Обучающихся в массовой школе

Дети с нарушениями зрения весьма неоднородны во многих отношениях. Они различаются по степени сни­жения зрения, по структуре и составу нарушенных функций, по характеру первичных и вторичных отклоне­ний в развитии, по возможностям компенсации нару­шенных и коррекции недоразвитых функций.

Преобладающее большинство детей с нарушениями зрения, подлежащее обучению в массовой школе, ха­рактеризуется мало выраженными зрительными недос­татками, которые легко корригируются оптическими средствами. Как правило, эти дети справляются с прог­раммным материалом. Среди них многие имеют отлич­ные и хорошие отметки. В частности, хорошей успевае­мостью характеризуются многие дети с аномалиями рефракции. Такие дети могут заниматься в общих усло­виях, по обычным учебникам, предназначенным для массовых школ. Однако наличие зрительных недостат­ков не всегда позволяет им должным образом овладе­вать учебным материалом при фронтальных методах обучения. Поэтому учителя должны всегда иметь в поле зрения этих учащихся, оказывать им своевременную индивидуальную помощь в учебной работе, предупреж­дать их неуспеваемость путем систематического контро­ля за усвоением знаний и применять некоторые инди­видуальные формы работы с ними.

В массовых школах преимущественно обучаются дети, у которых снижение остроты центрального зрения относительно небольшое и легко корригируется оптичес­кими стеклами (острота зрения 0,4 и выше). У этих де­тей не отмечается каких-либо выраженных отклонении от нормы в психическом развитии. При усвоении знаний у них не возникает специфических трудностей, обуслов­ленных снижением остроты зрения.

Среди слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, иногда встречаются учащиеся, у которых низкое

зрение сочетается с другими нарушениями центральной нервной системы. К ним относятся:

а) дети с недоразвитием сенсорных функций слуха,
осязания и др.;

б) дети с нарушениями речи, возникшими в резуль­
тате перенесенных органических заболеваний централь­
ной нервной системы;

в) дети с нарушениями двигательных функций, свя­
занными с поражением опорно-двигательного аппарата;

г) умственно отсталые дети, у которых снижение зре­
ния обусловлено врожденными (например, при олиго­
френии) или приобретенными формами заболеваний
нервной системы;

д) дети с нарушением эмоционально-волевой сферы
и поведения

В некоторых случаях у слабовидящих школьников, обучающихся в массовой школе, встречаются недос­татки в развитии слуха и речевых функций.

При нарушении зрения, сочетающемся с другими не­достатками развития, отмечаются трудности в развитии речи и формировании мышления, наблюдается обедне­ние предметных и пространственных представлений и обнаруживаются задержки ориентации при выполнении движений.

При нарушении слуха у слабовидящих школьников возникают затруднения в формировании лексики, семан­тики, грамматического строя речи, в развитии мысли­тельной деятельности. При глубоком нарушении слуха слабовидящие дети не могут обучаться в условиях мас­совой школы и подлежат направлению в специальные школы для слабослышащих, а при небольшом снижении слуха — в школы слабовидящих детей.

Многие слабовидящие дети страдают недостатками речевого развития, препятствующими усвоению знаний. Некоторые из этих недостатков не являются специфи­ческими для детей с нарушениями зрения Они пре­одолеваются в процессе использования разных форм логопедической работы в условиях массовой школы. Вместе с тем исследования показали, что у слабовидя­щих детей чаще, чем у их нормально видящих сверстни­ков, встречаются нарушения фонематического слуха, трудности в процессе чтения и письма Более часто от­мечаются бедность словарного запаса и некоторое не-

6 М И Земцова 8J

соответствие между уровнем развития непостредствен-но чувственных и логических связей. У отдельных сла­бовидящих учащихся наблюдаются глубокие наруше­ния речи на почве органических заболеваний централь­ной нервной системы или внутриутробных аномалий развития. Дети с речевыми дефектами функционального характера не подлежат переводу из массовой школы. Что касается детей с речевыми нарушениями органичес­кого происхождения, то они обычно направляются для обучения в специальные школы. Некоторые из них переводятся в школы для слабовидящих, другие — в школы глухих или слабослышащих (при нарушении слуха), третьи — в специальные школы для детей с ре­чевыми недостатками.

Среди обучающихся в массовой школе слабовидящих детей иногда встречаются умственно отсталые дети. У таких детей недостатки зрения сочетаются с нарушения­ми или глубокими задержками развития интеллекта, речи, логической памяти, произвольного внимания, не­достатками формирования пространственных представ­лений и ориентации, а также других высших форм поз­навательной деятельности. В основе этих нарушений лежит недоразвитие мозга (М. С. Певзнер, В. И. Лубов-ский, М. Б. Эйдинова и др.).

Естественно, что такие дети не могут обучаться в массовой школе и подлежат направлению в специаль­ные школы для слабовидящих детей (в особые классы для умственно отсталых слабовидящих детей).

При встречающихся у слабовидящих детей дефектах подкорковых образований мозга отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения. Такие нару­шения проявляются в повышенной возбудимости нерв­ной системы, аффективных (иногда неадекватных) ре­акциях, в эмоционально-волевой неустойчивости, сниже­нии работоспособности, нарушении отношений к окру­жающим людям, в неправильной оценке собственной личности, снижении сознательного контроля за поведе­нием. Эти дети иногда характеризуются негативизмом, двигательным беспокойством. Они вступают в конф­ликты со своими товарищами, отличаются недисципли­нированностью (исследования Н. Б. Лурье, М. Б. Эйди-новой и др.)-

Интеллект и другие высшие психические процессы у этих детей, как правило, сохранны. Они успешно

усваивают программу, если по отношению к ним осу­ществляется индивидуальный подход.

Учитель и классный руководитель должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы уберечь их от кон­фликтных ситуаций, которые могут иметь место в про­цессе общения таких детей с товарищами по школе и собственными родителями.

Некоторые из этих детей нуждаются в лечебной по­мощи Таких учащихся должен тщательно обследовать невропатолог или психоневролог.

При наличии необходимых условий слабовидящие дети с нарушением эмоционально-волевой сферы могут обучаться в условиях массовой школы. (Исключение составляют дети с психопатоподобным состоянием и глубокими нарушениями личности).

Последние подлежат направлению в специальные школы или соответствующие медицинские учреждения для лечения.

У отдельных детей слабовидение сочетается с нару­шением двигательных функций, такие нарушения могут обусловливаться внутриутробными аномалиями разви­тия, перенесенными органическими заболеваниями центральной нервной системы или травматическими пов­реждениями мозга. Нарушения двигательной сферы про­являются в расстройствах координации, темпа, ритма, амплитуды движений, диспропорции в развитии органов движений и всей схемы тела.

Двигательные нарушения, сочетающиеся со зритель­ными недостатками, обусловливают вторичные откло­нения в развитии. К ним относятся бедность чувствен­ного опыта, трудности ориентации и др. Интеллект, речь и другие высшие психические функции у таких детей обычно сохранны. Некоторые из них могут обучаться в массовой школе.

Однако во многих случаях они нуждаются в обуче­нии в школах для^детей с нарушениями движений или в школах слабовидящих.

Из анализа разных групп слабовидящих детей мож­но видеть, что большинство из них нуждается в спе­циальном обучении. Что касается детей, у которых не­достатки зрения (при остроте зрения 0,3 и выше) не сочетаются с какими-либо другими дефектами, то они в большинстве случаев подлежат обучению в массовой школе.

6* 83


Наши рекомендации