Тема: Семья, как одно из основных средств воспитания.

1. Значение семьи в формировании личности, характера ребенка, его социализации.

2. Влияние особенностей личности родителей на становление характера ребенка.

3. Влияние стилей семейного воспитания на процесс воспитания детей.

4. Значение эмоционального отношения родителей к ребенку.

5. Особенности воспитания в неполной семье.

6. Причины и виды семейного неблагополучия.

7. Отношения между (сиблингами) братьями и сестрами и их воспитательное значение.

Литература:

1. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.. 1988.

2. Бардиан А. Воспитание детей в семье. - М, Просвещение, 1972

3. Варга А.Я Структура и типы родительского отношения. М.,1987

4. Воспитание детей в неполной семье. /Под ред. Н.М. Ершовой. М., 1980.

5. Дала Торе А. Ошибки родителей. М., 1983

6. Джайнотт Х.Д. Родители и дети. М., 1986.

7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие.- Самара: СИОКПП, 2001.

8. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.

9. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

10. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. пед.соч. В 2 т. М., 1997. Т.2.

11. Матвеева Л. И др. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М., 1997.

12. Матейчек 3. Родители и дети. — М., 1992.

13. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М.,2000.

14. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М., 2009.

15. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Просвещение, 1981

16. Сагатовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива.- Томск.,1971

17. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., Знание, 1986

18. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. М., 1981. Т.3.

19. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.

20. Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье.- Мозырь «Содействие», 2006.

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1. Представить перечень диагностических методик по выявлению семейного неблагополучия; стилей семейного воспитания (не менее трех методик с кратким описанием) (от 1-3 баллов)

2. Написать рефераты (с учетом всех требований к написанию рефератов) (от 5-10 баллов):

- Авторитет в семейном воспитании.

- Отклоняющееся поведение ребенка, как следствие педагогических ошибок родителей.

- Стили семейного воспитания детей в историческом контексте

- Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей

- Особенности родительской любви и ее значение в становлении личности ребенка и его социализации.

- Девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания.

Самостоятельная работа на выбор:

1. Написать конспект по книге Я.Корчак Как любить ребенка. М., 1990. (1-3 балла)

Семинар 4

Тема: Коллектив как средство воспитания.

1. Роль коллектива в развитии личности учащегося.

2. Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко.

3. Этапы и уровни развития учебно- воспитательного коллектива.

4. Положение ученика в системе личных взаимоотношений.

5. Межличностные отношения как средство, способствующее формированию и изменению социальных установок.

Литература:

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.,1983

2. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Мн., 1975.

3. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ре. Е.Н. Степанов. М., 2000.

4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.

5. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива//Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль, 1977.

6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М.,1940

7. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара., 2010. – С.386.

8. Немов Р.С. Кирпичик А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива.- М.,1988.

9. Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Кострома.,1976

10.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) - М.,1975.

11.Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1. Написать рефераты (с учетом всех требований к написанию рефератов) (от 5-10 баллов):

- Воспитание толерантности в ученическом коллективе.

- Социально- психологический климат и его влияние на воспитание детей.

- Отрицательное влияние коллектива на личность ребенка.

2. Подберите диагностические методики изучения социально-психологического климата в классе и кратко опишите их (не менее трех) 1-3 балла

Самостоятельная работа на выбор:

1.Составьте методические правила создания и развития ученического коллектива (1-3 балла)

Промежуточная аттестация:

Наши рекомендации