Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Утверждено на заседании кафедры

Педагогического образования

Протокол № 1

От 23 сентября 2013 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Педагогика

Направление подготовки050100.62 Педагогическое образование

ПрофилиРусский язык и литература, история, география, технология, изобразительное искусство, музыка

Квалификация (степень) выпускника"бакалавр"

Разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Г. Кострома 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

- организация культурного пространства;

- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

- популяризация профессиональной области знаний общества.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Педагогика» изучается 1- 4 семестры (1 раздел в семестр), в рамках базовой (обязательной) части "Профессионального цикла".

Изучение дисциплины «Педагогика» опирается на представления студентов, полученных в ходе изучения базовой части "Гуманитарного, социального и экономического цикла" таких обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Культура речи", базовой части «Профессионального цикла» дисциплина "Психология".

требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении дисциплины Педагогика и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

- основные закономерности взаимодействия человека и общества;

- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

- основные механизмы социализации личности;

- основные философские категории и проблемы человеческого бытия;

уметь:

- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности;

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

владеть:

- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных знаний;

- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

- различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

- основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

уметь:

- использовать современные информационно-коммуникационные технологии в учебном и воспитательном процессе;

- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

- способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

- использовать методы психологической диагностики для решения различных

профессиональных задач, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

Освоение дисциплины «Педагогика» должно предшествовать изучению «Методики обучения и воспитания (по профилю подготовки)», прохождение профессионально-педагогических практик, предметов по выбору расширяющих представления студентов о профессионально-педагогической деятельности ( по профилю образования).

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

- правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;

- сущность и структуру образовательных процессов;

- особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

- основы просветительской деятельности;

- методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

- теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- проявления закономерностей в учебном процессе в разные возрастные периоды;

- способы педагогического изучения обучающихся;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

- особенности социального партнерства в системе образования;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

2) Уметь:

- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач

- учитывать различные контексты социальные, культурные, национальные, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

- организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

- управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров, координировать деятельность социальных партнеров;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

3. Владеть:

- способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения - способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области.

4. Перечень формируемых компетенций.

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наши рекомендации