Гимнастические снаряды

Гимнастическая стенкаприменяется при выполнении общеразвивающих упражнений и лазанья. Высота ее 320 см, ширина проле­та 100 см. Горизонтальные перекладины (рейки) укрепляются в стойке шурупами. Рейки изготавливаются из ясеня, бука или кле­еной фанеры. Двухпролетная (однопролетная) стенка крепится сверху болтами к специальному продольному брусу, а снизу — угольниками на шурупах к полу. Число пролетов стенки в зале должно быть равным, не менее V3 числа занимающихся в нем одно­временно.

Лестница гимнастическаяприменяется для выполнения упраж­нений в лазанье и перелазании. Длина ее 5 м, ширина 48 см, сту­пеньки (рейки) 3,5 см в диаметре, расстояние между рейками 25 см (рис.1).

Гимнастическая скамейкаиспользуется для групповых занятий ОРУ, упражнений в равновесии, в упорах, лазанье и др., а также для отдыха занимающихся. Длина ее 4 м, ширина 24 см, высота 30 см. В нижней ее части вмонтирован брусок шириной 5 см для выполнения упражнений в равновесии (в перевернутом положении).

Канат (или шест) для лазаньяподвешивают на потолочных бал­ках, монорельсе или специальных консолях. Толщина его должна быть удобной для захвата руками, длина 4—6 м. Для удобства пользования его размечают на полуметровые отрезки цветными лентами (материей).

Гимнастические снаряды - student2.ru

Кольцакрепят обычно на специальных консолях, причем в
школьном зале иногда к потолочным бал­кам, а в залах с высоким потолком — к портику. Высота крепления их от пола5,5 м. Высота колец от пола 2,5 м, расстояние между ними 50 см. Кольца с при­стенным креплением имеют замок, с по­мощью которого цепь закрепляют на вби­том в стену штыре. Такое Рис. 1. крепление поз­воляет менять высоту колец. В залах с вы­сокими

потолками кольца устанавливаются с помощью портика. При

установке колец проверяется равная высота каждого кольца от пола (на кольца кладется горизонтальная рейка, а на нее уровень). При проверке готовности колец особое внимание обращается на прочность всех креплений; перед занятием проверяется состояние тросов, ремней и пряжек, рабочая поверхность колец.

Конь для махов.Длина 160 см, ширина 36 см, ручки расположены симметрично на расстоянии 40— 45 см, высота ручек от плоскости коня 12 см, от

пола — 120 см. Покрыт кожей или заменителем.

Гимнастические снаряды - student2.ru

Рис 2

Конь для прыжков. Таких же размеров, но без ручек. Конь устойчиво крепится к полу с помощью растяжки. Высота коня от пола 110—150 см. Для женщин конь ставится в ширину (высотой 110 см)..

Козел. Длина 60 см, ширина 40 см. Покрывается кожей или за­менителем. Для прыжков может устанавливаться как в ™|™ну, так и в длину, на высоту от 100 до 160 см. Для установки козла (коня) на требуемую высоту его наклоняют в одну сторону и уста­навливают две ножки, затем наклоняют в другую сторону и, уста­новив остальные ножки, закрепляют растяжкой к полу.

Брусья: а) мужски. Длина жердей 350 см, фор­ма овальная (высотой 5 см, шириной 4 см). Жерди шарнирно со­единены с вертлюгами, вставленными в полые стойки, укрепленные на металлической раме. Устанавливают их на высоте 160- 175 см от пола; расстояние между жердями 42—52 см;

б) женские (разной высоты). Нижняя жердь на высоте 130-150 см, верхняя - 190-240 см; расстояние между жердями 45 см и более. Жерди укреплены на тросах. В общеобразовательных школах, на соревнованиях небольшого масштаба иногда пользуются брусьями старого образца — на раме. В этом случае на них не должно быть выступающих деталей, создающих опасность при выполнении упражнений;

в) низкие (вспомогательные). Высота жердей 100— l30 см.

У мужских (и низких) брусьев есть приспособления для удер­жания жердей на определенной высоте (защелки, зажимы, винты). При изменении высоты или ширины жердей одной рукой держат жердь, а другой закрепляют стойку с помощью винта или зажима. При их перемещении надо пользоваться специальными тележками.

