Тема «Система фонем русского языка»
Задание к зачету по дисциплине «Введение в логопедическую специальность»
Модуль № 1
Тема «Теоретико-методологические основы логопедии»
1. Выписать из учебного пособия «Логопедия» под общей редакцией Л.С. Волковой предмет, цель, задачи и структуру логопедии.
2. Написать эссе на темы «Значение логопедии», «Идеальный логопед – какой он?».
3. Заполнить таблицу «Связь логопедии с другими науками». См. приложение
4. Научиться объяснять различия следующих терминов:
· Речевые нарушения и диалект
· Недоразвитие речи и нарушение речи
· Недоразвитие речи и распад речи
· Симптом и симптоматика
· Этиология и патогенез
· Развитие и формирование
· Формирование и восстановление.
5. Представить в виде схемы этиологию (причины) речевых нарушений.
6. Описать 3 критических периода развития речи.
7. Выучить классификации речевых нарушений, используемые в логопедии на современном этапе. См. приложение.
8. Изучить принципы логопедической работы, дописать пропущенные принципы, уметь объяснять их суть. См. приложение
9. Выписать определение метода и классификацию методов, применяемых в логопедии.
10. В виде схемы представить организацию оказания логопедической помощи в нашей стране в системе образования и здравоохранения.
Задание оформить в напечатанном (можно письменном) виде с титульным листом (образец прилагается).
Модуль № 2
Тема «Анатомо-физиологические механизмы речи»
Изучите данный раздел с опорой на нижеизложенные вопросы и ключевые понятия. Метод изучения темы выбираете самостоятельно, опираясь на свой индивидуальный способ понимания и запоминания информации (конспектирование, тезирование, составление интеллект-карт или карт понятий (информацию о данных способах работы с текстами можно найти на сайте М.Е. Бершадского)).
Для первого знакомства с темой рекомендуется рассмотреть данный раздел в учебном пособии Филичевой Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
Недостающую информацию необходимо найти, пользуясь интернет-ресурсами, корректно указывая источник.
Центральные органы речи: строение и функции корковых центров речи (центры Брока, Вернике, постцентральные, переднелобные образования), подкорковые образования (стриополлидарная система, ствол мозга, мозжечок), проводящие пути (центробежные и центростремительные).
Периферические органы речи. Дыхательный отдел речевого аппарата. Легкие, трахея, бронхи: строение и функции, различие фонационного и физиологического дыхания. Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, голосовые складки: строение и функции. Механизм голосообразования, основные характеристики голоса: сила, высота, тембр.
Артикуляционный отдел речевого аппарата. Неподвижные органы артикуляции, подвижные органы артикуляции.
Речь и мышление. Импрессивная и экспрессивная речь. Внутренняя речь. Речь устная как предпосылка усвоения грамоты. Письменная речь как надстройка над устной речью. Влияние речевого развития на психические процессы.
Вопросы для проверки знаний.
1. Раскройте значение утверждения: «Речь – результат сложного взаимодействия разных мозговых структур».
2. Какие зоны коры головного мозга участвуют в производстве речевого высказывания?
3. Составьте схему «Блоки мозга».
4. Раскройте значение подкорковых структур для речевой деятельности.
5. Какие виды проводящих путей вы знаете? В чем заключается их значение?
6. Перечислите отделы периферического речевого аппарата.
7. Охарактеризуйте функцию речевого дыхания при производстве речи.
8. Раскройте механизм голосообразования.
9. Назовите основные характеристики голоса человека.
10. Раскройте механизм артикуляции звуков. Назовите и опишите органы артикуляции.
Модуль № 3
Тема «Система фонем русского языка»
1. Знать строение периферического артикуляционного аппарата.
2. Выписать ответы на следующие вопросы:
· Система гласных фонем русского языка, отличие от согласных.
· Классификация согласных звуков по участию голосовых складок.
· Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка.
· Классификация согласных звуков по участию мягкого неба.
· Классификация согласных звуков по месту образования.
· Классификация согласных звуков по способу образования.
