Информационное обеспечение программы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского творчества Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Утверждена методическим советом
МОУ ДОД ЦДТ
Протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Директор _____________________
Е.Ю. Меренкова
«___»__________2014 г.
«ШКОЛА ТВОРЧЕСТВА «ТЕРЕМОК»»
Программа дополнительного образования детей 3 – 6 лет
Срок реализации — 1 год
Иловля 2014 г.
Пояснительная записка
Направленностьобразовательной программы школы раннего творческого развития детей дошкольного возраста «Теремок» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной.
Программа разработана на основе требований к образовательным программам дополнительного образования детей.
Новизна программы состоит в том, что в ней объединены самостоятельные образовательные курсы: интеллектуальное развитие, изобразительная деятельность, декоративно – прикладное творчество, музыка и ритмика, театральная деятельность, экология.
Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что в поселке в настоящее время возросла потребность со стороны общества к учебным объединениям социально- педагогической направленности для детей дошкольного возраста, в особенности, не посещавших детские сады. Работа по данной программе позволила вовлечь в творческую деятельность нетолько детей, но и их родителей. На базе Школы закладывается фундамент роста и развития ребенка от поисково-диагностического уровня до уровня профессиональной ориентации в системе дополнительного образования:
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что с целью наиболее полного творческого развития детей учитывает возраст воспитанников, особенности психологического восприятия предметов, предупреждает физическое и эмоциональное переутомление. Учебные тематические программы дифференцированы по возрастам: для детей трех-четырех лет, и пяти-шести лет. При необходимости, в зависимости от уровня развития детей в учебных группах, программы дифференцируются по возрастам: для детей трех лет, четырех-пяти, пяти-шести лет.
Программой предусмотрено активное вовлечение в процессе обучения и воспитания детей родителей или лиц их заменяющих в культурно – массовую работу, в деятельность Школы творчества, направленную на создание условий, способствующих всестороннему развитию детей.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения, формах и методах обучения, средствах обучения. Занятия ведут педагоги дополнительного образования детей. Имеется утвержденное директором МБОУ ДОД ЦДТ расписание учебных занятий. В дни школьных каникул учебные занятия в Школе творчества не проводятся.
В Школе творчества дети занимаются в учебных группах численностью от 6 до 8 человек. Предусмотрено свободное посещение занятий. Каждый ребенок имеет право посещать все, или одно (по выбору) занятие в неделю. Программа рассчитана на один год обучения. Педагоги работают по образовательной программе, которая составлена на учебный год с учетом возрастных особенностей детей.
Цели программы:
Осуществление нравственного и эстетического воспитания детей, развитие у ребят интереса к декоративно – прикладному, изобразительному, музыкально – эстетическому творчеству
Задачи:
1. Приобретение обучающимися первоначальных знаний, умений и навыков в области детского творчества.
2. Развитие творческой активности, воображения, фантазии.
3. Воспитание и привитие навыков культуры труда, общения.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что с целью наиболее полного творческого развития детей, с учетом возраста воспитанников, особенностей психологического восприятия предметов, предупреждения физического и эмоционального переутомления вместе с образовательной программой Школы творчества планируется внеурочная работа, направленная на сплочение учебных групп, организацию их интересного досуга. Организационно - массовая работа осуществляется через проводимые мероприятия внутри Центра детского творчества. Педагоги обеспечивают социально – психологическую поддержку детей, прогнозируют процесс развития ребенка, реализуют образовательную программу.
Содержание образовательной программы соответствует:
– российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– современным образовательным технологиям.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до 6 лет.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий: основные, характерные для данной программы - групповые.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в субботу по четырем предметам. Продолжительность занятия по одному предмету – 20 минут. Между занятиями предусматривается десятиминутный перерыв. Работают учебные группы: младшие – для детей 3-4 лет, старшие – для детей 5-6 лет.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Младший возраст.
Воспитанник будет знать и понимать:
· Различать и правильно называть основные цвета.
Воспитанник будет уметь:
· Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
· Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
Способы проверки результатов освоения программы: выставки и выступления для родителей.
Старший возраст.
Воспитанник будет знать и понимать:
· Различать и правильно называть все цвета и оттенки.
· Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади).
· Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
Воспитанник будет уметь:
· Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами и рисунками.
· Решать простые логические задачи и из трех предметов выбирать нужный.
· Находить закономерность в расположении предметов.
· Находить среди предметов лишний, объяснить свой выбор.
· Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).
· Находить предмет по описанию. Самостоятельно составлять описание предмета.
· Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
· Выделять первый и последний звук в слове; понимать, чем отличается буква от звука (звуки – это то, что мы слышим; а знаки, которыми мы обозначаем звуки на письме, называются буквами).
· Правильно называть звуки и буквы; определять количество слогов в слове, ударный слог.
· Читать предложения и небольшие тексты, понимать смысл прочитанного.
· Пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.
· Проводить линии разной длины и направления; рисовать простые предметы, окружности; штриховать фигурки; копировать рисунки и надписи; обводить клеточки по образцу и под диктовку (графический диктант); раскрашивать.
· Писать печатные буквы; выполнять задания в прописях.
Способы проверки результатов освоения программы: выставки и выступления для родителей.
Информационное обеспечение программы
Литература
1. Земцова О.Н. «Грамотейка» для детей 3-4 лет: Учебн. пособие.- М.: Махаон, 2010.
2. «Букварь» Степанов В.А.
3. «Большая книга дошкольника». Гаврина С.Е. и др.
4. «Логопедический букварь» Бичипко Н.В.
- Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М.: Просвещение, 1988.
- Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста.: - М.: Айрис-пресс, 2008.
- Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.- Ярославль: Академия развития, 2000.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста.- М.: ТЦ «Сфера», 2000.
- Л. Васильева – Гангнус. Уроки занимательного труда. М., «Педагогика», 1987.
1. Шаинский В. Избранные песни для детей. –М., 1989 г.
2. Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества – М., 1975.
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Б.В. Асафьев. – Л., 1973.
1. Башилов А.Я. Ребенок – художник/ А.Я. Башилов . – М., 1979
2. Белютин М.Н. Основы изобразительной грамоты/ М., 1961.
3. Кершенштейнер Г. Развитие художетсвенного творчества ребенка. – М., 1994.
4. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует – М., 1979.