Классификация игр по их роли в развитии человека

План

1. Факторы народного воспитания (природа, игра, сло­во, традиции, быт, труд, общение, искусство, религия, пример, идеал).

2. Методы воспитания (пример, рассказ, беседа, под­держка, упражнение, размышление, укор, положительная перспектива, приучение, пожелание, благословение, закли­нание, совет, упрек, уговор, просьба, намек, покаяние, зап­рет, завет, угроза, проклятие, наказание, побои, брань, рас­каяние, одобрение и т.д.).

3. Средства народной педагогики (колыбельные песни, пестушки, потешки, игрушки, загадки, игры, сказки, посло­вицы, поговорки, скороговорки, считалки, заклички, запуги, исторические предания, былины, народные песни и т.д.).

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о факторах народного воспитания.

2. Как, на Ваш взгляд, в народной культуре взаимосвя­заны понятия «Природа», «Человек», «Родина»? Подберите примеры доказывающие, что в народной тра­диции Природа - важнейший фактор воспитания.

3. Академик Г.Н. Волков отмечает: «Многообразны в на­родной педагогике словесные формы воздействия на чув­ства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воз­действия на личность многочисленны и разнообразны: уве­щевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назначение, пожелание, совет, намек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, зарок, запрет, благопожелание, завет, заповедь, про­поведь, исповедь...» (Волков Г.Н. Этнопедгогика: учеб, для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 137).

Охарактеризуйте народные словесные формы воздей­ствия на сознание, чувства, поведение человека.

4. Какие общечеловеческие ценности представлены в ре­лигии как стержневом факторе в формировании духовнос­ти человека?

5. Назовите примеры-идеалы, слова-символы, дела-сим­волы, события-символы русского народа.

6. О каких методах народного воспитания сказано в по­словицах:

«Детей наказывай стыдом, а не кнутом»;

«Яков, Яков! Не все бы ты якал»;

«Учить дураков - не жалеть кулаков»;

«Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама -то какова?»;

«Тайное слово в своих устах держи»;

«Соврешь не помрешь, да впредь не поверят»;

«Снеси яйцо, а потом кудахтай»;

«Сделал на пятак, а испортил на гривенник»;

«Доброе слово сказать - посошок в руки дать»;

«Болен - лечись, а здоров – берегись».

7. Назовите средства народной педагогики по их опреде­лениям и характеристикам:

• Изображение или выражение, нуждающееся в разгад­ке, истолковании.

• Меткое образное изречение назидательного характе­ра, типизирующее различные явления и имеющее форму законченного предложения.

• «Первые блестящие попытки народной педагогики» (К.Д. Ушинский).

• Короткие фразы с повторением трудновыговариваемых звуков.

• Непосредственное обращение детей к силам приро­ды с целью вызвать желаемое.

• Одна из форм детской игры, связанная с приобрете­нием и закреплением навыков устного счета.

• Словесные предписания, оберегающие все живое и жизнь самого ребенка.

• Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом.

• «Главная сфера общения детей* (С.А. Шмаков).

• Первые поэтические произведения, с которыми мать обращается к ребенку.

8. Заполните таблицу «Развивающее и воспитательное значение средств народной педагогики».

Средства народной педагогики Их развивающее и воспи­тательное значение
   
   
   

9. Что вы знаете об истории народных игрушек? Подготовьте сообщение о любимых игрушках своего детства.

10. Познакомьтесь с классификацией игр, предложен­ной В.М. Григорьевым в работе «Методика собирания и изучения народных игр (В помощь учителю, руководителю кружка, участникам этнографических и фольклорных экспе­диций)».

Г.Компьютерные игры.

III.Художественные игры.

А. Игры ликования и другие эффективные.

Б. Музыкально-танцевальные: 1) забавы со звуком и музыкальное музицирование; 2) массовые музыкальные игры и танцы; 3) хороводы; 4) вольные танцы.

В. Игровые драматизации: 1) игры-представления; 2) сюжетно-ролевые и художественные игры в театр, цирк, балет и др.;

Г. Другие игры и забавы художественного творчества: 1) изобразительные, 2) попутные »художества», 3) архитектур­но-скульптурные и декоративно-прикладные; 4) речевые; 5) игровые формы литературного творчества.

IV. Предметно-трудовые игры

A. С игрушками: 1) природными, 2) покупными, 3) гото­выми самодельными, 4) изобретательство в необычном при­менении игрушек и других предметов.

Г. Игровые формы труда.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Адрес сайта и его описание Перечень материалов представленных на сайте
1. http://window.edu.ru/   Единое окно доступа к информационным ресурсам
2. https://www.biblio-online.ru/   В электронной библиотеке представлены все книги издательства Юрайт. Некоторые издания и дополнительные материалы доступны только в электронной библиотеке.
3. https://e.lanbook.com/   Ресурс, включающий в себя как электронные версии книг ведущих издательств учебной и научной литературы (в том числе университетских издательств), так и электронные версии периодических изданий по различным областям знаний.
http://znanium.com/   Ресурс электронных версий изданий, публикуемых Научно-издательским центром ИНФРА-М, коллекциями книг и журналов других российских издательств, а также произведениями отдельных авторов.

