Операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстракции. От-
мечается непланомерность анализа, недостаточная его тонкость, од-
Носторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцирова-
Ны. Наиболее характерная особенность этих ребят —несоответствие
Между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического
мышления. В частности, при выполнении задания на классификацию,
Правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они
Часто не могут обозначить выделенную группу соответствующим по-
Нятием, объяснить принцип, по которому проводится классификация.
Очень показательным, отличающим детей с задержкой психического
Развития как от нормально развивающихся, так и от умственно отста-
лых, является следующий факт. При выполнении заданий ≪четвертый
лишний≫ (требуется исключить одну картинку из четырех как не под-
Ходящую к данному понятию) расширение объема конкретного мате-
Риала всегда приводит к воспроизведению значительного числа общих
Понятий, не называемых детьми при меньшем объеме предметного мате-
риала. Так, введение добавочных предметов (не ≪четвертый лишний≫,
а ≪шестой лишний≫) помогает ребятам правильно выделить предмет
И объяснить принцип, по которому происходит такое выделение.
Основы специальной педагогики и психологии
Мышление детей с задержкой психического развития характеризует-
Ся поверхностностью, которая проявляется в абстрагировании и обобще-
Нии несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности
К шаблонным, стереотипным решениям. Способ действия, эффек-
Тивный в одних условиях, неоправданно переносится в другие.
Весьма показательно и важно при диагностике задержки психи-
Ческого развития и обучении этих ребят значительное расхожде-
ние у них между результатами самостоятельного решения задания
И выполнения его с помощью экспериментатора. При самостоятель-
Ном анализе предметов они выделяют меньше признаков, чем нормаль-
Ные дети, но больше, чем умственно отсталые. После оказания помо-
щи в виде обучения такие ребята по результатам выполнения задания
Приближаются к нормальным. Поэтому для правильной постановки
Диагноза надо проводить обследование ребенка с задержкой психиче-
Ского развития в форме обучающего эксперимента.
Познавательная Остановимся подробнее на особенностях по-
Активность знавательной активности этих ребят, так как
В ней проявляется сложное единство интеллек-
Туальных и мотивационных сторон психики. У всех детей с задержкой
Психического развития наблюдается снижение умственной активно-
Сти. Они не стремятся использовать время, отведенное на выполнение
задания, высказывают мало суждений в предположительном плане до
Момента решения задачи, что свидетельствует о недостаточности ин-
Теллектуальной инициативы.
При запоминании снижение познавательной активности проявля-
Ется в недостаточной эффективности использования времени, пред-
Назначенного для первоначальной ориентировки в задании, в необхо-
Димости постоянного побуждения извне к припоминанию, неумении
Применить приемы, облегчающие запоминание, в резко сниженном
Уровне самоконтроля. (Серьезные затруднения вызывает необходи-
Мость распознать в повторно предъявляемом материале те слова, ко-
Торые не были воспроизведены первоначально.) В мышлении сниже-
Ние познавательной активности выражается в слабой зависимости
Деятельности ребят от поставленной цели, подмене цели более про-
Стой и знакомой, ошибочных решениях задач при небольшом измене-
Нии условия, затруднениях в поисках общего способа решения целого
Ряда задач, когда требуется осуществить широкий перенос.
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития
также имеет ряд особенностей:
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) ]2£
•бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены,
расплывчаты, иногда ошибочны;
•существенные трудности в овладении грамматическим строем