Анализ программы по трудовому обучению в I —III классах

Основным нормативным документом, определяющим содержание трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с интеллектуальными проблемами, является государственная программа специального образования. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом психофизических и возрастных особенностей умственно отсталых учащихся.

В пояснительной записке программы определены задачи, которые необходимо решать на уроках трудового обучения в младших классах специальной школы.

Это - прежде всего воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элементарных знаний по видам труда, развитие самостоятельности, формирование интереса к труду и организационных умений (вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты и т.д.). Наряду с общими задачами в программе разработаны и специальные направления, связанные с коррекцией умственной деятельности школьников. К ним относятся формирование умений ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.

Программой предусмотрены следующие виды труда:

- работа с глиной и пластилином;

- работа с природными материалами;

- работа с бумагой и картоном;

- работа с текстильными материалами;

- работа с проволокой и металлоконструктором;

- работа с древесиной.

В программе представлен примерный перечень изделий, которые предлагаются для изготовления детьми на уроках. Однако и перечень изделий, и распределение учебного времени по видам труда - примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель может отобрать работы, наиболее доступ­ные для выполнения.

В программе также даются методические указания к организа­ции и проведению уроков трудового обучения в младших классах. Например, на одном из последних занятий учебной четверти ре­комендуется проводить самостоятельную работу учащихся. Учитель подбирает изделие среднего уровня сложности. При этом анализ образца или рисунка, а также планирование работы осуществляются учащимися самостоятельно.

Программа составлена с учетом возрастных категорий учащихся. В каждом классе предусматривается работа с различными вида­ми материалов. Например, в I классе ребята работают с глиной и пластилином, природными материалами, бумагой, нитками. Во II классе можно поработать не только с бумагой, но и с картоном. Кроме ниток, предусматривается работа с различными видами тканей. В III классе осваиваются такие виды материалов, как проволока, древесина и металлоконструктор.

Определено количество учебного времени, отводимое на уро­ки труда в каждом классе. В I —III классах уроки трудового обуче­нии проводятся два часа в неделю. Количество часов для работы с тем или иным видом материала в каждой четверти учитель определяет самостоятельно.

Содержание каждого раздела программы представлено тремя позициями:

1) практические работы, где перечисляются предлагаемые для изготовления изделия;

2) технические сведения, где определяются объем и содержание формируемых у детей теоретических знаний;

3) приемы работы, где указываются конкретные приемы работы с тем или иным материалом, которыми должны овладеть учащиеся.

В программном пункте «умения» перечисляются те интеллекту­альные и трудовые умения и навыки, которыми должны овладеть школьники в процессе работы с различными видами материалов на уроках трудового обучения в течение четверти. Например, по окончании второй четверти I класса школьники по вопросам учи­теля должны уметь ориентироваться в задании, сравнивать образец изделия с натуральным объектом. Первое изделие каждого вида учащиеся должны выполнять, копируя действия учителя и слушая его инструкции. Остальные изделия выполняются с планировани­ем ближайшей операции. С помощью педагога дети должны уметь контролировать правильность расположения деталей изделия, со­блюдать его пропорции, размеры. А потом отчитываться о проде­ланной работе в форме ответа на вопросы учителя, например, объяс­няя, что из чего сделано. С помощью педагога учащиеся должны оценивать свое изделие, указывая на его недостатки и достоин­ства, правильно называть материалы, инструменты. В четвертой четверти I класса ученикам необходимо уметь ориентироваться в зада­нии с частичной помощью учителя, изготавливать изделия с планированием ближайшей операции по предметной карте и без нее.

Школьники контролируют правильность выполнения изделия, отчитываются об этапах его изготовления по наводящим вопросам учителя. Оценивать свою поделку дети должны самостоятельно.

В содержании программы определяются также межпредметные связи. Так, во II классе программой устанавливается связь уроков трудового обучения с такими учебными дисциплинами, как мате­матика (счет в пределах 20, разметка по линейке), изобразительное искусство (расчленение объекта на простые геометрические фор­мы; понятие о декоративных узорах), развитие устной речи на ос­нове изучения предметов и явлений окружающей действительно­сти (полные ответы на вопросы; умение дополнить ответ товари­щей; использование в речи вновь усвоенных слов и предложений).

Включение в программу трудового обучения разнообразных работ с различными видами материалов позволяет школьникам с нарушением интеллекта приобрести знания об их свойствах, назначении, способах обработки, а также научиться выполнять красивые, полезные вещи. Кроме того, это способствует формирова­нию и закреплению у детей общетрудовых умений и навыков. С бумагой и картоном, природными и текстильными материала­ми, глиной и пластилином школьники должны работать на протяжении всего периода обучения с I по III класс. Работа с древеси­ной и металлоконструктором предусмотрена только в III классе.

При работе с глиной и пластилиномпрограмма предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу (мячей, овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды), стилизованных фигур птиц и животных (утенка, цыпленка, кошки, белки), деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок («Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.) В процессе занятий лепкой ученики должны овладеть знаниями о
пластических свойствах глины и пластилина, об их применении
способах подготовки пластического материала к работе и др.
Программой предусмотрено формирование у детей таких приемов ра­боты с глиной и пластилином, как раскатывание, скатывание пластического материала, вдавливание на поверхности шара, лепка из целого куска, соединение деталей промазыванием и др.

