Освоение государственного стандарта знаний

Начальная школа закладывает основы функциональной грамот­ности учащихся, приобщает их к основам отечественной и мировой культуры, создавая тем самым базу для последующего освоения об­разовательных программ основной школы.

Содержание начального образования ориентировано на перво­начальное формирование основных сторон культуры личности — познавательной, коммуникативной, экологической, эстетической, физической культуры и нравственности. На этом возрастном этапе в рамках формирования познавательной культуры выделяются два самостоятельных курса: «Окружающий мир» и »Математика». Выделение математики в качестве самостоятельного курса связано с ее большой ролью в познании и коммуникации.

Изучение языков направлено на формирование коммуникатив­ной и эстетической культуры, изучение литературы и искусства — на развитие нравственных и эстетических начал личности.

Факультативы обычно формируются в зависимости от типа шко­лы. Например, могут быть введены уроки армянского или корейс­кого языков в русскоязычной школе; уроки азбуки искусств, живо­писи, графики и декоративно-прикладного искусства в архитектур­ной или художественно-промышленной школе; уроки общей экологии в школе природы.

В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые по­лучают право выбора профессии, им предоставляется возможность проверить свои силы в разных видах деятельности и областях зна­ний. На этой ступени получает развитие дифференциация обуче­ния, которая, однако, не затрагивает базового ядра обязательных учебных курсов, единого для школ всей страны, и основная школа еще не является профильно-дифференцированной. Основные обра­зовательные области:

- языки и литература,

- математика,

- природа,

- общество,

- информатика,

- искусство,

- физическая культура,

- технологии (трудовая подготовка).

В качестве региональных обязательных дисциплин в разных об­ластях, краях и республиках вводятся основы экономики, безопас­ности жизнедеятельности человека, экология, мировая художествен­ная культура. В число факультативов и дисциплин по выбору обыч-84

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

но попадают те, которые отражают специфику концепции развития школы. Например, в учебном расписании школы диалога культур могут быть:

- «Этнография»;

- «Питание и культура народов мира»;

- «Человек и космология»;

- «Экология и человек»;

- «Математика как элемент мировой культуры»;

- «Глаз и оптические приборы».

На III ступени обучения (полная средняя школа) Базисный учеб­ный план имеет тот же набор образовательных областей, что и на предыдущей. Однако полная общая школа строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору школы достигают наибольшего удельного веса.

В зависимости от профиля школы отдельные образовательные области могут быть представлены здесь самостоятельными учебны­ми дисциплинами или интегрированными курсами. Время на изу­чение самостоятельных курсов может быть увеличено за счет часов, отведенных на обязательное изучение которых завершилось в ос­новной школе (например, русского языка — в школе гуманитарной ориентации). Могут появляться и новые дисциплины, связанные с профилем школы или обеспечивающие профессиональную подго­товку учащихся.

Не следует, однако, думать, что в классах освоения государ­ственного стандарта знаний содержание образования останется та­ким надолго. Образовательный стандарт разрабатывается на кон­курсной основе и утверждается на уровне закона не реже одного раза в 10 лет. Есть все основания считать, что в ближайшие годы он опять будет изменен. Новая философия производства считает, что физический труд в недалеком будущем перестанет преобла­дать и уступит место труду в социальной сфере (что мы уже час­тично наблюдаем). Технология биосенсора и биочипа, генная ин­женерия изменят все сферы жизни, особенно медицину, промыш­ленное производство, образование. Школа из ведомого учреждения постепенно превратится в ведущее; уже в наши дни формируется индустрия знаний, открытая всем возрастам работающих и безра­ботных (например, дистанционное обучение взамен наших убогих вечерних школ). Человеческое знание в эпоху информатики стано­вится ключевым ресурсом, а школа — одним из ведущих учрежде­ний, в котором создаются и обновляются знания.

Стратегия образования должна быть согласована с новыми фун­кциями школы, которой надлежит стать источником знаний и твор­ческой активности, научиться быстро освобождаться от устаревше-

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

го содержания, учить самостоятельно решать возникающие пробле­мы. Центр тяжести новой школы — развитие способностей учени­ка; он должен получать знания, помогающие принятию реальных ответственных решений.

Главной целью школы, должно являться воспитание и развитие свободной, гуманной, жизнелюбивой, талантливой личности, обо­гащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к со­зидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Главными задачами школы должны быть:

- научение мыслить (развитие интеллекта детей);

- воспитание чувств (формирование нравственных отношений);

- физическая и психологическая закалка. Научить мыслить — это:

- развитие мыслительных способностей детей;

- обеспечение знаний на уровне мировых стандартов;

- формирование познавательных интересов;

- раннее выявление и развитие индивидуальных творческих за­датков;

- выработка жизненных ценностей, понимание источников доб­ра, зла, смысла жизни. Воспитание чувств означает:

- научить любить людей и жизнь;

- приобщить к духовным ценностям как национальным, так и мировым;

- сформировать нравственное отношение к человеку, труду, при­роде России;

- индивидуальное воспитание характера каждого ребенка;

- развитие его коммуникативных качеств.