Перекладина состоит из шлифованного грифа 28 см в диаметре, горизонтально укрепленного на двух стойках с по­мощью растяжек. Перекладину можно устанавливать на различ­ную высоту — от 120 до 240 см. Для занятий с начинающими, а также в общеобразовательной школе удобна пристенная перекладина.

Рис.3. Брусья мужские

Гимнастические снаряды - student2.ru

Гимнастические снаряды - student2.ru

Рис 4. Брусья женские

Магнезница— ящик, урна или подобная емкость на подставке, с высокими стенками, не дающими магнезии просыпаться на пол.

Магнезия (в виде порошка или брикетов) наносится на ладони с целью лучшего сцепления с поверхностью снаряда, укрепления хвата в висах и упорах.

Площадка (ковер) для вольных упражнений. Размер (судей­ский)— 12x12 м, границы окаймлены белой линией в 10 см, за ней необходим запас не менее 1 м. Лучшим покрытием считается эластичный настил.

Мостик применяют для прыжков, упражнений на бревне и брусь­ях (во втором случае для входа на снаряд). Высота 15 см, ширина 60 см, длина 120 см (рис. 190). В последнее время начали изготав­ливать мостик высотой до 20 см с равноупругой поверхностью (за счет роликового устройства между верхней поверхностью и пружи­нящей частью).

Трамплин (пружинный мостик). Высота 40 см, длина 120—130 см. Верхняя часть покрыта (V3 поверхности) нескользящим материа­лом. Для занятий мостик или трамплин обычно устанавливают на дорожку для разбега так, чтобы передний край упирался в гимнас­тический мат или крепился к полу.

Бревно гимнастическое применяется для выполнения упражне­ний в равновесии. Длина 5 м, толщина (высота его ) 16 см, ширина верхней поверхности и нижней плоскости 10 см. Верхняя рабочая часть должна быть гладкой и нескользкой. Высота от пола 120 см. Для начального обучения, разминки и др. применяют низкое брев­но тех же размеров, но высотой 50 см или бревно, положенное на пол.

Перед занятием проверяют, чтобы бревно было установлено горизонтально и устойчиво. Особое внимание уделяют его поверх­ности (очищают от магнезии или канифоли).

Батут— горизонтальная плетеная сетка, растянутая на раме резиновыми амортизаторами или стальными пружинами. Сетка сплетена из прочной тесьмы. Удобны складные батуты. В сложен­ном виде они занимают мало места.

Стойки для прыжков состоят из деревянных брусков квадрат­ного сечения. Высота 2,5 м. Высота планки (веревочки) устанав­ливается с помощью «лапок» (выступов) на муфтах стоек.

Стоялки состоят из параллельно расположенных жердей, устой­чиво укрепленных на низких стойках (или каждая в отдельности).

Гимнастические снаряды - student2.ru

Рис. 5.

Площадка для прыжков в глубину. Размеры 45х 50 см с крючка­ми, с помощью которых площадка укрепляется на гимнастическом стенке.

Маты длиной 200 см, шириной 125 см, толщиной 60—65 мм обычно кладут в два слоя в местах приземления. В иных случаях — в один слой. При разучивании сложных упражнений пользуются пороло­новыми матами (или специальными ямами с поролоновой стружкой).

Перед занятием проверяют исправность матов и чехлов, а также их укладку (плотно, без зазоров, не накладывать края один на другой и др.). Минимальное число матов: у перекладины 7, у брусьев 3—4, у брусьев разной высоты 4, у колец 3, у бревна 5—6, у снарядов для прыжков 3—6.

Многокомплектные гимнастические снаряды. К конструкции этих снарядов предъявляются сле­дующие основные требования: а) она должна поз­волять выполнять упражнения группой; б) разме­ры должны соответствовать возрастным особеннос­тям занимающихся; в) снаряды должны быть прос­тыми в изготовлении, надежными, удобными для быстрой установки (рис. 5). Основными из таких снарядов являются.

— детский универсальный гимнастический сна ряд. Рабочая часть его — пеньковый канат, покрытый оболочкой;

-

Гимнастические снаряды - student2.ru

Рис.6.

Гимнастические снаряды - student2.ru

Рис.7.

— удлиненная (многокомплектная) перекладина. Ее можно устанавливать на желаемую высоту. Состоит из нескольких грифов, опирающихся на стойки;

— удлиненные брусья (низкие или равной высоты). Устанавли­ваются на стойках (рис. 6);

— удлиненный гимнастический конь. Состоит из деревянного каркаса, обтянутого войлоком и дерматином. На теле коня укреп­ляют стандартные ручки;

— многокомплектная конструкция колец ;

— приспособление для опорных прыжков (рис. 7).

