Работа родительского комитета класса

Для повышения эффективности обучения и воспитания детей важно создание в классе дружного работоспособного коллектива ро­дителей, глубоко понимающего цели и задачи учебно-воспитатель­ной работы. В создании и сплочении родительского коллектива, а значит и коллектива учащихся, большую роль играет родительский комитет.

Каждый член родительского комитета должен пользоваться ав­торитетом среди родителей класса, обладать данными организато­ра, руководителя, иметь способности воспитателя, быть хорошим семьянином. Члены родительского комитета должны осознать от­ветственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процес­се работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов. Работа родительского комитета класса - student2.ru

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обычно в состав родительского комитета класса входят предсе­датель и несколько членов, ответственных за отдельные участки работы. Каждый из ответственных подбирает себе актив из числа родителей класса. Одна группа родителей следит за успехами детей в учебе, помогает в организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими; другая помогает в организации экскурсий, похо­дов, внеклассных занятий, третья — в осуществлении контроля за соблюдением учащимися режима дня дома, четвертая отвечает за трудовое воспитание детей.

Родительский комитет избирается на одном из первых родитель­ских собраний, после того как учитель познакомился с семьями. Комитет избирается на весь период обучения в начальной школе. Обязанности между членами комитета распределяются на добро­вольных началах.

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планами учебно-воспитательной ра­боты, педагогического просвещения и с учетом контингента родите­лей класса.

Учет возможностей родителей позволяет составить более конк­ретный план работы родительского комитета. Так, мать или отец-врач могут провести беседу с родителями на медицинскую тему (на­пример, «Почему дети бывают нервными?»), учительница — рас­сказать о методах и формах воспитания детей (например, «Поощрение и наказание ребенка в семье»), матери-медсестре можно поручить рассказать детям о закаливании организма, а отцу-каменщику — познакомить учащихся со своей профессией.

Анализ анкет, личные наблюдения учителя и членов родительс­кого комитета позволяют определить постановку наиболее актуаль­ных в настоящее время вопросов воспитания. Например, в анкетах родители часто сетуют на недостаток времени на воспитание детей. Поэтому родительский комитет и учитель должны посоветовать, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспита­ние ребенка.

Особое место в деятельности родительского комитета занимают вопросы воспитания самих родителей и, прежде всего, в трудных семьях. Эту работу ведут и учитель, и родительский комитет. Труд­ные семьи выявляются учителем уже при первом знакомстве с се­мьями и в процессе подготовительного периода. Из членов роди­тельского комитета или из актива класса назначаются родители, которые как бы «закрепляются» за этой семьей. Методы воздей­ствия на них могут быть разные, хотя цель одна: предупредить не­гативные поступки родителей и оградить детей от травм в семье.

СЕМЬЯ И ШКОЛА

Внимательное изучение семей учащихся помогает выявить роди­телей, которые могли бы поделиться опытом воспитания. Например, отца, не уделяющего должного внимания трудовому воспитанию сына, можно попросить провести беседу о трудовом воспитании детей.

Родительский комитет привлекает родителей для проведения как постоянной работы с учащимися, так и эпизодической. В зависимо­сти от профессии и увлечений родители учащихся могут организо­вать классные кружки: «Умелые руки», художественного чтения, шахматно-шашечный и др., оказать помощь в подготовке художе­ственной самодеятельности к празднику, в организации сборов, встреч, бесед с детьми.

Родительский комитет дает поручения родителям выступить пе­ред детьми с рассказом о своей профессии. Например, можно попро­сить отца-шофера провести в классе беседу-викторину на тему: «Кто больше знает о машинах?», а отца-штукатура — принести в класс мастерок, декоративную крошку и, быстро сделав состав, показать ребятам, как работают мастерком, как украшают здания декора­тивной крошкой; маму-повара — рассказать ребятам о своем труде, а потом — разложить перед ними свеклу, морковь, лук, огурцы, яйца, взять нож и сделать из свеклы — красивую розу, из морко­ви — цветы, из яйца — аппетитную свинку, чтобы всем ребятам захотелось научиться этому мастерству.

Дети любят такие встречи с родителями. А родители?.. Они го­товятся к ним, чувствуя свою большую ответственность перед ребя­тами. Это помогает им лучше узнать и своих детей, и их однокласс­ников.

Члены родительского комитета организуют и проводят экскур­сии на предприятия города, где работают родители класса.

Совместная деятельность учителя и родительского комитета по­степенно формирует у родителей чувство коллективной ответствен­ности за обучение и воспитание детей, за их жизнь и дела.

Наши рекомендации