Современные подходы в специальном образовании 1 страница
8 3
ими, не исчезают в связи с «завершением» периода детства. В ряде случаев они даже усиливаются после окончания специальной школы. Следовательно, расширение объекта дефектологии (коррекционной педагогики) имеет место за счет увеличения возрастного диапазона охватываемого контингента: не только дети, но и подростки, взрослые. Расширение предмета детерминируется изменением условий их жизнедеятельности и увеличением количества используемых средств коррекции по сравнению с обучением и воспитанием в стенах специальной школы-интерната.
I Предмет коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) — виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (на дефект). 1 Объект изучения коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) — психические и физические нарушения, а не их носители, однако в реальной практической работе несомненно учитываются все индивидуальные и типологические особенности.
Коррекционная педагогика, которая выросла не из классичех ской дефектологии, а из современной социальной психологии и\ общей педагогики, в качестве предмета своего изучения рас- > сматривает «процесс дифференциации обучения, воспитания и ? развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в по- 1 ведении, определение наиболее результативных путей, способов ;. и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков» (Гонеев А. Д. и др., 1999). Объек-том коррекционной педагогики А. Д. Гонеев называет ребенка с \ 4-мя «Д»: наличие дефекта, перенесенная в детстве депривация, I наличие школьной дезадаптации и проявление девиации в пове- ( дении.
По определению, данному Г. Ф. Кумариной (2001), коррекционная педагогика —- это «область педагогического знания, предметом которой являются разработка и реализация в образова- \ тельной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической ; адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. При этом объектом выступают ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, кото-
■ ч...hi.ruiюти» no взаимодействии индивида со средой и не
ионлниы факторами, связанными с Органической этиологи-
. н пения социально-психологической, школьной дезадапта-
цнп*. ••
И. П. Подласый в «Курсе лекций по коррекционной педагогике» (2002) еще больше увеличивает разрыв между коррекционной педагогикой и дефектологией в понимании и определении предмета и объекта изучения.
\У Специальную педагогику (альтернативное название дефектологии, коррекционной педагогики) Н. М. Назарова и др. (2000) определяют как теорию и практику специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогичееких методов и средств, затруднительно или невозможно. Даже в обновленном варианте предмет и объект специальной педагогики наиболее близок дефектологии. \/До возникновения педагогики специальной школы воспитание и обучение аномальных детей было предметом лечебной педагогики. Основные положения ее строились на теории И практике психической ортопедии и сенсомоторной культуры. Термин «лечебная Педагогика» широко употреблялся в немецкой литературе XIX века, в начале XX века был распространен среди русских, а затем советских психиатров.
Существует несколько ойределений этого направления. Так, «Психолого-педагогический словарь» характеризует лечебную педагогику как отрасль педагогической "науки, разрабатывающую теорию и практику сочетания лечебных и педагогических средств воспитания и подготовки к жизни детей с отклонениями в развитии {автор-составитель В. А. Мижерйков, 1998). Здесь же указывается, что основная идея лечебной педагогики заключается в том, что при разумном сочетаний физиотерапии, психотерапии, специального режима с обучением доступным знаниям и привитием навъжов труда, культуры поведения и т. д. возможно развитие таких детей. В настоящее время название «лечебная педагогика» считается устаревпшм, не отражающим сущности изучаемой предметной области в педагогической науке и малоупотребительным.
«Педагогика лечебная» иногда используется как синоним ва-леологии и обозначает интегрированную медико-педагогическую науку, которая занимается проблемой разработки щадящих пе-
дагогических технологий, системы здоровьесохраняющего обу
чения. ......
Состояние здоровья, функциональные возможности и качество жизни — три понятия, которые в последнее время чащевсего объединяются термином «здоровье». Определение границ здоровья (отрицательных в момент смерти, положительных в момент счастья, деятельного состояния) зависит от того, кто оценивает его: пациент, лечащий врач или посторонний наблюдатель. В современной зарубежной литературе подчеркивается влияние здоровья как физического, психологического, социального и материального благополучия на качество жизни. В понятие «здоровье» включается размер доходов, позволяющий поддерживать определенный уровень жизни; свобода перемещения, которая зависит от состояния здоровья, и качество окружающей среды, которая может губительно или благотворно влиять на него.
