Продолжительность и сроки проведения практик

А.Ю. Петров

М.Н. Булаева

Т.В. Гончаренко

Н.Ю. Чернова

Организация и проведение

Педагогических практик

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра педагогики профессионального образования

А.Ю.Петров

М.Н. Булаева

Т.В. Гончаренко

Н.Ю. Чернова

Организация

И проведение

Педагогических

Практик

(ГОС - 2000)

Методические рекомендации

Нижний Новгород

 

ББК - 74.04

П - 30

Организация и проведение педагогических практик: Методические рекомендации по проведению практик /Сост.: А.Ю.Петров, М.Н.Булаева, Т.В.Гончаренко, Н.Ю.Чернова – Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. – 23 с.

В методических рекомендациях представлен материал по организации и проведении педагогической практики в системе подготовки педагога профессионального образования. Данный материал предназначен для студентов всех форм обучения специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (по отраслям), а так же и для руководителей практики.

© Петров А.Ю., 2011

© Булаева М.Н., 2011

© Гончаренко Т.В., 2011

© Чернова Н.Ю., 2011

 
СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения …………………………………...…………...………..
2. Цели и задачи практик …………………...……………………………….
3. Государственные требования к уровню освоения содержания практик
4. Продолжительность и сроки проведения практик ……………………...
5. Содержание практик ………………………………………………............
6. Методические рекомендации по педагогическим практикам ….............
7. Руководство практиками ………………………………………………….
8. Подведение итогов практики ……………………………………..............
Список литературы ……………………………………………..……………
Приложения ……………………………………………………….………….

Общие положения

Педагогическая практика является важным этапом в системе профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения обеспечивающим интеграцию теоретической подготовки и практической деятельности в условиях современной профессиональной школы.

Педагогическая практика организуется кафедрой педагогики профессионального образования, проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (по отраслям).

Педагогическая практика как практическая деятельность студентов в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях, направлена на формирование умений и способов педагогического труда. Педагогическая практика дает студентам возможность общения с учащимися в роли преподавателя, воспитателя, развивает творческие способности личности будущего педагога профессионального обучения.

В процессе педагогической практики студенты изучают и овладевают различными видами деятельности в образовательном учреждении: воспитательной, обучающей, развивающей, организационной, научно-методической, управленческо-педагогической, исследовательской, интегративной, аналитической.

Педагогическая практика может проходить в школах, профессиональных учебных заведениях, учебно-производственных комплексах.

Педагогическая практика осуществляется:

• в индивидуальном порядке (по договору);

• в коллективном порядке (для студентов, проходящих практику в базовых учебных заведениях).

Перед началом практики, руководителем практики, проводится занятие, на котором студенты знакомятся с целью, содержанием и порядком прохождения практики.

По завершению практики с учетом отчетных документов ставится дифференцированный зачет. Содержание и строение каждого вида практики конкретизируется с учетом целей, задач и временем ее проведения.

Цели и задачи практик

Цели практик:

- обеспечить профессиональную подготовку будущего специалиста в сфере общего и профессионального образования: педагогическую готовность студентов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности;

- развитие профессиональных способностей педагогов профессионального обучения.

Задачами педагогических практик являются:

- формирование у студентов целостной картины педагогической деятельности;

- психологическая адаптация в педагогическом коллективе;

- знакомство студентов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении и овладение методами изучения передового педагогического опыта;

- углубление и обогащение психолого-педагогических и специальных знаний;

- формирование и развитие у будущих специалистов педагогических умений и навыков, педагогического сознания и профессионально-значимых качеств личности;

- воспитание устойчивого интереса к профессии педагога, воспитание потребности в педагогическом совершенствовании.

3. Государственные требования к уровню освоения

Содержания практик

После прохождения практики студент обязан:

Иметь представление:

- о реальных условиях и состоянии учебно-воспитательной работы в современной профессиональной школе;

- о передовом педагогическом опыте;

- о воспитательной работе классных руководителей, воспитателей;

- о учебно-методической работе преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Знать:

- сущность и специфику учебно-воспитательной работы в профессиональных образовательных учреждениях;

- современные технологии обучения и воспитания учащихся;

- теоретические основы проектирования учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении;

- систему деятельности преподавателя общетехнических и специальных дисциплин;

- систему управления профессиональным образовательным учреждением.

