Тема 7. Особенности воспитательной работы в формировании ученического коллектива

План:

1. Основные характеристики детского коллектива.

2. Этапы развития детского коллектива.

3. Самоуправление в коллективе.

4. Сотрудничество взрослых и детей.

5. Организация коллективной деятельности.

Коллектив(от лат. collectivus - собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения (Российская педагогическая энциклопедия).

Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных частей: 1.педагогического коллектива (воспитатели, учителя) и 2.детского коллектива (воспитанники).

Формальная (официальная) структура коллектива,задается взрослыми (например: набирают детей в школьный класс, в спортивную секцию, кружок, отряд в лагере и т. п.), соответствует тем функциям, которые призвана выполнить, и определяет условия деятельности коллектива (количество детей, оборудование помещений и т.п.), а также позицию взрослого (учителя, наставника, тренера, воспитателя и т.п.). В одной группе оказываются дети, которые отвечают определенным критериям отбора: по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом; уровню обученности, соответствующему требованиям специализированного класса, и т.д.

Неформальная (неофициальная) структуравозникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллек­тиве. Внутри формальной структуры образуются малые контакт­ные группы на основе общих интересов, симпатий, привязаннос­тей.

Под ученическим коллективом понимается организационная форма объединения учащихся на основе целенаправленной, социально значимой деятельности. Для школьников такой деятельностью является прежде всего учебная, кроме того, большое значение имеют различные виды деятельности во внеучебное время.

В процессе формирования коллектива выделяются отдельные этапы (или, по А.С. Макаренко, «стадии»), которые отличаются требованиями, предъявленными к коллективу. Конечно, не существует четкого временного деления между этими этапами, границ между ними, вместе с тем понимание педагогом наличия трех основных этапов в развитии коллектива помогает ему грамотно организовать работу по формированию ученического коллектива.

Первая стадия развития ученического коллектива характеризуется, как правило, разобщенностью учащихся, слабой организованностью, дети на этой стадии объединены в первичный коллектив (класс) формально. Отсутствует актив класса, а, следовательно, учитель вынужден предъявлять требования к классу от своего имени. Это отличительные черты коллектива учащихся «сборного» класса, т.е. детей, вновь пришедших в данную школу, класс. Чаще же учитель имеет дело с коллективом детей, которые учатся вместе не первый год, но дисциплина в классе слабая, лидеры выбирались формально и не влияют на коллективные отношения, т.е. имеет место общая слабая организованность.

На втором этапе развития коллектива требования предъявляет не только учитель, но и члены актива, т.е. требования идут параллельно. Усложняются и становятся разнообразными виды учебной и внеучебной деятельности. Поручения учащимся идут от имени актива и не только с учетом их собственных интересов, но и потребностей коллектива. Каждый ученик на этом этапе должен ощутить себя членом коллектива, понять общественную значимость своих поступков. Необходимо также формировать у школьников видение и понимание цели, а также понимание роли и вклада каждого для достижения этой цели.

На третьем этапе развития ученического коллектива имеет место наличие требований не только от учителя и членов актива, но и от каждого члена коллектива (в том числе, требований к самому себе). Этот этап характеризуется наличием отработанного общественного мнения, высоким уровнем самоуправления учащихся, увлеченностью детей коллективными делами. Именно такой коллектив является средством воспитания коллективизма учащихся, здесь создаются все условия для развития личности каждого ученика.

Коллективизм практикующего учителя проявляется в его готовности организовать деятельность детского коллектива на основе правильных взаимоотношений учителя с учащимися и школьников между собой. В теории целостного педагогического процесса эти взаимоотношения являются взаимодействующими воспитательными механизмами и зависят от характера делового сотрудничества. Понимание же характера делового сотрудничества находится в компетенции учителя. Следовательно, учитель должен быть готов организовать деятельность детского коллектива на основе имеющихся у него знаний.

В одном из вариантов диагностической программы деятельности учителя указывается, что критерий «способность к сотрудничеству с учащимися» - самый высокий исследовательский уровень деятельности учителя современной школы – предполагает ведение постоянного поиска новых приемов убеждающего взаимодействия и предвидение возможного их использования в общении, воспитание отношения понимания чужих взглядов, умение обоснованно применять сочетание методов обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальных затратах времени и оптимальном приложении умственных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся.