3. Выполнить в альбоме рисуночные схемы артикуляционных профилей (от руки!), подписать каждый профиль по следующей схеме (подпись может быть напечатана):
· Фонетическая характеристика звука: Звук [йот] – согласный, сонорный, всегда мягкий;
· Артикуляционная характеристика звука: ротовой, среднеязычный, фрикативный
§ Губы:слегка раскрыты, затем принимают положение последующего гласного;
§ Зубы:между резцами небольшая щель;
§ Язык:кончик и передняя часть спинки языка опущены, кончик прижат к передним резцам, средняя часть спинки максимально поднята, образуя щель с твердым нёбом. Задняя часть языка опущена, боковые края подняты и прижаты к верхним боковым зубам.
§ Мягкое нёбо:поднято, выдыхаемый воздух проходит через рот – поэтому звук ротовой.
§ Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют – звук звонкий.
Звуки:
§ А, У, И, О, Э, Ы
§ П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф, М, Н, Нь
§ С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
§ Л, Ль, Р, Рь, Й
4. Характеристики звуков ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ!!!!!!!Уметь отгадывать изображение и давать характеристику любому звуку.
Таким образом, зачет принимается следующим образом:
1. Предоставляется распечатанное задание по модулю № 1
2. Предоставляется альбом с профилями по модулю № 2, включающий
a. Строение речевого аппарата
b. Ответы на вопросы
c. Профили всех звуков с описанием
3. Устный ответ по описанию характеристик предложенного звука.
Приложение
Таблица № 1
«Связь логопедии с другими науками»
Внутрисистемные связи | ||
Межсистемные связи Межсистемные связи | Медико-биологические науки | Лингвистические науки |
Таблица № 2
«Классификации, используемые в логопедии на современном этапе»
Клинико-педагогическая классификация | Психолого-педагогическая классификация | ||
Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | Нарушение средств общения | |
Нарушения произносительной стороны речи | Системные нарушения речи | Дислексия— частичное специфическое нарушение процесса чтения. | 1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи(ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. |
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. | Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. | Дисграфия— частичное специфическое нарушение процесса письма. | 2. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. |
Ринолалия— нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. | Афазия— полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. | Нарушения в применении средств общения - заикание | |
Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата. | |||
Дисфония(афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. | |||
Брадилалия— патологически замедленный темп речи. | |||
Тахилалия— патологически ускоренный темп речи. | |||
Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. |
Принципы логопедической работы — это общие положения, которыми руководствуется логопед в процессе коррекции нарушений речи.
Таблица № 3
Специальные принципы | 1. Принцип системности | Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим коррекция речевых нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. |
2. Принцип комплексности | Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Заикание представляет сложное нарушение, при котором наблюдаются как моторные симптомы, так и психические. Это и определяет комплексный подход к устранению заикания, включающий лечебно-оздоровительную работу, психотерапию, работу над речью, воздействие на социальное окружение и др. | |
3. Принцип развития | Предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. | |
4. Принцип деятельностного подхода | Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной). | |
5. Онтогенетический принцип | Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. | |
6. Принцип дифференцированного подхода | Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. | |
7. Принцип поэтапности логопедического воздействия | Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков. | |
8. Этиопатогенетический принцип | Необходимо устанавливать в каждом отдельном случае этиологию, механизм, симптоматику нарушения, выделять ведущее расстройство, соотносить речевую и неречевую симптоматику в структуре дефекта. В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функциональном характере основное внимание уделяется нормализации речевой коммуникации заикающихся, воздействию на социальное окружение, устранению психогенной симптоматики. При органическом характере воздействие направлено в большей степени на нормализацию моторных симптомов. | |
9. Принцип обходного пути | В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем формируется новая функциональная система в обход пострадавшего звена. Например, восстановление звукоразличения при сенсорной афазии осуществляется как бы в обход пораженного акустического компонента дифференциации звуков, с опорой на зрительную (оральный образ звука) и кинестетическую афферентацию (ощущения). | |
10. Принцип учета личности ребенка | У заикающихся детей наблюдается дисгармоничное развитие личности, неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений. Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми. | |
11. Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения | С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей. | |
Общедидактические принципы | 12. Принцип наглядности | |
13. Принцип доступности | ||
14. Принцип сознательности и активности | ||
15. Принцип систематичности и последовательности | ||
16. Принцип научности | ||
17. Принцип воспитывающего характера обучения | ||
18. Принцип индивидуального подхода |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Школа педагогики
Кафедра педагогической психологии