Уметь:

- исследовать учебно-воспитательный процесс с целью выявления противоречий и установления путей их разрешения;

- проектировать учебную и внеучебную деятельность учащихся и студентов;

- организовывать учебно-воспитательный процесс в учебной и внеучебной деятельности;

- анализировать педагогические ситуации, результаты процессов обучения и воспитания;

- интегрировать специализированные и психолого-педагогические знания для осуществления профессионально-педагогической деятельности;

- проявлять творческий подход к делу;

- моделировать собственную педагогическую систему;

- проверять на практике эффективность инновационных процессов.

Содержание практик

1. Педагогическая практика:Исследование воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Время проведения:2 курс, 4 семестр, 3 недели.

Цель практики:исследование воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Задачи практики:

1. Знакомство с образовательными учреждениями;

2. Развитие исследовательских способностей будущего педагога;

3. Анализ и проектирование внеучебной деятельности обучающихся;

4. Интеграция психолого-педагогических знаний студентов необходимых для осуществления эффективной воспитательной деятельности.

Тематический план

Наименование разделов Количество часов
1. Знакомство с деятельностью образовательного учреждения.
2. Исследование воспитательной деятельности образовательного учреждения.
3. Изучение системы деятельности педагога-воспитателя и ученического самоуправления в учебной группе.
4. Проектирование и проведение коллективно-творческого дела (КТД).
5. Изучение личности обучающегося.
6. Изучение ученического коллектива, исследование межличностных отношений в учебной группе.
Оформление и защита отчета. 6
ВСЕГО

Содержание и программа практики:

В процессе решения поставленных задач студент:

· знакомится с профилем образовательного учреждения, основными этапами его развития, задачами и направлением работы, материально-технической базой;

· знакомится с руководителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения;

· изучает цели, задачи, основные принципы организации воспитательной деятельности образовательного учреждения;

· изучает направления, формы и методы воспитательной работы, перспективные и текущие планы воспитательной деятельности образовательного учреждения;

· изучает воспитательную работу классного руководителя, мастера производственного обучения;

· изучает функциональные обязанности, документацию мастера производственного обучения, классного руководителя;

· организует общение и жизнедеятельность учащихся;

· знакомится с системой ученического самоуправления учебной группы;

· оказывает помощь мастеру производственного обучения, классному руководителю в организации внеучебной работы;

· разрабатывает и проводит внеклассное коллективно-творческое дело (КТД);

· исследует индивидуально-психологические особенности учащихся;

· изучает личность учащегося, его способности, интересы, особенности общения, отношение к деятельности и проектирует индивидуальную траекторию его развития;

· организует внеучебную деятельность учащихся;

· изучает особенности ученического коллектива (познавательные, межличностные, общественные отношения);

· проводит диагностику межличностных отношений в учебной группе;

· исследует уровень развития учебного коллектива.

Итоги педагогической практики

В отчет студентов по педагогической практики включается:

1. Введение: место и время прохождения практики, роль и значение воспитательной деятельности для развития учебно-воспитательного процесса и личности учащихся.

2. Основная часть:

2.1. Описание целей и структуры образовательного учреждения;

2.2. План воспитательной работы учебного заведения, классного руководителя или мастера производственного обучения;

2.3. Описание воспитательной деятельности образовательного учреждения и классного руководителя, мастера производственного обучения;

2.4. Психолого-педагогическая характеристика двух учащихся (Приложение 1).

2.5. Психолого-педагогическая характеристика учебного коллектива группы (Приложение 2).

2.6. Методическая разработка КТД или план-конспект собственного выбранного творческого задания и его анализ (Приложение 3).

3. Заключение: выводы и предложения по итогам практики.

4. Аттестация студента: дневник студента по практике подписанный преподавателем и заверенный печатью.

2. Педагогическая практика:Исследование профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения.

Время проведения: 3 курс, 6 семестр, 4 недели.

Цель практики:Осознание интеграции профессионально-педагогических знаний для осуществления эффективной профессионально-педагогической деятельности.

Задачи практики:

1. Ознакомление с системой профессионально-педагогической деятельности преподавателя общетехнических и специальных дисциплин.

2. Исследование учебного процесса на занятиях.