 

При работе с природными материаламипредусматриваются

экскурсии на природу с целью сбора природного материала (цветов, листьев, семян, сучков и т.д.). Предлагаются следующие виды ра­бот: изготовление (по образцам) птички из шишки ели, пластилина и веточек; кораблика из скорлупы грецкого ореха и сосновой коры, самостоятельное изготовление зайца, щенка

из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки; а также по образцу и представлению составление композиций к прочитанным сказкам и рассказам из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, перьев и т.д.; изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов.

Учащиеся должны овладеть техническими сведениями о свойствах природных материалов, правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах, применяемых при работе, и др. Работая с природными материалами, ребята должны научиться приемам соединения отдельных деталей с помощью пластилина, клея, палочек и т.д., соблюдения пропорций

изделия и др.

При работе с бумагой и картоном школьники учатся (по образцу) создавать такие изделия, как шапочки-пилотки, стаканчики для семян; составлять композиции из геометрических фигур (снеговик, домик), орнамент в полосе, квадрате из геометрических (фигур и растительных форм, делать закладки, плоские елочные игрушки и гирлянды в форме грибов, птиц, животных и т.д. Из картона, бархатной бумаги и ткани ребята изготовляют игольницы, учатся оклеивать картон цветной бумагой с одной и с двух сторон, делать его окантовку, а также карнавальные маски и головные уборы (кокошники, шапочки с козырьком), обложки для проездного билета, складные доски для игры в шашки, коробки из тонкого картона.

Школьники должны усвоить технические сведения о свойствах бумаги и картона, об их назначении, о клеящих составах, правилах составления аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами и др. Ученики овладевают такими приемами работы, как складывание бумаги, разглаживание ее «гладилкой», умение держать инструменты, пользоваться ножницами резать бумагу по прямым и кривым линиям), смазывать поверхность бумаги кистью, размечать изделие по шаблону, трафарету, линейке и др.

При работе с текстильными материалами на уроках трудового обучения школьники изготавливают такие поделки, как цветок, кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку, изготовлением стилизованных фигур(мальчика, девочки) из связанных пучков нитей. Ребята при­шивают пуговицы, вышивают закладки и салфетки из ткани по самостоятельно составленной выкройке, делают игольницы по вычерченной выкройке в форме квадрата и подушечки-прихватки. При работе с текстильными материалами школьники усваивают технические сведения о свойствах ниток и тканей, об их примене­нии, о видах пуговиц, инструментов, применяемых при работе с тканями; изучают виды ручных стежков (сметочный, «шнурок», обметочный) и др. Учащиеся должны овладеть следующими при­емами работы: связывание ниток, изготовление кисточки, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка на конце нити, пришива­ние пуговиц, составление выкройки по заданным размерам, рас­крой материала по выкройке, выполнение ручных швов и др.

При работе с древесиной предусматривается экскурсия в столяр­ную мастерскую. На уроках школьники выполняют по образцу флажки, цветы из бумаги и палочек, плечики для одежды, изготавливают из готовых полуфабрикатов кукольную мебель, несложные игрушки-лопатки, носилки, кораблики. При работе с древесиной программа предусматривает подготовительные упражнения, например, вбить гвоздь в древесину, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп и др. Школьники усваивают технические сведения о назначении и применении древесины, об ее свойствах, знакомятся с инструментами для работы с деревом, правилами безопасности и др. Ученики должны овладеть умением держать инструменты, научиться строгать и зачищать древесину напильником, готовить полуфабрикаты из дерева к работе, подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей и др.

При работе с проволокой и металлоконструктором, программой предусмотрена экскурсия в слесарную мастерскую. Дети учатся выполнять такие виды работ, как сгибание проволоки под прямым углом, отрезание ее кусочками по заданному размеру, изготавливают по образцу и контурному рисунку фигурки рыб, птиц, животных, выполняют сборку из деталей конструктора по образ­цу и техническому рисунку стола, дорожных знаков, различных
видов тележек.

Школьники усваивают технические сведения о назначении и применении проволоки, ее видах, свойствах, знакомятся с инструментами для работы с проволокой, металлоконструктором и др. Учащиеся овладевают следующими умениями: сгибание проволоки плоскогубцами и молотком, резание проволоки кусочками, «хватка» инструментов и др.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности, развиваются наблюдательность, воображение, речь, пространственная ориентировка, корректируются недостатки физического развития и мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, готовить их к общественно полезному тру­ду, основы которого дети получают на базе школьных мастерских.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие виды труда предусматриваются программой трудового обуче­ния в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида? '

2.Почему, на ваш взгляд, в программе не определено точное количество часов на тот или иной вид труда?

3.Какие задачи определяются программой трудового обучения? Ка­кие из них являются наиболее актуальными?

4.Чем определяется вариантность программы по труду в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

Наши рекомендации