Понятие «качество жизни*, по данным разны;х авторов, включает: удовлетворенность человека своим физическим, психическим и социальным благополучием; способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни во всех ее аспектах; оно определяется тем, насколько болезнь не позволяет пациенту жить, так, как он хотел бы. Болезнь, по меткому определению Карла Маркса,— это стесненная в своей свободе жизнь. Из этого следует, что для того, чтобы выздороветь, надо жизнь выпустить на свободу. В.таком случае значительную .роль играет эрготерапия.
Эрготерапия, или оккупационная терапия.(названия происходят от цонятий «работа», «занятость», «деятельность»), занимается развитием психофизических функций человека (как инвалидов, так и здоровых людей) посредством вовлечения в активную, деятельность с целью восстановления и максимального использования его способностей и возможностей. Сущность эрготерапии — специфическое выполнение отобранных видов деятельности и соответствующих чрехник для того, чтобы анализировать и .лечить последствия болезни и недееспособности. Так же как и дефектрлог, эрготерапевт имеет дело только со вторичт ньгми и третичными нарушениями, а не с первичным дефектом; с последствиями болезни, а не с ней самой.
В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование» (Special Education). Эти названия, как
iit!.iil...............
... i II, IV). Ilmmpoita и др., сообразуются с современными гу-.... ш'имчсими ориентирами мировой системы образования: i ..|.|" ктнооть, отсутствие унижающего личность ярлыка. Они иодипркишпот личностную ориентированность этой области пели i I >1'м ип, оо способность решать сложные образовательные про-tuiiMvii.i конкретного индивидуума. Специальная педагогика (в международном аспекте) охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, Термин «коррекционная педагогика» не является общеизвестным и широко употребляемым среди зарубежных специалистов, однако и термин «специальный» у нас больше привязан к специальности, чем английскому значению — «особый», «индивидуальный». По-нашему мнению, обозначения «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика» на территории бывшего Советского Союза будут параллельно существовать еще относительно долго, и в ближайшее время их не удастся окончательно развести, хотя предпосылки для этого созрели. Родственные науки используют одни и те же термины и понятия, порой вкладывая в них различный смысл. Так, например, «дефект» с латинского языка переводится как недостаток, нарушение, т. е. все эти три слова выступают по отношению друг к другу как синонимы, и замена одного другим означает лишь изменение формы, но не содержания. Однако даже в разъяснении этих понятий обнаруживаются различия с отечественной и международной точек зрения, представленной в документах Организации Объединенных Наций.
Дефект -—■' физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка (Дефектология: Словарь-справочник, 1996). По определению Всемирной организации здравоохранения, «дефект — постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее». В документах-'ООН.нарушение относится к любой потере или аномалии психической, "физиологической или анатомической функции, структуры (Права человека и инвалиды. ООН. Нью-Йорк, 1993). Недостаток определяется как неблагоприятное состояние, вызванное инвалидностью, что рассматривается в учебно-воспитательном процессе как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека. Под инвалидностью в мире понимается любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта)
способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии
с нормой, а нетрудоспособностью — ограничительные обстоя
тельства или недостатки (.-проявляющиеся на уровне социальных
и экономических функций. .
Закономерно возникает вопрос, что представляет собой норма? Как известно, норма (лат.) — это установленная, мера, средняя величина чего-либо. По И. П. Павлову, это — физиологическая мера здоровья, при которой структура и функция соответствуют усилиям существования организма. Содержание нормы зависит от культуры и изменяется со временем. В связи с этим существует проблема нормы и ее вариантов (норма реакций, социально-возрастная норма, эмоциональная норма и др.). Понятие нормы весьма относительно. Так, по данным ряда авторов, от 5 до 15 % детей без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению вследствие несфор-мированности структур головного мозга. Переход на более ранний срок начала обучения может впоследствии привести к снижению уровня интеллекта и, следовательно, к хронической неуспеваемости. Это объясняется тем, что если в первых классах ребенок не способен в должной мере усваивать требуемый объем знаний в силу объективных причин (несформированность структур головного мозга), то эти знания у него и не появятся, а будет формироваться страх перед школой, нежелание учиться.