3. Проектирование и проведение занятия по общетехнической или специальной дисциплине.

Тематический план

Наименование разделов Количество часов
1. Изучение профессионально-педагогической деятельности преподавателя общетехнических и специальных дисциплин.
2. Овладение профессионально-педагогической деятельностью педагога профессионального обучения.
Изучение системы деятельности преподавателя
Анализ учебного занятия
Проектирование и проведение учебного занятия
Оформление и защита отчета. 6
ВСЕГО

Содержание и программа практики:

Содержанием практики является исследование профессионально-педагогической деятельности преподавателей общетехнических и специальных дисциплин.

1. Документы, регламентирующие организацию педагогического процесса на учебном занятии.

Особенности построения рабочей программы и учебно-тематического плана по предмету.

2. Педагогический анализ учебного занятия.

Цели и функции педагогического анализа. Особенности педагогического анализа, как компонента профессионально-педагогической деятельности педагога. Анализ личности педагога и учащихся, системы деятельности педагога и учащихся, системы деятельности учебного процесса. Исследование личности педагога и учащихся, (цель, содержание, методы и средства обучения, форма организации учебного процесса), использование теоретически инновационных подходов к организации педагогического процесса и производственного обучения (Приложение 4).

3. Проектирование и проведение учебного занятия

Проектирование и составление плана одного учебного занятия, проведение данного занятия и его анализ (Приложение 5).

Итоги педагогической практики:

В отчет студентов по педагогической практики включается:

1. Введение: место и время прохождения практики, цель и задачи практики, роль комплекта методического обеспечения в организации и планировании учебного процесса.

2. Основная часть:

2.1. Расписание учебных занятий, учебная программа, учебно-тематический план по предмету, особенности деятельности преподавателей общетехнических и специальных дисциплин.

2.2. Педагогический анализ одного учебного занятия по общетехнической или специальной дисциплине (Приложение 4).

2.3. Проект одного проведенного занятия (приложение план-проект) (Приложение 5).

3. Заключение: выводы и предложения по итогам практики.

4.Аттестация студента: дневник студента по практике подписанный преподавателем и заверенный печатью.

3. Педагогическая практика:Моделирование профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения.

Время проведения: 4 курс, 8 семестр, 4 недели.

Цель практики:Овладение профессионально-педагогической, научно-методической деятельностью.

Задачи практики:

1. Осознание интеграции профессионально-педагогических знаний для осуществления эффективной профессионально-педагогической деятельности педагогов профессионального обучения.

2. Понимание и осознание системы управления образовательным учреждением.

3. Исследование и моделирование педагогического процесса.

4. Овладение основными видами профессионально-педагогической деятельности: исследовательской, ориентационно-прогностической, проектировочной, коммуникативной, контрольно-оценочной, научно-методической, организационно-управленческой.

Тематический план

Наименование разделов Количество часов
1. Изучение управленческо-педагогической деятельности.
Знакомство с организационно-управленческой структурой образовательного учреждения
Знакомство с нормативно-правовой базой образовательного учреждения
Изучение профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения
2. Моделирование и организация учебных занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Изучение научно-методической деятельности педагога профессионального обучения
Анализ учебных занятий
Проектирование и проведение учебных занятий
Оформление и защита отчета. 6
ВСЕГО

Содержание и программа практики:

Содержанием практики является овладение управленческо-педагогической деятельностью, которая включает 2 уровня:

1 уровень. Профессионально-педагогическая деятельность администрации:

1. Основные характеристики образовательного учреждения.

Цели и задачи, структура образовательного учреждения, перспективы развития, источники.

2. Нормативно-правовая база образовательного учреждения.

Документы, определяющие деятельность образовательного учреждения. Документы, регламентирующие функциональные обязанности субъектов педагогического процесса. Документы, регламентирующие организацию и планирование учебного процесса.

3. Организация и планирование учебного процесса.

Документы, регламентирующие организацию и планирование учебного процесса на учебных занятиях. Сущности и особенности разработки учебного плана. Сущность и структура расписания учебного процесса. Исследование действующих учебных планов и выборка рекомендаций по его совершенствованию.

2 уровень. Профессионально-педагогическая и научно-методическая деятельность преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин:

1. Документы, регламентирующие организацию педагогического процесса на учебном занятии.