В последние годы создаются многокомплектные снаряды и других конструкций.

Гимнастические снаряды, предназначенные для проведения соревнований, по форме, размерам, упругости и расположению точек крепления к полу должны соответствовать установленным нормам, предусмотренным правилами. Для массовых (неклассификацион­ных) соревнований в общеобразовательной школе, в низовых кол­лективах допустимы снаряды старого образца, но они должны быть исправными, устойчивыми.

Рекомендуется регулярно (не реже одного раза в полугодие) тщательно осматривать подвесные снаряды. Особо обращать вни­мание на болты, гайки, удерживающие систему с блоками для ко­лец, подвесного пояса для страховки, сами блоки, надежность подвеса канатов и шестов, а также крепления стоек гимнастической стенки к стенам зала.

Общепринятые устройства и снаряды (например, гимна­стические) так же можно назвать тренажерами, поскольку они позволяют выполнять требуемые движения и действия.

Специальные устройства и тренажеры.К специальным устройствам относятся и тренажеры» ко­торые делятся на ряд групп.

Элементарные тренажеры - для упражнений локального воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы.
В конструкции этих тренажеров используются: преодоление
силы тяжести и магнитного притяжения; растяжение пружины и резинового шнура, сопротивление встречному дви­жению и эффект баллистического срыва, инерционный момент и др.

К подобным тренажерам относятся также реакциомерные устройства для совершенствования быстроты реакции на раздражители, соответствующие избранному виду спорта: стартовый выстрел для спринтера, укол рапиры-автомата для фехтовальщика, пересечение мячом определенной точ­ки для спортивного игрока и т.д.

Для тренировки быстроты одиночных движений исполь­зуются устройства, связанные механически и электронно с действием спортсмена: ударом боксера, уколом фехтоваль­щика, взмахом руки спринтера, нажатием педали велосипе­дистом и т.д..

Универсальные тренажеры предназначены для широкого круга упражнений, требующих одновременного и последовательного включения в работу многих мышечных групп. Обычно универсальные тренажеры, предназначении для развития мышечной силы, проявляемой в разных режимах. Но лучше, когда такие устройства помогают также улучшать эластичность мышц, их баллистические свойства, развивать подвижность в суставах различными методами, повышать скоростно-силовые качества и быстроту движений. Конст­рукция таких тренажеров часто позволяет одновременно выполнить упражнения нескольким спортсменам.

Тренажеры балансирные и для ориентировки в про­странстве. Большой интерес представляют балансирные тренажеры, с помощью которых спортсмены совершенству­ют способность координировать точно и тонко рассчитан­ные движения, сохранять равновесие в сложных двигатель­ных ситуациях. Это упражнения на натянутом и провисаю­щем канате, езда на одноколесном велосипеде, спуск в са­нях, катящихся по монорельсу, сохранение равновесия в бай­дарочном сидении на малой площади опоры, передвижение на ходулях, прыжки на вертикальном шесте и др.

Для воспитания способности ориентироваться в пространстве используются гимнастические колеса, упражне­ния на батуте, допинги, круговые качели и сферы со многи­ми осями вращения, взлет с парашютом в восходящем пото­ке воздуха, пребывание на эластичных подвесках прыгуна на лыжах во встречном потоке воздуха и др.

Тренажеры-лидеры, позволяющие спортсмену передвигаться на дорожке, лыжне, в бассейне, на местности и др. с заданной скоростью, частотой и темпом, а также с требуемым изменением этих и других параметров. Лидеры бывают: ,

звуковые — совпадение звукового сигнала с отметками, разделяющими путь на равномерные короткие отрезки;

световые — последовательно вспыхивающий световой (или лазерный) «зайчик» из вращающей установки на центральном матче на стеклянных или металлических многогранниках, установленных по трассе; последовательно загорающийся световой сигнал безынерционных ламп; проведе­ние тактических вариантов и действий в командных спортив­ных играх на основе вспыхивающих пунктирных линий (на­пример, зеленые для одной команды, красные - для другой) источников света вмонтированной в пол сетки. Электрон­ные устройства позволяют тренерам управлять действиями своих команд в учебных занятиях, указывая светящимися пунктирами возможные варианты;

предметные лидеры при прохождении дистанции. Спорт­смен ориентируется на движение предмета (чучело живот­ного, ракета и др.) по монорельсу, проложенному или под­вешенному по трассе. В предмете может находиться громкоговорящее радиоустройство и видеомагнитофонная камера, обеспечивающие обоюдостороннюю связь тренера и спортсмена. Другой пример — передвижение на воде по­плавка с требуемой скоростью посредством капронового шнура, наматывающегося на барабан электротягового регу­лируемого устройства. В поплавок вмонтированы радиомет­роном, громкоговорящая радиоустановка и др.

