных операций, их устойчивых совокупностей и целостные действия, осваиваемые начинающим борцом в изложен­ной логике и последовательности. Содержание программы будет пред­ставлено в следующем разделе.

Глава 6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ГРУПП НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Многолетняя тренировка охватывает длительный период становле­ния борца от новичка до мастера спорта международного класса. Этот период составляет 5-12 лет. При построении многолетнего учебно-тре­нировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные сроки достижения наивысших спортивных результатов. Как правило, способные юные борцы достигают первых больших успехов через 6-8 лет (выполнение норматива мастера спорта), а высших достижений — через 9-10 лет специализированной подготовки. Знание тренером особенностей развития детского организма во многом предопределяет спортивный рост и достижение наивысших результатов. Основными и обязательными темами для изучения являются: возрастные особенно­сти детей и подростков; основные методические положения многолет­ней подготовки; этапы подготовки и их взаимосвязь с годами обучения; преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения с учетом возрастных периодов развития физических качеств у юных борцов; наполняемость учебных групп и режим учебно-трени­ровочной работы в ДЮСШ по вольной борьбе на этапе начальной подготовки.

Наши рекомендации