Й этап. Моделирование и анализ педагогических ситуаций.

Слушатели делятся на микрогруппы, и каждая сама выбирает ситуацию (из предложенных) для разыгрывания. Во время разыгрывания необходимо продемонстрировать приемы, способствующее развитию мотивации и интерес у детей.

Ситуации для разыгрывания:

Педагог-фасилитатор входит в класс и начинает разговор;

1. предлагает детям взять в свою группу, организованную для совместной работы, ребенка, которого они отвергли;

2. предлагает ребенку, предпочитающему работать индивидуально, поучаствовать в коллективной работе;

3. педагог-фасилитатор предлагает им самим оценить свой поступок;

4. старается переубедить в чем-либо.

Проанализировать разыгранные педагогические ситуации по вопросам:

Ø Какие затруднения испытывали слушатели, исполняющие роль педагога-фасилитатора?

Ø Что чувствовали студенты, находясь в роли детей?

Ø Смог ли «педагог-фасилитатор» изменить позицию «ребенка» или помочь, позитивно повлияв на его мотивацию?

Й этап. Упражнение

Ход упражнения. студенты, используя разные эмоциональные нагрузки (сердито, спокойно, грустно, весело, агрессивно, равнодушно, доброжелательно, с юмором, с иронией), выполняют следующие задания:

1. успокоить расшумевшихся детей;

2. поговорить с опоздавшим;

3. отреагировать на поведение агрессора.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность//Российская пед. энциклопедия: в 2 т. М., 2003. Т. 1 с. 522-524.

2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания. М., 2006.

Практическое занятие № 3.

Тема занятия:Национальное своеобразие российского воспитания. Воспитание культуры межнационального общения.

Этап

Форма занятия - круглый стол. Темы для обсуждения:

  • Основное противоречие национального воспитания.
  • Дать сравнительный анализ российской ментальности и своеобразия российского воспитания.
  • Раскрыть понятие и свое представление о культуре межнационального общения.

Этап Упражнение Рефрейминг

Цели:

· освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего увидеть другого человека по-новому, в многообразии;

· помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другим людьми;

· продемонстрировать в ходе занятия различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению.

Рефрейминг (refraining) — изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

Для того чтобы понять других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами — без этого невозможно эффективное общение. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Нужно изменить угол зрения, сфокусировать внимание на иных аспектах — изменить смысл ситуации. Изменив смысл ситуации — изменятся связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение, появится выбор.

В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативного отношения к другому человеку

3 этап Упражнение «Проблемы, проблемы...»

Цели:

- развить спонтанную и органическую реакцию на событие;

- стимулировать нестандартный подход к решению проблемы.

Ход занятия

По сигналу первый начинает некое простое физическое действие по выбору: ходьбу, чтение, вход в помещение, еду. Следующий по очереди с места громко называет некую проблему, осложняющую действие выполняющего действие студента.

Скажем, действие первого — вход в комнату. Он открывает воображаемым ключом воображаемую дверь, готовится переступить порог квартиры, как вдруг… Второй громко объявляет: «Попал в чужую квартиру!", или «В доме запах дыма!"От играющего требуется в доли секунды увидеть изменения, оценить ситуацию и отреагировать с максимальной естественностью и органичной верой в то, что происходит. Мы увидим в его реакции способ отношения к проблеме: решает он ее или избегает столкновения с реальностью, делая вид, что ничего не произошло, а может быть, сдается перед лицом изменений.

Практическое занятие № 4.

Тема занятия: Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности

Содержание занятия:

Педагогические термины, понятия, категории, определения: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность, культура межнационального общения, толерантное сознание, экстремизм, шовинизм.

Содержание занятия:

· Понятие толерантности. Критерии сформированности социотолерантной культуры личности.

· Значение воспитания культуры межнационального общения в современных условиях.

· Возможности семьи, школы, государства по формированию социального толерантного сознания граждан.

· Воспитание гражданственности, патриотизма, интернационализма. Формы, методы развития данных направлений

Контрольные вопросы и задания:

Задание №1.

Написать сочинение на тему: «Если бы я был директор школы …».

Задание №2.

Ответить на вопрос: «Почему в нашей стране гуманистическое общение пока считается безжизненным?».