2. Методическое обеспечение по предмету.

3. Научно-методическая деятельность педагогов, формы организации научно-методической деятельности педагогического коллектива, повышение квалификации, аттестация педагогических кадров.

4. Педагогический анализ учебных занятий.

Цели и функции педагогического анализа. Особенности педагогического анализа как компонента управленческо-педагогической деятельности педагога. Анализ личности педагога и учащихся, системы деятельности педагога и учащихся, (цель, содержание, методы и средства обучения, форма организации учебного процесса), использование инновационных подходов к организации педагогического процесса (Приложение 4).

5. Проектирование и проведение учебных занятий.

Проектирование и составление планов двух учебных занятий, проведение данных занятий и их анализ (Приложение 5).

Итоги педагогической практики:

В отчет студентов по педагогической практики включается:

1. Аттестация студента: дневник студента по практике подписанный преподавателем и заверенный печатью.

2. Введение: место и время прохождения практики, цель и задачи практики, роль комплекта методического обеспечения в организации и планировании учебного процесса.

3. Основная часть:

3.1.Особенности организации педагогического процесса в образовательных учреждениях.

3.2.Государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, расписание, график учебного процесса, особенности управления научно-методической деятельностью педагогов, учебно-тематический план по предмету.

3.3.Структура и содержание методического обеспечения по предмету.

3.4.Педагогический анализ двух занятий (Приложение 4).

3.5.Проект двух проведенных занятий (приложить план-конспект)
(Приложение 5).

4. Заключение: выводы и предложения по итогам практики.

6. Методические рекомендации по педагогическим практикам

Требования к составлению отчета

Отчет представляет собой аналитический систематизированный документ, отражающий достижение целей практики и освоение содержания практики.

Отчет студента должен содержать:

• титульный лист (Приложение 6);

• введение;

• основную часть;

• заключение;

• список литературы;

• дневник студента по практике.

Отчет выполняется рукописным способом на одной стороне листа бумаги формата А4 (297x210). Текст отчета следует писать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм. правое - не менее 10 мм, верхнее - 1 5 мм, нижнее — не менее 20 мм.

Работа должна быть сброшюрована, объемом не более 12 стр.

При написании работы должны быть использованы литературные источники с обязательной ссылкой на них, которая представляется в скобках, например [7, стр. 44].

Изложение работы должно быть ясным, точным и четким. Нельзя допускать произвольное сокращение слов, непризнанной терминологии. Все таблицы, схемы, чертежи, рисунки, иллюстрационные материалы должны быть озаглавлены и пронумерованы.

Нумерация страниц сквозная. Титульный лист включается в общее количество страниц отчета. На титульном листе номер не ставят, на следующих страницах номер проставляется в правом верхнем углу.

Если в отчете имеются разделы и подразделы, то они должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце.

Руководство практиками

Руководство по организации педпрактик проводит выпускающая кафедра педагогики профессионального образования (ППО).

Перед выходом на практику на выпускающей кафедре проводится организационное собрание со студентами-практикантами. Старосты ведут учет посещаемости студентов-практикантов, решают организационные вопросы и т.д.

Права и обязанности студентов-практикантов

1. В период практики студент является членом педагогического коллектива учебного заведения. Он имеет право обращаться по всем вопросам к руководителям практики, администрации и преподавателям учебного заведения.

2. Студент-практикант, подчиняется правилам внутреннего распорядка учебного заведения и распоряжениям администрации. В случае нарушения правил и невыполнения требований администрации и руководителей практики студент может быть отстранен от ее прохождения. Студенту, отстраненному от практики или работа которого признана неудовлетворительной, по решению администрации университета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в вузе.

3. Практикант обязан ежедневно приходить в учебное заведение к началу учебных занятий и работать в нем не менее 6 часов в день.

4. Индивидуальный план на весь период практики составляется студентом при участии преподавателя.

5. В процессе прохождения практики студент ведет ежедневные записи по всем разделам практики в дневнике.

6. В результате прохождения практики студент обязан предоставить отчет.

В последнюю неделю педагогической практики студенты сдают дифференцированный зачет.

Подведение итогов практики

По окончании практики студент представляет оформленный отчет и дневник по практике. Аттестация результатов практики студентов осуществляется руководителем практики от университета.

