Семинарское занятие №8 по теме

«Личность ученика как субъекта образования и развития»

Вопросы для рассмотрения:

1. Раскройте содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»: выделите в них общее и отличительное.

2. Проанализируйте ведущие факторы и условия развития личности в существующих научных теориях: наследственность, среда (географическая, социальная, деятельность). Отметьте рель деятельности в развитии личности. Определите её виды, направленность.

3. Охарактеризуёте роль педагогического процесса в развитии личности. Определите сущность педагогического подхода к проблеме личности. Выделите цель, закономерности, принципы, основные, основные компоненты педагогической системы развития личности.

4. Определите содержание понятий «воспитание» и «социализация». Обусловьте их взаимосвязь в процессе развития личности.

5. Обусловьте необходимости учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе воспитания и социализации личности.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000

2. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2004

3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999

4. Стастенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002

5. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 2001

Семинарское занятие №9 по теме

«Образование как целостный педагогический процесс»

Вопросы для рассмотрения:

1. Раскройте содержание понятия «педагогический процесс». Охарактеризуйте педагогический процесс как систему.

2. Определите компоненты педагогического процесса. По возможности, охарактеризуйте каждый из них, опираясь на практический опыт.

3. Проследите основные закономерности педагогического процесса.

4. Выделите этапы педагогического процесса. Обусловьте их взаимосвязь.

5. Обоснуйте значимости личности педагога в педагогическом процессе и его эффективности.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000

2. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2004

3. Голованова Н.Ф. Общая: учебно-методическое пособие для вузов. – СПб., 2005

4. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». – 2002. - №37. – с.5-24

5. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999

Семинарское занятие №10 по теме

«Проблема целеполагания в педагогике»

Вопросы для рассмотрения:

1. Определите содержание и сущность понятий цели образования. Проследите социальную обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования.

2. Обоснуйте целеполагание как вид деятельности педагога.

3. Определите и проанализируйте цели воспитания в директивных документах: Закон Республики Беларусь «Об образовании», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи».

4. Обоснуйте механизм реализации целевых установок воспитания в практической работе школ и учителей в Республике Беларусь.

Литература:

1. Голованова Н.Ф. Общая: учебно-методическое пособие для вузов. – СПб., 2005

2. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». – 2002. - №37. – с.5-24

3. Концепция непрерывного воспитания детей и молодёжи в Республике Беларусь. – Праблемы выхавання. - № 2 – 2003, с.51-57.

4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999

5. Стастенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002

Семинарское занятие №11 по теме

«Методы обучения и их классификация»

Вопросы для рассмотрения:

1. Раскройте сущность понятий «метод обучения» и «приём обучения». Обусловьте их взаимосвязь.

2. Продемонстрируйте многообразие подходов к классификации методов обучения (Б.В. Всесвятский, Е.А. Голант, Е.И. Петровский, Ю.К.Бабанский, И.Ф. Харламов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской). Укажите достоинства и недостатки предложенных классификаций.

3. Назовите методы контроля и самоконтроля в обучении. Охарактеризуйте каждый их них, применительно к учебно-воспитательному процессу.

4. Подготовьте самостоятельную групповую модель воспитательного мероприятия, используя при этом:

- методы организации учебно-познавательной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1997.

2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 2000

3. Капранова В.А. Основы школьной дидактики: учеб. Пособие. – Мн., 2002

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. Пособие для студентов. – М., 1999

5. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999

6. Харламов И.Ф. педагогика. – Мн., 2001

Наши рекомендации