Особенности изучения результатов и эффективности воспитания

Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогическо­го процесса и в отношениях между ними.

Эффективность воспитательного процесса определяется ме­рой соотношения поставленных целей, прогнозируемого ре­зультата и реально достигнутого. В то же время высокий ре­зультат может быть достигнут различного рода усилиями. По­этому под эффективностью воспитательного процесса мы по­нимаем степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректиру­ющую и прогностическую функции. При этом решается ряд

задач:

а) выявление реального состояния воспитательного процес­са; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспи­тательной работы с учетом конкретных критериев, показате­лей, поставленных задач;

б) анализ изменений, происшедших в воспитательном про­цессе. Изучение влияния различных условий и средств на ре­зультаты работы, их эффективности и педагогической целесо­образности;

в) выявление возможностей развития воспитательного про­цесса; изучение состояния и динамики развития является ос­новой для поиска путей и средств дальнейшего совершенство­вания воспитательного процесса;

г) определение эффективности влияния воспитательной ра­боты на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательно­го процесса влияют не только условия самой школы, но и внеш­няя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение по­ставленных педагогических задач невозможно. Имеет ли тог­да смысл изучать эффективность воспитательного процесса? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрека­ем детей на стихийное существование и развитие.

Мы считаем нецелесообразным устанавливать единые для всех школ, коллективов критерии и показатели эффективнос­ти воспитательного процесса, потому что они могут быть раз­работаны самими участниками с учетом целей и задач прово­димой работы, основных идей концепции, этапа развития вос­питательной системы. Эти критерии служат прежде всего ин­струментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточ­но конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть не­одинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Об­щий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность воспита­тельного процесса? С одной стороны, это осуществляется по­стоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении или ис­пользовании методик исследования, а с другой — периодичес­ки посредством специально организуемых «срезовых» иссле­дований. Например, проводится анкетный опрос педагогов, : учащихся и родителей или создаются специальные педагоги­ческие ситуации через определенные промежутки времени.

В этой связи можно говорить о текущих, периодических, ито­говых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не толь­ко в разные периоды, но и различными методами.

Наиболее важными компонентами диагностики, на наш взгляд, являются изучение воспитанности школьников, спло­ченности коллектива и отношений в нем, исследование орга­низационных аспектов.

Изучение воспитанности школьников

Как уже отмечалось, эффективность воспитательной рабо­ты школы определяется в какой-то мере воспитанностью уче­ников и выпускников школы, подготовленностью их к созна­тельному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности школьников позволяет вы­явить меру соответствия личности учащегося запланированно­му воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Что относят к показателям воспитанности школьников?

Общепринято считать интегральным показателем обще­ственную направленность детей, которая выражается во взгля­дах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направ­ленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему

миру.

Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здо­ровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие ин­тересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

Возможен и другой подход к характеристике направленнос­ти личности: положительная, то есть направленность на доб­ро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значи­мых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников- Качества личности рас­сматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.

Какой комплекс качеств может выступать как показатель воспитанности школьника?

На данный момент нет единой программы, которая бы опре­деляла требования к воспитанности школьника, заканчиваю­щего обучение. Мы полагаем, что это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. В этой связи каждое учеб-ное заведение вправе само определить образ своего выпускни­ка, на формирование которого и будет направлен педагогичес­кий процесс в данной школе. В качестве ориентира для харак­теристики воспитанности выпускника можно выбрать ряд ин­тегральных отношений к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

Для изучения результатов и эффективности воспитательно­го процесса в школе наиболее объективными и реально изме­ряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориента­ции, поступки учащихся. Исходя из этого предлагаем ряд ме­тодик, которые могут быть использованы в исследовании вос­питанности учащихся.

Поскольку реальным проявлением воспитанности являют­ся поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведе­нием учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.

«Акт добровольцев» как метод изучения направленности личности может естественно «вписываться» в учебно-воспита­тельный процесс. Например, в школе через определенный про­межуток времени появляются следующие объявления:

— Ребята! Поможем учителям в оформлении кабинетов! 5 сентября приглашаем всех желающих в школу в 10 часов. Со­вет старшеклассников.

— Всех желающих приглашаем на разговор-поиск «Как нашу школу сделать красивой и уютной».

— Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведе­нии Новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела.

Вот еще несколько ситуаций, созданных в одной из «кол:

— Учитель приходит к старшеклассникам и просит помочь в подготовке праздника для малышей.