Наряду с первичными нарушениями, обуславливающими не
достаточность той или иной деятельности и недоразвитие тех или
иных сторон, отмечается отягощенность современного ребенка
многочисленными неблагоприятными социальными влияниями,
соматическими заболеваниями, детерминирующими более позд
ние темпы его развития и личностное своеобразие. В результате
стирается Четкая грань между патологией и индивидуальными
отклонениями в пределах условной нормы развития ребенка. В
последние годы все большее беспокойство медиков вызывает
минимальная мозговая дисфункция, которая, по данным Респуб
ликанского института охраны материнства и детства, достигает
80 %. "
Понятие патологии существенно отличается от понятия нормы. Патология — это прежде всего биологический процесс появления нового качества. Патологическое состояние детерминирует перестройку личности, ее социальные подструктуры, вплоть до полного распада, что имеет место при грубых формах слабоумия. При патологии нет как абсолютно локальных, так и
12 ■"
.......... „,,но общих процессов. Патология — это единство общего ;'
и цокАЛьного. Понятие это настолько сложное, что невозможно ограничиться одной законченной формулировкой.
Отклонения в развитии нельзя рассматривать изолированно, их следует оценивать как выражение различных отдельных симптомов, связатйах между собой. Нормальным развитием считается относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправиль- : ным формированием, что свойственно любому развитию (Томас
Й. Вейс, 1992).
Согласно современному подходу, о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам \ поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей.
В международной практике постепенно формируется убежде- ,
ние, что человек имеет право на индивидуальность, самобыт- i
ность, признание и учет обществом его особенностей, в том чис- I
ле и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общест- ,
во обязано предложить такому человеку медицинскую, социаль
ную, психологическую и педагогическую помощь, а не коррек
цию. '
Вопросы и задания
1. Составьте схему теоретико-практической области знаний, которая посвящена проблемам инвалидности и психофизических нарушений.
2. Проведите сравнительный анализ предмета и объекта коррекцион-ной педагогики и родственных наук.
3. Что представляет собой «нормальное развитие» и варианты отклонений?.
4. Какие общие термины используют смежные науки и в чем особенности их применения?
Литературадля самообразования
Варенова Т. В. Коррекционно-реабилитационные возможности эрготе-рапии // Дэфекталопя. 2001. № 3.
Вейс Т. Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. М., 1992.
Танеев А. Д., Лшринцева Н,М., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. В. П. Пузанова. М., 1996.
Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной, М., 2001.
Кумарина Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: Концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. Вып. 3.
Права человека и инвалиды. Доклад Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1993.
Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.
Современные подходы в специальном образовании
Быть современным - значит опережать свое время ровно настолько, чтобы оно могло с успехом тебя догнать.
, Л.Вильморен
Всеобщая декларация прав человека, статья 1,,. провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Уровень цивилизации любого общества во многом оценивается по его отношению к инвалидам, людям с ограниченными возможностями-в развитии. Главная забота государства — обеспечение качества их жизни при помощи всех доступных научных и технических знаний. В истории оказания помощи таким людям можно выделить монастырский, медицинский и педагогический этапы. Долгое время действовал закон Аристотеля и Сенеки об уничтожении детей с дефектами в развитии. Проблема обстоятельно рассмотрена в исследованиях Н. Н. Малофеева, который характеризует пять периодов эволюции отношения населения и государства к лицам с физическими и психическими недостатками: от нетерпимости и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.
В настоящее время основной целью всесторонней помощи
IM i ограниченными возможностями жизнедеятельности
........ iotwi недопущение инвалидизации личности вследствие на
ми • i ни у человека дефекта, повышение уровня его функциониро-
1ШНИЯ. А. Д. Гонеев и др. (1999) определяют цель как выявление
и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь
ему в успешном усвоении картины мира и адекватной интегра->
ции в социум. В число важнейших задач они включают созда
ние оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной
коррекции и компенсации нарушенных функций, социальной
реабилитации и интеграции в общество.
Сегодня понятие «специальное образование» несколько изменилось: это уже не только дифференцированная сеть специальных учебно-воспитательных учреждений, а система комплексной коррекционной поддержки и помощи от рождения до глубокой старости. Специальное образование — это область, где необходим междисциплинарный подход, профилактика отклонений в раз-витни,.раннее вмешательство, широкий обмен информацией на международном уровне.
Необходимость междисциплинарного подхода определяется все расширяющимся разрывом между наукой и практикой, слабым взаимодействием специалистов разных областей и профилей. Так, в книге «Современные подходы к болезни Дауна» (1991) приводятся примеры: «Кто расскажет учителю, что у многих таких детей имеются нарушения слуха и зрения?», «Кто расскажет врачам о том, «что совсем недавно и во сне не снилось», будто дети с болезнью Дауна способны обучаться?», «Кто сообщит социальным работникам, что многие из них способны трудиться и вести вполне самостоятельную жизнь»?