Используется автоматизированное управление учебными тактическими действиями спортсменов и команд с помощью заложенной в компьютер программы, составленной на осно­ве огромного объема информации о тактике в данном виде спортивной игры. Потребуется установить под всей поверх­ностью спортивной площадки систему световых точек и разнополюсных магнитных датчиков с выходом к интегратору компьютера. В обувь спортсменов укрепляются ферромагниты одинаковой полюсности для каждой из команд. На компь­ютер выводится также перемещение мяча (возможно с метал­лизированным напылением или с вмонтированным в центре его микрорадиопередатчиком) в пространстве посредством трехкоординатного автопеленгования или другим способом. Вспыхивающие линии двухцветных точек на полу станут от­личным учебным средством тактической подготовки.

Тренажеры-катапульты,выбрасывающие с разной скоростью и в различных направлениях мячи теннисные, футбольные, баскетбольные, волейбольные и др., тарелочки в стендовой стрельбе с целью отработки быстрых и точных реакций и действия, совершенствования в технике. Могут применяться и для выброса спортсмена на лонже и без нее в прыжках в воду, везде, где увеличенное полетное время позволяет более эффективно овладевать новой техникой, усовершенствоваться в ней.

Электронно-лазерныетренажеры для стрелков, позволяющие вести эффективную и бесшумную тренировку из стрелкового оружия по неподвижным и движущимся мишеням с отчетливой фиксацией точности попадания. Расстоя­ние до мишеней и другие факторы могут соответствовать правилам соревнований, а могут и изменяться, создавая облегченные или более трудные внешние условия.

Тренажеры-автоматыиспользуются для обучения и воспитания точности и координации движений, быстроты реакции и других качеств, применительно к требованиям избран­ного вида спорта. Конструкция тренажеров подобна играль­ным автоматам: «меткий стрелок», «мастер автоводитель», «охота» и др., но со значительно большим макетом внешних условий спортивного поля. Действия спортсмена электрон­но и механически связаны с их правильностью. С выходом на экран дисплея, где дается оценка правильности действий и степени отклонений. Важно, чтобы спортсмен видел и другие показатели: быстроту реакции, ошибки в движениях и др.

Интегральные тренажеры предназначены в первую оче­редь для тренировки в циклических видах спорта в услови­ях, максимально приближенных к естественным. Различие лишь в том, что на тренажере опорная внешняя среда дви­жется навстречу спортсмену: дорожка у скороходов, бегу­нов, лыжников, конькобежцев, велосипедистов; рельсовый путь у саночников; вода у пловцов и гребцов.

Интегральные тренажеры позволяют выполнять работу в разных режимах интенсивности, продолжительности, маневренности, психической напряженности, при различных внешних условиях. Комплекс механизмов и специального оборудования обеспечивает изменение в широком диапазоне скорости движения дорожек, воды в гидроканале и встречного потока воздуха, давления атмосферы и ее состава, температуры, влажности, аэронизации, силы света, его цветности, звукового сопровождения и других компонентов внешней среды.

Одновременно с помощью соответствующей аппаратуры решается важная задача научного обеспечения тренировки: фиксация анализа техники, определение физиологических и биохимических сдвигов в органах и системах спортсмена, динамики их функций в процессе работы, сопоставление (на световом табло) намеченного с фактическим выполнением, выявление потенциальных возможностей. Мгновенная об­работка компьютером полученных данных создает возмож­ность изменять параметры тренировочной работы в процес­се ее выполнения с целью оптимизации, а также получать данные для разработки программы на ближайшие 7-14 дней и на более длительное время.

Спортсмены, выполняющие работу на интегральных тренажерах, особенно барокамерного типа, должны иметь двухстороннюю радиотелефонную связь с тренером, научным сотрудником и врачом.