— Из-за болезни одного из организаторов общешкольного дела необходимо кому-то взять организаторские функции на себя.

_ Классный руководитель обращается с просьбой к учащим­ся помочь перевезти мебель.

Направленность личности учащегося достаточно ярко про­является в ситуации выбора. Старшеклассники с большой за­интересованностью готовятся к проведению вечера. Но в пер­вом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от уча­стия в веяере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция на просьбу воз­никнет у них — все может характеризовать воспитанность уча­щихся.

Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:

• разработка программы вечера-встречи с выпускниками школы;

• изготовление подарка для младших школьников;

• подготовка сюрприза для одноклассников;

• изготовление украшений для вечернего платья;

• обучение элементарным навыкам самообороны и т. д. Детям предлагается выбрать занятие с указанием его глав­ного назначения:

• проявить свои таланты;

• сделать приятный сюрприз для друзей;

• оказать помощь младшим;

• поиграть, весело провести время;

• приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т. д.

Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора школьникам, зависит от реальной ситуации в школе, от тех дел, к которым дети готовятся. Сопоставление результа­тов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позво­ляет определить ведущие мотивы их поведения и деятельнос­ти. Полагаем, что хотя бы некоторое увеличение числа выпуск­ников школы, проявляющих активность при оказании содей­ствия другим людям, свидетельствует о повышении эффектив­ности воспитательной работы школы.

Направленность личности может быть изучена с помощью метода «недописанный.тезис». Детям предлагается за неболь­шой промежуток времени закончить одно или несколько пред­ложений. Времени для завершения фразы дается, как прави­ло, не более 15—20 секунд, затем идет начало следующего пред-

ложения. Мы предлагаем для примера несколько недописан­ных предложений:

• Человек счастлив, когда...

• В хорошей школе всегда...

• Если бы я нашел клад, то...

• Если бы я все мог, то я...

• Самое главное в жизни...

• Нельзя прожить без....

При обработке материалов, полученных в результате исполь­зования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:

а) индивидуалистических или общественных;

б) вещно-предметных или духовных;

в) содержащих зло или добро для окружающих;

г) направленных на созидание или разрушение.

Направленность личности школьника, характер его ценно­стей можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлага­ется дать ответ на следующие вопросы и задания:

• Почему нельзя опаздывать на урок?

• Напиши десять слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты больше всего ненавидишь?

• Что ты собираешься делать в свободное время?

• Напиши три желания в порядке их значимости для тебя и др.

Определение ведущих мотивов школьников возможно с по­мощью шкалирования и ранжирования. Учащимся предлага­ется определить, что и в какой степени привлекает их в дея­тельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 — привлекает очень сильно;

2 — привлекает в значительной степени;

1 — привлекает слабо;

О — не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности?

1. Интересное дело.

2. Возможность общения с разными людьми.

3. Возможность помочь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Возможность творчества.

6. Возможность приобрести новые знания, умения.

7. Возможность руководить другими.

8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.

9. Возможность заслужить уважение товарищей.

10. Возможность сделать доброе дело для других.

11. Возможность выделиться среди других.

12. Возможность выработать у себя определенные черты ха­рактера.

Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет оп­ределить преобладающие мотивы участия школьников в дея­тельности.

Установление эффективности воспитательной работы в шко­ле предполагает сравнение показателей, характеризующих выпускников в течение нескольких лет. С этой целью можно оформить таблицу 3.

Таблица 3

Название методик и показатели воспитанности учащихся   Данные в % от общего числа выпускников  
9 класс   1 1 класс  
           
1 .Ситуации свободного выбора: а) направленность на себя; б) направленность на других людей; в) неопределенная направ­ленность                          
2. Акт добровольцев: а) дела на пользу школы; б) дела для младших; в) дела для себя                          
3. Ранжирование мотивов: а) преобладание общественных; б) преобладание личностных; в) преобладание престижных       -                  
4. Недописанный тезис: а) социально ценные ориентации; б) социально негативные ориентации; в) неопределенные ориентации                          




Считая воспитанность учащихся важным показателем эф­фективности воспитательной работы, подчеркнем то, что па­раметры, фиксирующие воспитанность и ее динамику, не мо­гут в полной мере характеризовать степень влияния воспита­тельной работы в школе на учащихся, так как на детей воздей­ствуют и другие факторы (семья, социальное окружение, сред­ства массовой информации и т. д.)- Это следует учитывать при анализе и оценке эффективности воспитательной работы учеб­ного заведения, педагогов.

Наши рекомендации