Роль внеклассной работы в формировании здорового образа жизни младших школьников

Чтобы быть здоровым - нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Поэтому нужно проводить работу не только с учащимися, но и с родителями.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает 3 основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Одной из главных и наиболее распространённых форм работы со всеми родителями является родительское собрание. Родительские собрания могут быть:

·текущими или тематическими;

·итоговыми;

·общешкольными и классными.

В тематику родительских собраний могут входить такие, как: «Физкультура и спорт в жизни школьника», «Как развить у ребёнка работоспособность?», «Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять?», «Плохие отметки и их причины», «Ваш ребёнок в школе и после школы», «Физическое здоровье ребёнка - залог успешности учебной деятельности», «Вредные привычки и как с ними бороться» и т.д.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать всё возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.

На родительском собрании учителю также следует объяснить, что, так же как и школа, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их дети были здоровыми. Учителю нужно добиться того, чтобы родители следили за соблюдением детьми режима дня. Учитель может проводить с родителями эпизодические беседы на конкретные темы, например, о возрастных особенностях детей, методике и технике закаливания, о формировании правильной осанки, рациональном питании детей, об общем распорядке дня в каникулярное время и т.п. Хорошо, если в такой беседе примет участие и медицинский работник.

Установление для школьника определенного режима, т.е. рационального распределения обязанностей на протяжении дня правильного чередования занятий и отдыха, обеспечивает здоровое и нормальное развитие ребенка. Правильное чередование труда и отдыха имеет большое значение, особенно в детском возрасте.

Распорядок дня во внешкольное время во многом зависит от семьи, поэтому учитель постоянно должен проводить среди родителей большую разъяснительную работу, освещая на классных и родительских собраниях, и в беседах значение правильного режима дня в деле воспитания и оздоровления школьников. На первом же родительском собрании учитель объясняет родителям, что соблюдение детьми режима дня столь же обязательно дома, как и в школе.

Режим дня школьника важен потому, что[17,C. 39]” он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок встает и ложится спать ежедневно в одно и то же время”. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром вставать бодрым. То же относится и к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи.

Рациональный режим дня создаёт здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.

Учитель должен донести до родителей,[17,C.41]” что ежедневное выполнение ребёнком рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения - сохранение и укрепление здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения”.

Ребёнок приучается к аккуратности, порядку, опрятности, учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает к режиму. Ребёнок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры.

Родители должны уяснить, что особенно важно приучать детей к тому, чтобы все учебные пособия были подготовлены с вечера. Ни в коем случае не следует это делать утром, так как поспешные сборы нервируют ученика.

Учителю нужно разъяснить родителю, что всем физиологическим процессам в организме свойственен определённый ритм, нарушение которого мешает правильной жизнедеятельности организма. В связи с этим надо строго придерживаться научно обоснованного режима дня, отражающего суточный режим жизни человека.

Соблюдение режима, правильное питание, полноценный сон, занятие гигиенической гимнастикой, хорошо организованное чередование учебных занятий с физкультминутками, отдыхом, прогулками, а также посильный бытовой труд - всё это будет содействовать правильному развитию ребёнка и успешному обучению его в школе.

Немаловажную роль в оздоровлении младших школьников играет совместный отдых с родителями. Задача учителя заключается в том, чтобы убедить родителей, что наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Он служит надежным средством укрепления и восстановления сил, потраченных за неделю. Сочетание всех основных составляющих частей полноценного отдыха (двигательная активность, благотворное воздействие факторов, познавательность, разнообразие впечатлений, общение с новыми людьми и т.д.) делает туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.

Учитель разъясняет, что семейные походы дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, полученный в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной активности. Доказано, что продолжительное выполнение циклических упражнений умеренной нагрузки (ходьба, езда на велосипеде, на лыжах, бег, прыжки) способствует развитию выносливости, которая в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование механизмов эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Семейный отдых в выходные дни и во время отпуска в форме туристических прогулок и походов оказывает большое влияние на укрепление здоровья, повышение физической тренированности и выносливости организма младшего школьника.

Таким образом,[21,C.102]” классные родительские собрания - это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса, через которое классный руководитель организует работу по повышению педагогической культуры родителей и вовлекает их в процесс обучения и воспитания, имеющий огромное значение в оздоровлении младших школьников”. Классным руководителем реализуется функция родительского просвещения и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, режиму, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Наши рекомендации