Спортивная площадка, зал, бассейн, манеж могут быть оборудованы соответствующими устройствами и оснащены электроникой так, чтобы можно было изменять в широком диапазоне внешние условия и получать полную информа­цию о деятельности спортсменов с переработкой ее компьютером, выдачей корректирующих материалов и программ на последующие дни.

В будущем интегральные тренажеры станут важнейшим средством оптимизации подготовки высококвалифициро­ванных спортсменов соответственно их индивидуальным особенностям.

Кинотренажерына основе стереоскопического или, что значительно лучше, голографического кино предназначены для обучения, тренировки и воспитания способности более эффективно проявлять компоненты подготовленности спортсмена.

В первом варианте тренажера необходимо реагировать возможно быстрым действием, а также возможно более правильным выполнением технических приемов и упражнений на показываемую программированную ситуацию и определенные внешние условия. Кинотренажеры такого рода по­могут в овладении техникой и в повышении подготовлен­ности автомотогонщиков, велосипедистов, горнолыжников, прыгунов на лыжах, саночников и др. Очень важно, чтобы действие спортсмена контролировалось записывающей ап­паратурой и одновременно демонстрировалось на световом табло или экране. Надо, чтобы электронное устройство, держа в своей памяти правильность действий и движений наглядно показывало их (в том числе и цифры) в сопоставлении с фактическим выполнением.

Во втором варианте необходимо реагировать идеомоторным действием на различные показываемые ситуации и действия, в том числе связанные с проявлением физических и психических качеств, преодолением трудностей, сложностей, неожиданностей, риска и опасности. Такая идеомоторная тренировка будет особенно полезна в обу­чении и тренировке футболистов, баскетболистов, хокке­истов, волейболистов, барьеристов, горнолыжников, пры­гунов в воду, прыгунов на лыжах и многих других спорт­сменов.

Кинотренажеры пригодны и для тактической подготов­ки посредством проигрывания вариантов и связок, выбора оптимальных решений и тренировки в них посредством многократного повторения.

Идеомоторная тактическая подготовка проводится с помощью заложенных в память компьютера многих компонентов тактической подготовленности, в том числе всевозможных вариантов тактических действий, имевших место в прошлом и возможных в будущем. Это позволяет играть с машиной, решая тактические задачи с выходом на экран дисплея, стереоскопического или голографического кино.

Тренажеры для обучения. Упражнения на многих тре­нажерах в большей или меньшей мере связаны с техникой движений, с совершенствованием ее. Вместе с тем целесо­образны тренажеры преимущественно для овладения тех­никой и убыстрения этого процесса. Конструкция их осно­вана на следующем:

а) спортсмен, прикрепленный к механическому устрой­ству, пассивно выполняет требуемые движения соответ­ственно конструкции тренажера, приводимого в действие посторонней силой. Подобные устройства помогают создать двигательные представления об изучаемых движениях через мышечные, кожные, суставные и другие ощущения и в Определенной мере запомнить их;

б) спортсмен активно выполняет технически верные движения, но лишь в заданных рамках механического устройства;

в) активное выполнение движений с помощью устройства, направляющего и облегчающего и точно определяющего основную схему изучаемой спортивной техники или ее части. Чтобы правильно выполнять на таких устройствах изучаемые движения, необходимо иметь о них достаточно отчетливое представление;

г) могут быть устройства, совмещающие в себе пассивное и активное выполнение движений.

Роль тренажеров в подготовке спортсменов будет возра­стать. Это не только дань техническому прогрессу. Тренажеры действительно могут быть полезны, если тренировка на них, обучение технике, воспитание способности прояв­лять требуемые усилия и многое другое будут строго соот­ветствовать всем особенностям избранного вида спорта. Здесь надо быть очень точным. Уже известны отрицательные результаты, полученные в ряде случаев на тренажерах, мало соответствующих решаемым задачам. Особенный вред приносит такая неосмотрительность юным спортсменам, формируя у них неправильную технику и ошибочные пред­ставления о своих действиях, которые так трудно корректи­руются в последующие годы.

Желательно, чтобы снаряды, устройства и тренажеры обладали возможно большей информативностью (обратной механической и электронной связью), говорящей спортсме­ну и тренеру о точности выполнения упражнения, быстроте реакции, ускорениях, приложенных усилий и многом дру­гом.

Наши рекомендации