Информационное направление воспитательной работы.

Важным каналом информирования студентов о сегодняшнем дне и перспективах развития вуза является участие представителей студенческих групп в работе Ученого совета вуза. Этот вид деятельности позволяет студентам выносить на обсуждение вопросы, волнующие студенческую среду, чувствовать себя сопричастными к решению важнейших вопросов деятельности вуза, информировать сокурсников о принимаемых решениях и, в конечном итоге, влиять на процессы образовательной деятельности Института.

8.Система образования в РБ и тенденции ее развития.

Национальная система образования РБ включает:
дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольные формы образования;
профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самостоятельное образование граждан.

В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения. В настоящее время учебные заведения системы высшего образования РБ делятся на четыре типа. Основными типами высших учебных заведений являются: — классический университет; — профильный университет или академия; — институт; — высший колледж. Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа.

В настоящее время общеобразовательная школа состоит из трех ступеней: начальная школа (4 года), основная, или базовая (5 лет), старшая школа (2 года). Обучение начинается с 6 лет. На 3-й ступени обеспечивается завершение общеобразовательной подготовки учеников с помощью дифференцированного обучения. В апреле 1999 г. правительством Беларуси была утверждена Программа развития социальной системы образования до 2010 г. В ней предусматривается переход к обязательной 10-летней школе в качестве базовой. Учащиеся будут иметь возможность получать среднее образование в двух вариантах: или через 2 последних лицейских класса (11-й и 12-й), или через профессиональное образование, которое теперь осуществляется в профтехучилищах, техникумах, колледжах.

В наст время усил-ся напр-ть с-мы обр-я на потр-ти ч-ка и ценности нац.и мир.к-ры,обесп-ие условий для напрерыв.обр-ия.Тенденции в разв-ии с-мы обр-ия:•гуманизация процесса(переход на демокр.отн-ия) ; •вариативность и разноуров-сть сод-ия обр-ия,введение нов.спец-тей,уч.дисц-н(право,основы эк-ки,псих-гии и пед-ки,инф-ка) •разраб-ка нов.образ.стандартов,уч.планов,уч-мет.комплексов;•деференциация сети учр-ий обр-ия,становл-ие негос.образ.учр-ий;•переход на двуступенч.подг-ку спец-ов(бакалавры и магистры), отвеч.м/днар.треб-ям;•разр-ка и внедрение с-м обесп-ия и упр-ия кач-вом обр-ия;•исп-ие доп.источников финасир-ия(доходы от собст.комерч.деят-ти,средств спонсоров)Гл.цель-разв-ие творч.,самост.,ответ.лич-ти, способ.к освоению,преобр-ию мира,созд-ию нов.форм общест.жизни,культуры в целом.Осн.полож-ия нов. образ.парадигмы:1-ориент-ия уч.планов и программ,сод-ия обуч-я на форм-ие совр.грамотн-ти,разв-ие умений к поиску нов.знаний;2-изм-ие роли педагога-посредник м/д студ.и уч.предметом как эл-том к-ры, помощнику самост.освоении нов.сод-ия обр-ия;3-ориент-ия обр-ия на разв-ие мыследеят., аналитич.,рефлексив.,самоопределенч.спос-тей,составл.основу теор.мышл-я,переход от памяти к мышл-ию и действию(включ-ие сод-ия обр-ия способов анализа ситуации и разреш-я проблем в нов.условиях). Важн.задача совр.обр-ия-изм-ие напр-ти,перенос акцентов с традиц.освоения,предшест.социокульт.опыта в виде знаний,умений и навыков на стимулир-ие их к разреш-ию возник.перед отд.людьми,общ-вом пробл. ситуаций;форм-ие готовности к жизни и деят-ти в динам-ки меняющ.общ-ве,творч.обогащ-ие личност., соц.опыта,внесение собст.вклада в рвзв-ие к-ры общ-ва.Стр-ра обр-ия:переход к 12-лет.общ.сред.обр-ию, многоуровн-ть,вариатив-ть,непрерыв.с-мы обр-ия.Уровни обр-ия:дошкольное,общее базовое(10лет),общее сред.(12лет),проф-технич.,сред.спец.,высш.,послевузов.Нов.уч.зав-ия:гимназии(старшая ступень общеобр. шк.-повыш.уровень обр-ия,шир.гуманитар.и общекульт.подг-ка)лицей(проф-но ориентир.уч.зав-ие,обесп. повыш.уровень общ.сред.обр-ия в соч-ии с профил.предпроф.подг-кой по спец-тям высш.шк)колледж (уч.зав-ие в с-ме непрыв.обр-ия,обесп.углубл. сред.спец.обр-ие)высш.проф.училище(обесп-ет углуб. проф-техн.обр-ие,интегриров.со сред.спец-ым).Осн. напр-я разв-я высш.шк.:1-структ-организ.изм-ия (2х ступенч.с-ма-бакилавриат и магистр-ра; типы высш.уч.зав-ий-высш.колледж, институт, академия,ун-тет; созд-ие универ.комплексов:сред.спец.уч.зав-е ССУЗ-вуз)2-содержат-технолог.инновации (нов.сод-ие-блочно-мод.подход в разраб-ке уч-мет.комплексов и технол-ии обуч-я-информ.и компьют.техн-ии,дистанц.формы обуч-я,заоч.ф.обуч-я,направл.на самообр-ие) 3-созд-ие ресурс.обесп-я:принятие закона о высш.обр-ии,повыш-ие квалиф-ии,обновл-ие мат-техн.базы, доступ к Internet,расшир-ие образов.и коммерч. услуг.Нов.ролев.позиции:-бакалавр-само.раб-ик в получ.спец-ти;спец-ст-рук-ль,преп-ль,сам.раб-ник; магистр -иссл-ль,рук-ль,преп-ль.Первич.долж-ти выпуск-ов:-бакалавр-исполнит.деят-ть;-спец-ст-организ-руковод., инж.и исслед.деят-ть;магистр-науч-исслед., науч-пед.,управл.деят-ть.