Вариантом Междисциплинарного подхода является сопровождение. Это — метод, обеспечиваемый единством усилий педагогической, психологической, социальной и-медицинской работы. Сопровождение включает диагностический, проблемный и субъектный компоненты. Специалисты разных профилей совместно ищут возможные пути решения проблемы, конструирования плана действий и первичной помощи в его осуществлении, составления образовательного маршрута ребенка. Позиция сопровождения рассматривается как позиция на стороне ребенка.
Оправдывают себя организация работы командами и создание общественных объединений и ассоциаций по отдельным заболеваниям (например, ООО инвалидов-колясочников, ассоциация больных гемофилией), где основное внимание уделяется лракти-
ческому использованию полученных научных данных для благополучия лиц с особенностями психофизического развития, повышению и использованию потенциала их человеческих возможностей.
Суть профилактического подхода состоит в предотвращении инвалидности у детей и в раннем вмешательстве специалистов. Поданным Всемирной организации здравоохранения, it настоящее время в мире насчитывается 630 млн инвалидов, что «оставляет 13 % населения планеты. 80 % инвалидов живет в странах «третьего мира». К осознанию этой проблемы обществом, к социальной ответственности и политической воле должна прибавиться еще и профессиональная компетентность.
Изменения, приобретенные в течение перинатального периода (с 28 недель беременности до 7 дней жизни), нарушения метаболизма представляют собой основные отклонения, которые сегодня можно обнаружить и предотвратить. 20 % изменений в развитии человека имеют генетическое происхождение (наследственность играет известную роль лишь при нормальных отклонениях от среднего уровня); хромосомные болезни — 3—5 %; отклонения, вызванные экологией—, 10 % , из них радиацией — 1 %, инфекцией (корь, сифилис, токсоплазмоз)— 2—3 %; нарушения обмена веществ у матери (диабет) — 1—2 %; отравление лекарствами и химическими веществами — 2—3 %. Причина 60 % предродовых изменений неизвестна.
Применение накопленных в разных странах знаний могло бы более чем на 50 % сократить инвалидность, возникающую на Первых этапах послеродового развития вследствие врожденных или приобретенных нарушений. До 30 дней жизни (в перинатальный и постнатальный периоды) диагностируется до 100 заболеваний, которые могли бы успешно лечиться.
Профилактические мероприятия включают в себя широкий круг действий: от статей конституции и специальных законов до генетического обследования, прививок в предшествующий оплодотворению период и массового скрининга новорожденных, что имеет целью улучшение качества биологического субстрата. Чтобы предупреждать, надо знать, как. Многие не отдают себе отчета в огромных преимуществах научно-технических исследований до тех пор, пока не столкнутся с постфактом, а инвалидности порой можно было бы избежать, сделав вовремя прививку против полиомиелита или выяснив заранее свой резус-фактор.
Соблюдение правил дорожного движения и техники'безопас-
■ */£ . -,. С Ч -> 17
i п гиошбно привести к сокращению количества инвалидов
физическими недостатками. В качестве причин непредвиденно
Потери трудоспособности остались бы только .стихийные: бедстз?
пия, потому что прекращение военных действий находится -в*
власти людей. Bee усилия должны быть направлены на преду
преждение инвалидности. Это позволит не только существен^
сократить количество несчастных случаев, но и улучшить полей
жение тех,, с кем уже случилась беда. Первым правом всякогот
инвалида, человека с физическими и психическими недостатка
ми, является право не быть таковым. •
Необходимость международного подхода диктуется,наличш
ем общих проблем, но разным опытом их решения. Так,.где-«сД
больше добились успехов в реабилитации поздноослепших, где.;
то лучше научились развивать двигательные функции при Д1Щ
у кого-то накоплен положительный опыт формирования познаЯ
нательных навыков и пр. Уместно вспомнить, что первой облщГ
тью сотрудничества между США и СССР в годы разрядки стансу
вилось воспитание, обучение и развитие лиц с ограниченным^
возможностями. Многочисленные грани столь сложной проблё^
мы:(профилактика, образование, реабилитация, интеграция .1
т.д.) требуют последовательных действий в соответствии с при;'
оритетными критериями, установленными в зависимости.от зна1
чимости, срочности и относительной необратимости различный
случаев. ..„• .
Вопросы и задания -^ -• ■ -.>
1. Назовите основные этапы эволюции отношения общества и государ ства к людям с врожденными и приобретенными дефектами.
2. Какими особенностями и подходами характеризуется современно специальное образование?