План

1. Факторы народного воспитания (природа, игра, сло­во, традиции, быт, труд, общение, искусство, религия, пример, идеал).

2. Методы воспитания (пример, рассказ, беседа, под­держка, упражнение, размышление, укор, положительная перспектива, приучение, пожелание, благословение, закли­нание, совет, упрек, уговор, просьба, намек, покаяние, зап­рет, завет, угроза, проклятие, наказание, побои, брань, рас­каяние, одобрение и т.д.).

3. Средства народной педагогики (колыбельные песни, пестушки, потешки, игрушки, загадки, игры, сказки, посло­вицы, поговорки, скороговорки, считалки, заклички, запуги, исторические предания, былины, народные песни и т.д.).

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о факторах народного воспитания.

2. Как, на Ваш взгляд, в народной культуре взаимосвя­заны понятия «Природа», «Человек», «Родина»? Подберите примеры доказывающие, что в народной тра­диции Природа - важнейший фактор воспитания.

3. Академик Г.Н. Волков отмечает: «Многообразны в на­родной педагогике словесные формы воздействия на чув­ства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воз­действия на личность многочисленны и разнообразны: уве­щевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назначение, пожелание, совет, намек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, зарок, запрет, благопожелание, завет, заповедь, про­поведь, исповедь...» (Волков Г.Н. Этнопедгогика: учеб, для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 137).

Охарактеризуйте народные словесные формы воздей­ствия на сознание, чувства, поведение человека.

4. Какие общечеловеческие ценности представлены в ре­лигии как стержневом факторе в формировании духовнос­ти человека?

5. Назовите примеры-идеалы, слова-символы, дела-сим­волы, события-символы русского народа.

6. О каких методах народного воспитания сказано в по­словицах:

«Детей наказывай стыдом, а не кнутом»;

«Яков, Яков! Не все бы ты якал»;

«Учить дураков - не жалеть кулаков»;

«Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама -то какова?»;

«Тайное слово в своих устах держи»;

«Соврешь не помрешь, да впредь не поверят»;

«Снеси яйцо, а потом кудахтай»;

«Сделал на пятак, а испортил на гривенник»;

«Доброе слово сказать - посошок в руки дать»;

«Болен - лечись, а здоров – берегись».

7. Назовите средства народной педагогики по их опреде­лениям и характеристикам:

• Изображение или выражение, нуждающееся в разгад­ке, истолковании.

• Меткое образное изречение назидательного характе­ра, типизирующее различные явления и имеющее форму законченного предложения.

• «Первые блестящие попытки народной педагогики» (К.Д. Ушинский).

• Короткие фразы с повторением трудновыговариваемых звуков.

• Непосредственное обращение детей к силам приро­ды с целью вызвать желаемое.

• Одна из форм детской игры, связанная с приобрете­нием и закреплением навыков устного счета.

• Словесные предписания, оберегающие все живое и жизнь самого ребенка.

• Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом.

• «Главная сфера общения детей* (С.А. Шмаков).

• Первые поэтические произведения, с которыми мать обращается к ребенку.

8. Заполните таблицу «Развивающее и воспитательное значение средств народной педагогики».

Средства народной педагогики Их развивающее и воспи­тательное значение
   
   
   

9. Что вы знаете об истории народных игрушек? Подготовьте сообщение о любимых игрушках своего детства.

10. Познакомьтесь с классификацией игр, предложен­ной В.М. Григорьевым в работе «Методика собирания и изучения народных игр (В помощь учителю, руководителю кружка, участникам этнографических и фольклорных экспе­диций)».

Классификация игр по их роли в развитии человека

I. Игры физического развития

A. Спортивные игры и состязания:

1) спортивные состязания, 2) спортивные игры.

Б. Полуспортивные и подвижные игры с мячом:

1) типа футбола, 2) волейбола, 3) баскетбола и ручного мяча, 4) водного поло, 5) настольного тенниса, 6) тенниса и бадминтона, 7) лапты, 8) хоккея, 9) салить мячом, 10) «шко­ла мяча».

B. Подвижные игры и состязания с другими предметами:

1) с палкой и шаром, 2) палкой, 3) городками, чурками,

4) кеглями, 5) бабками, альчиками, 6) камешками, 7) волч­ками, 8) метание вонзающихся предметов, 9) метание дру­гих предметов, 10) классики, 11) с преодолением препят­ствий, 12) использованием спортивных снарядов, 13) пере- даванием предметов из рук в руки, 14) настольно-спортив­ные и полуспортивные игры, 15) с веревочкой, 16) со жгу­том.

Г. Подвижные игры и состязания с ездой:

1)на лыжах, 2) коньках, 3) санках, 4) самокатах и ролико­вых досках, 5) велосипедах, 6) мопедах, мотоциклах и т.п., 7) на лодках без паруса, 8) под парусом, 9) верхом.

Наши рекомендации