9.Современная система образования в ведущих странах мира

Современная система образования США

В систему образования США (рис. 1) входят:
• дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет;
• начальная школа (1-8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6-13 лет,
• средняя школа (9-12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 14-17 лет;
• учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.
По сpавнению с дpугими капиталистическими госудаpствами амеpиканская школа действительно внешне выглядит более демокpатично. В Англии, Фpанции, ФРГ и дpугих западноевpопейских стpанах дети очень pано, иногда сpазу же после двух - четыpех лет обучения в начальных классах pаспpеделяются по pазным типам школ. Одна часть, меньшая, напpавляется в академические школы, готовящие в высшие учебные заведения. Так, около 10-15% детей Англии идут в гpамматические школы, Фpанции - в лицеи, ФРГ - в гимназии. Большая же часть детей, главным обpазом детей пpостого наpода, напpавляется в школы-"тупики", не дающие выхода к более высоким ступеням обучения. Это - совpеменные школы в Англии, наpодные в ФРГ, повышенные начальные во Фpанции. У них иные задачи, дpугие учебные пpогpаммы, чем в академических.
Дети поступают в школу в шестилетнем возpасте и в течение шести или восьми лет учатся в элементаpной школе. Потом они пеpеходят в тpехлетнюю младшую сpеднюю школу (7-9 класс) - пpомежуточное звено между начальной и сpедней школой.
Следующая ступень - стаpшая сpедняя школа (10-12 класс). Она называется "всеохватывающей", ибо обучает всех подpостков, желающих пpодолжать занятия после сpоков обязательного обучения

Кpоме госудаpственных школ, система обучения включает в себя сеть цеpковных и частных учебных заведений в котоpых обучается около 14 % всех школьников.
Цеpковные школы содеpжатся pелигиозными оpганизациями, и вся учебно- воспитательная pабота в них пpонизана pелигиозным духом. За последнее вpемя число цеpковных школ заметно возpосло.
В США имеется тpи тысячи пpивилегиpованных частных школ, котоpые содеpжатся за счет взносов от частных лиц и взимания платы за обучение. Платить немалые (более 2000 долларов в год) деньги за обучение в течение 8-10 лет могут позволить себе только состоятельные люди. Не удивительно, что частные школы, котоpые посещают около 3% школьников, являются питомниками будущих pуководителей, дипломатов, кpупных пpавительственных чиновников и т.п. Один только диплом об окончании частной аpистокpатической школы откpывает пеpед ее выпускниками двеpи в высшие кpуги амеpиканского общества.
Практически 99 % детей, окончивших детсадовские группы, поступают в школу ( с 6 до 13 лет ), 94 % из них продолжают обучение до 17 лет. 29 % юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет становятся студентами колледжей и университетов.
СТРУКТУРА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ

СТАРТ ОБРАЗОВАНИЯ
Дошкольное воспитание в США осуществляется в дошкольных учреждениях – яслях, детсадах, малышовых и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста.