Список литературы

Основная

1. Профессиональная педагогика

1.1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

1.2. Безрукова B.C. Педагогика. - Екатеринбург: Изд-во Свердл.инж.-пед. ин-та, 1993.-320с.

1.3.Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. - М.: Высш. щк., 1983. - 344 с.

1.4.Методика воспитательной работы. - М: Просвещение, 1989. - 335 с.

1.5.Методика воспитательной работы. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.

1.6. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

1.7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

1.8. Семенов В. Д. Педагогический процесс (Социально-педагогический аспект), - Свердловск: УрГУ, 1990.

1.9.Скакун В.А. Преподавание специальных и общеобразовательных предметов в ПТУ: Профпедагогика. - М.: Высш. школа, 1988. - 271 с.

2. Психология

2.1. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Свердловск: Изд.-во УрГУ, 1989.

2.2. Немов Р.С. Психология, т.1-3. - М.: Просвещение, 1995.

2.3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение личности. - М., 1996.

3. Возрастная физиология

3.1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высш. Школа, 1985.

3.2. Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Просвещение, 1982.

3.3. Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М.: Просвещение, 1981

Дополнительная

1. Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Теоретические основы: Текст лекций / Свердл. инж.-пед. ин-т. - Свердловск, 1989.-88с.

2. Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Педагогический процесс в профтехучилище: Текст лекций / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. - 144 с.

3. Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Проектирование педагогического процесса в профтехучилище: Текст лекций / Свердл. инж.-пед. ин-т. - Свердловск, 1990. - 171 с.

4. Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Актуальные проблемы: Текст лекций / Свердл. инж.-пед. ин-т. - Свердловск, 1991.-212 с

5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М: Просвещение, 1991.

6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.

7.Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. 1993. №2.

8. Гончаренко Т.В. Комплект методического обеспечения по учебной
дисциплине «Организация и планирование учебного процесса». Учеб.-метод. пособие - Н. Новгород, ВГИПА, 2003. - 70 с.

9. Гончаренко Т.В. Педагогические основы системы непрерывного
многоуровневого образования. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. - 102 с.

10. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М.: Просвещение, 1989.

11. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика. 1987

10. Ильин ЕЛ. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982.

11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение. 1987.

12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 224 с.

13.Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении. - М.: Изд. Центр «Академия», 1990. - 136 с.

14. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высш. школа, 1990. - 382 с.

15. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - Киев: Вища школа, 1989.

16. Педагогическая энциклопедия: В 4 тт./ Гл.ред. И.А. Кзиров. - М.: Советская энциклопедия, 1968.

17.Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: Монография. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2005. – 407 с.

18.Петров А.Ю., Гончаренко Т.В., Гущин А.В. Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) для студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501.65 Профессиональное обучение: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 45 с.

19. Социальная педагогика: теория, методика и опыт исследования. - Свердловск, УрГУ.

20. Таланчук Н.М Современная система планирования воспитательного процесса: Пособие для руководителей, педагогов общеобразовательной и профессиональной школы. - Казань: РАО, 1994.

21. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании". - М.: Изд-во "Ось-89", 1996, - 64 с.

20. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М.: 1990.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Примерная схема эффективности воспитательного мероприятия

Эффективность воспитательного мероприятия становится выше, если оно психологически обосновывается.

С этой целью во время прохождения непрерывной педагогической практики студент должен провести психологический анализ эффективности воспитательного мероприятия по следующей схеме:

1. а) высказывали ли учащиеся желание и инициативу в отношении планируемого мероприятия;

б) кто из учащихся привлекался к заданию и с какой целью (один - с целью воспитания чувства ответственности, другой - для того, чтобы повысить его авторитет среди одноклассников, третий — научиться подчиняться и преодолеть барьер неадекватно высокой самооценки, четвертый - для того,
чтобы увлечь сложной техникой, новой операцией и т.д.);

в) все ли участники мероприятия увлеклись его ходом, в какие моменты проявились эмоциональные реакции и каково их содержание, возникали ли конфликты и каким способом они разрешались.