Задание №3.

Оценить уровень социотолерантной культуры человека

Задание №4.

Определить гражданско-патриотическую направленность школьника.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Обоснуйте Ваши понятия толерантности.
  2. Назовите важнейшие, на Ваш взгляд, качества личности, способствующие развитию социотолерантной культуры.
  3. Актуализируйте значимость социотолерантного сознания в современных условиях.
  4. Составьте перечень национальных черт русского национального характера и их использование в построении воспитательной работы по направлению развития межнациональной культуры.
  5. Определите значимость развития толерантного сознания в семейной воспитательной системе.
  6. Предложите принципы воспитания национального характера, национальной самобытности, патриотизма, гражданственности в сочетании с интернационализмом, толерантностью и веротерпимостью.
  7. Если бы Вы были президентом, как бы Вы решали проблему интернациональной политики?
  8. Назовите наиболее эффективные формы воспитательной работы школы по развитию направления культуры межнационального общения.
  9. Обоснуйте свою позицию, отношение к религиозному воспитанию в школе, его положительное и отрицательное влияние.
  10. Напишите эссе на тему. Если б я был: а) директором школы; б) отцом (матерью). Как бы я строил свою воспитательную систему?

Литература:

1. Максименко Н.В. Патриотическое воспитание учащихся – важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей // Нач. школа. 2010 № 7 с.3-6.

2. Швачко Е.В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2010. № 5. С. 17-27.

3. Пятикоп А.И., Шамардин В.И. Воспитание патриота // Педагогика. 2000 № 4 . с. 34-37.

4. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.2000. № 5. с. 41-58.

5. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое, настоящее или будущее России: Материалы конф. Волгоград, 1999.

Семинарское занятие № 5.

Тема занятия: Социальное воспитание в России как совокупность организации социального опыта в ОУ и индивидуальной помощи ребенку

Педагогические термины, понятия, категории, определения: превентивная помощь, оперативная помощь, социокультурная запущенность, педагогическая запущенность, конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, функция, коммуникативность, коммуникабельность.

Содержание занятия:

1. Функции классного руководителя (аналитическая, организационно-координационная, коммуникативная, коррекционная, оценочная).

2. Права и обязанности классного руководителя. Основные цели и задачи в современных условиях.

Просмотр и анализ видеофрагментов.

Моделирование и анализ ситуаций, связанных с правилами воспитания для родителей.

Студенты делятся на тройки. Затем каждой тройке предлагается ситуация. Они самостоятельно распределяют роли. В итоге в каждой тройке один должен играть роль ребёнка, другой - роль родителя, общающегося по правилам, третий-роль родителя, общающегося вне правил.

Ситуация для разыгрывания:

-родитель, просматривая дневник у ребёнка, беседует с ним (один родитель указывает слабые стороны ребёнка, другой - сильные);

-ребёнок творчески подошел к выполнению задания (один родитель не обратил на это внимания, другой - порадовался);

-у ребёнка проблема (один родитель сразу же берется разрешить ее, другой - не спешит этого делать);

-Учитель написал в дневнике, что ребенок безобразно себя вёл на уроке (один родитель отругал и строго наказал ребенка, другой спокойно разобрался в ситуации);

-у ребенка в последнее время сплошные неудачи в учебе (один родитель рисует мрачную картину будущего ребенка, другой -верит в его будущее).

Проанализировать разыгранные ситуации по вопросам:

1. Что переживали студенты ,находящиеся в роли ребенка?

2. Что они чувствовали по отношению к каждому «родителю»?

3.Какие чувства переживали студенты в роли родителей, общающихся по правилам?

4.Дгостаточно ли убедительны были слушатели, исполнявшие роли родителей.

Литература:

  1. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Методика воспитательной работы. – М., 2004
  2. Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания. Личностно-социальный подход. – М., 2005.

Практическое занятие № 6.

Тема занятия: Антропологические безупречные воспитательные системы. Требования к современному воспитателю.

Форма занятия – круглый стол. Обсуждаемые вопросы:

  • Составьте портрет современного воспитателя-фасилитатора.
  • Какие из предъявляемых требований невозможны к реализации и почему.
  • Охарактеризуйте современную ситуацию воспитательной системы в России.

Наши рекомендации