3. Обоснуйте, используя примеры, необходимость междисциплинарно го и международного подходов в специальном образовании.
4. Какие преимущества дает целенаправленное осуществление профи лактики нарушений-и раннего вмешательства.
Литературадля самообразования
Малафеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. МЛ
1996. Малафеев Н. Н. Эволюция отношения общества и государства к лица!*
с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. №4
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст).
М., 1997. ...
Права человека и инвалиды: Доклад Организации Объединенных На
ций. Нью-Йорк, 1993. -
Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. ООН, 1994.
13. Проблемы изадачи коррекционной
педагогики испециального образования
Большинство людей считают неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает.
С. Довлатов
Социологический анализ и определение перспектив развития специального образования крайне необходимы для разработки всех основополагающих документов. В прежние времена статистика в этой области либо не велась, либо она была сугубо накрытой. Современный этап характеризуется тщательным сбором информации, формированием, пополнением и уточнением Пазы данных, которая используется для планирования построения и развития разветвленной, дифференцированной сети медицинских, психолого-педагогических, социальных и других учреждений, а также подготовки специалистов, работающих в них.
Ранняя реабилитация детей с дизонтогенезом — одна из
наиболее важных проблем, от степени ее решения во многом бу
дет зависеть состояние других проблем. Чем. больше будет вло-
ЗКено усилий и средств в раннюю коррекционную помощь ново
рожденному ребенку, тем меньше придется тратиться в будущем
на его реабилитацию. Прежде раннее вмешательство (или ран
няя интервенция), особенно в психолого-педагогическом смыс
ле, практически не имело места в нашем обществе. Основная кор-
рекционная работа начиналась только тогда, когда ребенок
достигал школьного возраста, в лучшем случае в дошкольном
периоде. , _ = ,
Создание широкого и разнообразного спектра специальных образовательных услуг. Специальное образование является
mini ШЯ!|; |
I;i;i
99999999999999999999�
,:,, i i.ki системы общего (массового) образования, которая по, иопдойствием новых социально-политических и социально-эко НОМ ических причин претерпела за последние годы значительные* изменения — от безвариативности к широкому разнообразию как| по форме, так и по содержанию. В связи с этим по-особому вста^ ла проблема обоснования многоуровневой и дифференцирован ной системы специального обучения.
Поиск новых организационных форм обучения связан прежде всего с введением интегрированного (совместного) обучения которое направлено не на сегрегацию (изоляцию) одной части] общества от другой, а на консолидацию, создание единого общества людей с разными типами развития, особенностями и потреб ностями. В ряде стран этот процесс идет в рамках программы «Быть разными — это нормально».
Индивидуализация программ коррекционного воздействия (обучения, воспитания и развития). Решение этой проблемы осу ществляется под девизом «Каждому ребёнку — своя программа развития», и оно стало возможным только в условиях гуманиза ции системы образования. В прошлом индивидуальные програм мы также использовались, но они рассматривались скорее как исключение, а не как норма.
Разработка и внедрение новых информационных техноло гий — проблема, вызванная современным уровнем развития на уки и техники. Компьютерные технологии, современные средст-; ва связи, создание аппаратуры на цифровой основе и технологи digital не только активно входят в жизнь людей интеллектуаль ных профессий, но и эффективно работают в системе коррекции онно-реабилитационного процесса. Новые информационные тех^ нологии успешно могут компенсировать утраченное зрение, слух двигательные и другие функции.
Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки. Эта проблема может быть отнесена к разряду веч-. ных, так как она существовала во все времена, но никогда она не была такой острой, как сейчас, в условиях роста конкуренции и! появившейся безработицы. Тем не менее есть целый ряд пози тивных примеров ее решения, когда акцент делается на интел^ лектуализацию рабочих профессий, уход от подготовки кадров] для крупных предприятий и переориентацию на обучение ремес лам, народным промыслам, изучение рынка труда и сбыта.
Еоррекционное обучение детей со сложной структурой! дефекта хотя и имеет глубокие исторические корни, но прежд
Осуществлялось- только в единичных случаях. До недавнего времени большинство детей с резко ограниченными возможностями входило в так называемую «необучаемую» группу, включавшую примерно 2/3 всех детей с нарушениями развития. Когда ire этой практики отказались, то увидели, что решение этой проблемы фактически следует начинать чуть ли не с нуля: разрабатывать содержание, формы, методы и приемы обучения и воспитания. В ряде случаев этот процесс ограничивается модификацией поведения с применением условно рефлекторного метода.