2. а) какие массовидные явления наблюдались в ходе мероприятия (эмоциональное сопереживание, дух состязания, смена коллективного настроения, подражение и др.);

б) проявилось ли влияние мероприятия на отдельных учащихся (стиль поведения, отношение к учению, товарищам, межличностные отношения); сказалось ли на организации коллектива в целом (степени сплоченности, самостоятельности, инициативы).

3. Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации воспитательных мероприятий.

Приложение 4

Примерная схема анализа учебного занятия

1. Анализ целей учебного занятия:

· соответствие цели, темы, структуры занятия;

· на что ориентирована цель занятия.

2. Анализ типа учебного занятия:

· какой выбран тип учебного занятия (например: комбинированный, обобщающий, контрольный уроки, развивающие модели обучения и т.д.);

· какие подходы, принципы реализованы в процессе учебного занятия (гуманизации, индивидуализации, развития, непрерывности, последовательности и т.д.).

3.Анализ хода учебного занятия:

· какова структура учебного занятия;

· какие были использованы средства, с какой целью;

· какие методы, приемы были использованы;

· какие отношения между педагогами и учащимися. 4.Анализ результатов учебного занятия.

Приложение 5

Примерная схема составления плана учебного занятия

1. Тема учебного занятия.

2. Цель учебного занятия. Цель может отражать следующее:

· что должны узнать, понять;

· чему учащиеся должны будут научиться (разрабатывать что-либо, проектировать что-либо, делать выводы);

· какие выводы должны будут научиться делать учащиеся.

3. Отбор и структурирование содержания учебного занятия.

4. Выбор методов обучения.

5. Планирование структуры учебного занятия с выявлением основных
видов действий преподавателей и учащихся.

Действия педагога Действия учащихся
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
7. 7.
8. 8.
9. 9.
10. 10.

6. Планирование применения средств обучения, обеспечивающих
организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

7. Прогнозирование результата обучения.

8. Осознание своей деятельности.

Приложение 6

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра педагогики профессионального образования

ОТЧЕТ

по педагогической практике

на _______________________________

(наименование организации)

Студент группы ____________ ____________ ____________________

подпись инициалы и фамилия

Руководитель от кафедры ППО

______________________________ __________ __________________

должность, ученая степень и звание подпись инициалы и фамилия

Нижний Новгород

20___

А.Ю. Петров

М.Н. Булаева

Т.В. Гончаренко

Н.Ю. Чернова

Организация и проведение

Педагогических практик

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра педагогики профессионального образования

А.Ю.Петров

М.Н. Булаева

Т.В. Гончаренко

Н.Ю. Чернова

Организация

И проведение

Педагогических

Практик

(ГОС - 2000)

Методические рекомендации

Нижний Новгород

 

ББК - 74.04

П - 30

Организация и проведение педагогических практик: Методические рекомендации по проведению практик /Сост.: А.Ю.Петров, М.Н.Булаева, Т.В.Гончаренко, Н.Ю.Чернова – Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. – 23 с.

В методических рекомендациях представлен материал по организации и проведении педагогической практики в системе подготовки педагога профессионального образования. Данный материал предназначен для студентов всех форм обучения специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (по отраслям), а так же и для руководителей практики.

© Петров А.Ю., 2011

© Булаева М.Н., 2011

© Гончаренко Т.В., 2011

© Чернова Н.Ю., 2011

 
СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения …………………………………...…………...………..
2. Цели и задачи практик …………………...……………………………….
3. Государственные требования к уровню освоения содержания практик
4. Продолжительность и сроки проведения практик ……………………...
5. Содержание практик ………………………………………………............
6. Методические рекомендации по педагогическим практикам ….............
7. Руководство практиками ………………………………………………….
8. Подведение итогов практики ……………………………………..............
Список литературы ……………………………………………..……………
Приложения ……………………………………………………….………….

Общие положения

Педагогическая практика является важным этапом в системе профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения обеспечивающим интеграцию теоретической подготовки и практической деятельности в условиях современной профессиональной школы.

Педагогическая практика организуется кафедрой педагогики профессионального образования, проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (по отраслям).

Педагогическая практика как практическая деятельность студентов в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях, направлена на формирование умений и способов педагогического труда. Педагогическая практика дает студентам возможность общения с учащимися в роли преподавателя, воспитателя, развивает творческие способности личности будущего педагога профессиональ

Наши рекомендации