Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением).

Проявляется в особеннос­тях поведения детей: они возбудимы, много двигаются, неспособны к ожиданиям, им легче что-либо проделать, чем воздержаться от действия.

3. У детей легко образовывать условные рефлексы и труд­но их переделывать. Это обязывает педагогов своевременно формировать у малышей необходимые умения и навыки, не допускать возникновения вредных привычек.

4. Недостаточная подвижность нервных процессовпрояв­ляется в трудности перехода от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну, в отсроченных реакциях на заня­тиях (воспитатель просит проделать новое . действие, а дети продолжают предшествующее) и в других ситуаци­ях. На фоне общего быстрого темпа развития детей в раннем возрасте наблюдаются большие индивидуальные различия.Это характерно как для физических, так и для нервно-психических процессов. Так, показатели роста нор­мальных детей при рождении колеблются от 51 до 57 см, а к 1 году — от 73 до 78 см; масса тела при рождении — от 3900 до 4600 г, к 1 году —от 10 до 12 кг. Малыши в разные сроки овладевают ходьбой (10—12 месяцев), речью (одни дети к 2 годам говорят фразами, другие про­износят лишь отдельные слова). Иначе говоря, в преде­лах одной возрастной группы колебания в развитии мо­гут наблюдаться от высоких до относительно низких по­казателей.

Т.о. ранний возраст – это особый период в жизни ребенка, который характеризуется рядом особенностей.

10. ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Необходим тщательный кон­троль за физическим и нервно-психическим развитием де­тей раннего возраста. Он помогает своевременно оказать воспитательное воздействие на каждого ребенка, а также правильно спланировать педагогические мероприятия. В Центральном институте усовершенствования врачей раз­работаны показатели, помогающие диагностировать раз­витие детей на каждом возрастном этапе. На первом го­ду жизни развитие детей сопоставляется с показателями 1 раз в месяц, на втором — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста проводится с целью -определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы в целом.

При этом устанавливают также правильность медико-педагогического процесса, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательный процесс, определив для него индивидуальный режим жизни.

На первом году жизни развитие ребенка контролируют 1 раз в месяц (детская поликлиника), на 2м – 1 раз в квартал, на 3м – 1 раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки.

Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического состояния детей, их поведение.

При оценке поведения, за которой воспитатель следит ежедневно, следует учитывать настроение, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка.

При выявлении нервно-психического развития ребенка 2 года жизни следует его оценивать, исходя из основных линий развития: развития понимания и активности речи ребенка, сенсорного развития ребенка, развитие игры и деятельности с предметами, развитие общих движений, развитие навыков самостоятельности.

На 3 г. ж. По следующим линиям: развитие активной речи, сенсорного развития, развитие игры и деятельности с предметами, развитие общих движений, воспитание навыков самостоятельности.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психологического развития, которая хранится у психолога (старшего воспитателя). Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соотносит выявленный показатель. Так отличается опережение или задержка в развитии определенных качеств.

Особенно тщательный контроль за нервно-психическим развитием детей должен осуществляться в период адаптации детей к ДОУ.

Т.о. ранний возраст – это особый период в жизни ребенка, который характеризуется рядом особенностей, требует тщательного контроля за развитием детей и продуманных мероприятий в период адаптации..

11. АДАПТАЦИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ.

Адаптация – привыкание. Н.М. Аксарина, основываясь на учении И.П. Павлова, характеризует адаптацию как установление наиболее правильных соотношений между организмом и окружающей средой (то есть адаптация заключается в формировании динамического стереотипа (биологическая и социальная).

Биологическая адаптация – перестройка физиологических функций организма. Биологическая перестройка в период привыкания к ДУ: привыкание к новому световому, воздушному режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.

Социальная адаптация – способность изменять свое поведение в зависимости от новых социальных условий.

Различают три степени адаптации:

Легкая – физиологическая, естественная адаптация, при которой наблюдаются кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которая выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшением сна и аппетита. Поведение нормализуется в течении 10-15 дней.

Средняя – 15-30 дней. Более значительные сдвиги в поведении, которые нормализуются лишь к концу месяца. Ребенок на короткое время теряет вес, нарушается речь, возникают заболевания продолжительностью 7-10 дней, завершаемые без осложнений.

Тяжелая – (паталогическая) – может продолжаться до двух и более месяцев, сопровождаться частыми повторными заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с невротическими состояниями, замедление типов физического и психического развития, развития речи.

Условия, от которых зависят характер и длительность привыкания детей к дошкольному учреждению:

1. Состояние здоровья детей.

2. Возраст ребенка. В первые месяцы жизни малыши с трудом переносят изменение привычного температурного режима помещения, дети постарше отрицательно реагируют на включение в меню непривычных блюд, на непривычные способы кормления и укладывания на сон, а после 1,5г – на смену привычного типа общения.

3. Индивидуальные особенности детей. Легче привыкают к смене условий жизни дети с более управляемыми и подвижными н. процессами, труднее – те, у кого они слабые, неуравновешенные.

4. Организация режима дня и жилищно-бытовых условий дома, состав семьи. Несоответствие домашних условий и условий жизни в детском саду также затрудняет период адаптации.

5. Уровень развития потребности в общении при поступлении в ДУ (незначительный опыт общения с людьми).

Наши рекомендации