Общественные поручения должны предлагаться учащимся не столько от лица педагога, сколько от лица актива, коллектива класса. Необходимо сочетать поручения, связанные с учебным трудом и внеучебной деятельностью; желательно, чтобы учащиеся сами выбирали тот или иной вид поручения. Необходима отчетность перед коллективом класса за выполнение поручения и оценка качества выполнения.

Все накопленные и проанализированные классным руководителем материалы имеет смысл представить в виде «графика состояния сформированность детского коллектива». Анализ графика реального состояния детского коллектива дает возможность классному руководителю увидеть, какие показатели необходимо корректировать для их приближения к идеальному уровню. Следует отметить, что эти данные могут стать предметом обсуждения с коллективом учащихся, а также их родителей.

При условии систематичности работы по диагностике состояния ученического коллектива и выполнении этических требований в процессе обсуждения данных с учениками и родителями классный руководитель получает прекрасный материал для подготовки программы работы с данным коллективом, направленной на повышение уровня его сформированности.

Особое значение для формирования коллективных отноше­ний имеет развитие самоуправления в ученическом коллек­тиве.

В школе должна быть создана обстановка, при которой каж­дый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении сво­им коллективом. Развитие самоуправления помогает им почув­ствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реали­зации лидерских функций.

Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагоги­ка основными из них считала: включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами уча­щихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функций. Основанием для этого было выполнение школой социаль­ного заказа на формирование послушной конформистской лич­ности.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправ­ления предполагает создание условий для социального станов­ления учащихся. Это обеспечивается включением их в реше­ние сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьни­ки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоле­ния сложностей социальной жизни. От отношения детей к це­лям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Ученическое самоуправление – форма организации жизне­деятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав груп­повой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.

Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организа­тором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возмож­ного свой вариант ее достижения.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути ре­шения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового дей­ствия.

Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, уче­ническое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития постановка управленческих задач долж­на в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся. Необходимо отметить, что степень их участия в уп­равлении различными видами деятельности бывает неодина­ковой.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправ­ления в одном виде деятельности оказывает существенное вли­яние на этот процесс в других видах деятельности.

Целесообразно выделить специфические самоуправленчес­кие функции. К таким функциям можно отнести три: самоак­тивизация, организационное саморегулирование, коллектив­ный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, спо­собность коллектива самостоятельно изменять свою структу­ру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный са­моанализ органами самоуправления и отдельными организа­торами своей деятельности и на основе этого поиск более эф­фективных путей решения управленческих задач.

Развитие ученического самоуправления в общешкольном коллективе имеет свои особенности по сравнению с развитием самоуправления в классе. Самоуправление в школе направле­но на решение задач, стоящих перед учебным заведением. Кол­лектив класса, отличаясь однородным возрастным и постоян­ным составом, создает условия для участия каждого в обще­ственной деятельности. Органы самоуправления школы не должны регламентировать инициативу и самостоятельность коллективов классов. Роль классного руководителя в развитии самоуправления несомненна. Важно, чтобы он достаточно чет­ко делегировал полномочия и ответственность учащимся. Его задача - развивать их активность и помогать в выборе видов деятельности и форм организации.

Одним из ведущих факторов, способствующих развитию са­моуправления в коллективе, являются конкурентные отноше­ния между различными группами, которые не только активи­зируют деятельность учащихся, но и обогащают их взаимоот­ношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Важно только обеспечить такие отношения нравственными регулято­рами, которые позволяют сделать их честными. Педагоги долж­ны всячески одобрять деятельность, направленную на органи­зацию взаимопомощи.

Для педагога важно постоянно отслеживать, как развивает­ся самоуправление в классе и школе. Для этого можно провес­ти опрос учащихся по предлагаемой ниже методике. Предло­женные вопросы соответствуют функциям детского самоуправ­ления и критериям развития его в ученических коллективах.

Литература:

1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособ. для студ. высш.учеб. заведений/гриценко Лариса Ивановна. – М.: Издательский центр «Академия», 2008

2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.

3. Система воспитательной работы в образовательном учреждении / сост. С. Никитин. - Волгоград : Корифей, 2007. – 96 с.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 256 с.

Наши рекомендации