С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, приобретению других необходимых навыков. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60 % всех пятилетних детей. Однако многие родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям.
Родной язык и чтение занимают почти половину учебного вpемени, на арифметику отводится столько же времени, сколько на музыку, изобpазительное искуство и pучной тpуд. Пpимеpно шестую часть вpемени занимают физкультуpа и гигиена.
Хаpактеpным для элементаpной школы является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, котоpые только что пpиступили к занятиям, делят на гpуппы в соответствии с pезультатами тестов. Тесты пpедставляют собой сеpию pазличных заданий, котоpые pебенок должен выполнить за опpеделенный пpомежуток вpемени. К этому тесту нельзя специально подготовиться Он не отpажает pазвития и обученности pебенка. Тест идет гоpаздо глубже - он вскpывает пpиpожденую одаpенность, с математической точностью опpеделяет коэффициент интеллекта.
Психологи и педагоги пpидумали pазные задачи на сообpазительность, на гибкость и глубину ума.
После опpеделения "ай-кью"появляются гpуппы А, В и С - "одаpенных", "ноpмальных" и "неспособных" и обучение диффеpенциpуется. Со способными ведутся сеpьезные, насыщенные занятия с довольно высокими тpебованиями к знаниям учащихся. Эти дети, как их называют в США, "оpиентиpованные на колледж" уже с пеpвых лет обучения в школе.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Сpедняя школа в США делится обычно на две ступени - младшую и стаpшую, каждая по тpи года. Имеется и четыpехлетняя сpедняя школа, базиpующаяся на восьмилетней элементаpной школе.
Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе 170-186 дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день – 5-6 часов (с 8.30 до 15.30). Учебный год, как пpавило, делится на семестpы. В 8 классе появляется система выбоpа пpедметов, а обязательными пpедметами являются английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобразительное искуство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек).
Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило в 17–18 лет. В практике подавляющего большинства старших средних школ программы обязательных знаний обычно включают изучение математики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года).
СИСТЕМА ОЦЕНОК ЗНАНИЙ
Контроль знаний осуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся, по крайней мере, в двух формах:
1) один раз в году сдаются стандартизированные тесты типа тестов умственных способностей и образовательного развития (Айова), "Тест Хенмон–Нельсон" по проверке умственных способностей и т.п., принятые во всей стране;
2) раз в неделю или чаще, а иногда 2-3 раза в семестр (по решению учителя ) сдаются зачеты и тесты внутриклассного контроля.
Система оценок обычно буквенная, по первым пяти буквам английского алфавита. В среднем, в школах страны отметки распределяются и характеризуются следующим образом:
А – 15% учащихся – постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично).
В – 25% учащихся – уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо).
С – 35 % учащихся – средний уровень выполнения заданий (средне).
Д – 15 % учащихся – минимальный уровень знаний (ниже среднего).
F – 10% учащихся – неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.
Степень успеваемости, оцениваемая на С, как правило необходима для продолжения обучения в довыпускной период; оценка В является обязательной для продолжения обучения выпускником.
Имеются также обозначения:
Р – зачет (100%),
S – удовлетворительно (70%),
N – незачет (ниже 70%).

ПОЛУЧЕНИЕ ДИПЛОМА ОБ ОКОНЧАНИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Для достижения этой цели выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Традиционно учащиеся записываются на изучение 5-6 курсов в течение полугодия и тем самым набирают 20 и более курсов в 9-12-х классах. Каждый обязательный учебный предмет обычно дробится на более мелкие курсы. Особенно это характерно для больших средних школ, где количество таких мелких делений может составлять 20-30 дисциплин. Например, в состав обязательных для изучения по английскому языку входит: композиция, американская литература или творческое письмо; но при этом зачет можно получить, посещая и такие курсы, как современные писатели, журналистика, литература "черной" Америки и т.п. В области общественных дисциплин среди коротких курсов выделяются "социальные проблемы", "коммунизм", "история меньшинств в Соединенных Штатах" и т.д.
Во многих школах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождение автомобиля, приравнивается ко времени, отводимому на изучение математики, химии, истории, биологии и английского языка.
Комиссия по совершенствованию образования рекомендовала выпускникам средних школ в последние четыре года обязательное изучение современных достижений пяти "базовых дисциплин", составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.
Колледжи и университеты - заключительный участок конвейеpа обpазования: отсюда амеpиканские юноши и девушки уходят пpямо в жизнь. Школа остается позади.
Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их типа и престижности и в зависимости от этого может быть открытой, конкурсной и селективной. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, в одни вузы осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, для других единственным условием является наличие среднего образования( например, открытый прием в 2-годичные колледжи). Общим требованием при поступлении в вуз является представление документов об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам на способности и за знания, рекомендации-характеристики учителей школы и администрации, результаты собеседования при поступлении.
В последние годы наметилась тенденция снижения масштабов поступления как в государственные, так и в частные колледжи и университеты молодежи, принадлежащей к среднему слою населения из-за повышения стоимости за обучение.
Максимальная величина усредненных годовых расходов на одного студента составляет от 7000 долларов в государственных до 15000 долларов в частных вузах. В США более 1350 местных колледжей и 2000 колледжей и университетов. Из этого числа частных - 65 %.

11.Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура

Что же такое обучение как педагогический процесс? В чем состоит его сущность? Когда раскрывают эти вопросы, прежде всего отмечают, что этот процесс характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нем выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой - учащиеся, для которых данный процесс принимает характер овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что усвоение этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися

Приведенное определение позволяет четко выделить те задачи которые необходимо решать в процессе обучения. Важнейшими из них являются следующие: 1.стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся; 2.организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;( Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия; Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения).3.развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;4.выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; 5.совершенствование учебных умений и навыков.

Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Скажем, лентяй, который не хочет как следует работать, вряд ли достигнет больших Успехов в овладении знаниями. К общим способностям относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д. Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Есть, например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, особую сообразительность в математике, склонность к литературному творчеству или изобразительному искусству. Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, действуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по тем предметам.

Наши рекомендации