И если наша школа может гарантировать реализацию этой про­граммы, то в каждом нашем ученике мы к моменту окончания школы обязательно увидим признаки зрелой личности:

- бескорыстие, доброту,

- верность, отзывчивость,

- жертвенность, честность,

- уважение к человеку, чувство ответственности,

- терпимость, самоконтроль,

- демократичность, способность к творчеству,

- стремление к сотрудничеству,

- почтительность к родителям,

- великодушие, стремление к совершенству, • эмпатию, чувство собственного, достоинства.2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ 2.1. Основные дидактические понятия

Все, что мы знаем, — ограничено, чего мы не знаем — бесконечно.

П. Лаплас

Прошло более 300 лет со времени написания Я.А. Коменским «Великой дидактики», а теория обучения (именно так в наши дни зовется дидактика) до сих пор не обрела стройности и четкости оп­ределений и понятий. Так, полвека назад профессор Дж. О'Коннор утверждал, что теория обучения представляет собой не более чем вежливую формулу, прикрывающую спекулятивный характер ее положений. То же самое, но в более вежливой форме позднее кон­статировал И.Я. Лернер: «Главное состоит в том, что до сих пор дидактика... не представляет целостной системы знаний, т.е. каж­дый блок (или единица) дидактических занятий не выводится из предыдущего и не определяет последующее».

Если отнестись с доверием к высказываниям многих науковедов и специалистов по теории познания, утверждающих, что основной дви­жущей силой развития наук являются запросы практики, то следует признать существование удивительного феномена «застоя» — более трех веков одна из самых многочисленных практик (а практика обу­чения именно таковой и является) порождает множество проблем и, тем не менее, продолжает существовать. Современная отечественная педагогика не имеет устоявшейся терминологии, допускает произ­вольное толкование ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий. В наличии множество синонимов, противоречий, неточностей, отсутствие специальных терминов при явной реальнос­ти понятий, перегрузка иноязычными терминами. Все это свидетель­ствует о продолжающемся (хотя и недопустимо затянувшемся!) про­цессе становления дидактики как науки.

Обучение как целостная система содержит в себе множество вза­имосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства пе­дагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их дея­тельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Схематически процесс обучения как целостную систему можно представить следующим образом (рис. 4).

Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), де­ятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляю-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

щими этого процесса выступают средства управления. Они включа­ют: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения, как процесса и учебной деятель­ности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонен­тов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчи­вое единство и целостность, подчиненные общим целям воспитания:

Освоение государственного стандарта знаний - student2.ru

Содержание учебного материала

Освоение государственного стандарта знаний - student2.ru

Методы обучения

Освоение государственного стандарта знаний - student2.ru

Деятельность преподавания    
  i i   i    
 
 
Деятельность учения    

Освоение государственного стандарта знаний - student2.ru

Результат

Рис. 4. Модель структуры учебного процесса

Все практико-ориентированные исследовательские грани теории обучения вращаются вокруг следующих понятий:

- принципы обучения;

- методы обучения;

- формы учебных понятий;

- структура урока;

- средства обучения;

- методы контроля знаний.

Именно эти педагогические категории и рассматриваются ниже.

Принципы обучения

Лучше самому терпеть, чем обижать другого. Русская поговорка из словаря В. Даля

Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой,88

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, до­ступности, прочности знаний, соединения индивидуального и кол-* лективного. Все эти принципы обучения взаимосвязаны и взаимо-; зависимы, дополняют и обуславливают друг друга.

В принципах обучения заключен исторический и педагогичес- • кий опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния : процесса обучения. В то же время, если смотреть с позиции совре­менной науки и требований школы, они не имеют доказательной основы. Однако в качестве отправной платформы теории обучения они совершенно необходимы.

Принципы обучения имеют достаточно четкие определения.

Принцип научности. В содержании этого принципа указывает­ся, что все сообщаемые учебные сведения должны находиться в пол­ном соответствии с современной наукой.

Для учебного процесса существенную роль играет степень науч­ности как мера оценки значения научных факторов, теории и гипо­тетических положений. С определением степени научности связана форма научного выражения предметов изучения. Форма научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых предметов. Значительное внимание в обучении следует уделять строгости и корректности выражения научной информа­ции, системы изложения и связей.

Принцип систематичности означает, что все знания, сообщае­мые учащимся, должны ими усваиваться в определенной, педагоги­чески обоснованной системе. Но система понимается в дидактике упрощенно, только как систематичность, как последовательность и логическая связь в изучении материала. Исходя из этого принципа, педагог обосновывает и применяет средства и метод обучения.

Принцип наглядности рассматривается, наряду с принципом доступности, в качестве основополагающего: подчеркивается высо­кая значимость наглядных опор.

Принцип связи теории с практикой. Теория и практика обуче­ния рассматриваются как единое и неразрывное в системе приобре­тения знаний и навыков.

Связь теории с практикой требует решения ряда неотложных задач, и в первую очередь следующих:

• выявление и анализ факторов, определяющих отношение тео­рии и практики в конкретной сфере человеческого бытия;

• установление соответствия и закономерной связи этих факто­ров с теоретическим и практическим обучением в школе;

• внесение в теорию и практику обучения соответствующих вы­водов и обобщений;

2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

• установление связи развития науки, техники, производствен­ного и практического опыта с учебным процессом.

Эти задачи распространяются на все виды учебной работы, исхо­дя из конкретных учебных и практических целей каждого вида обу­чения и каждого учебного предмета.

Принцип сознательности понимается как обоснованное само­стоятельное мышление и оправданные действия учащихся. Созна­тельность рассматривается как личное убеждение в процессе приоб­ретений знаний, навыков, умений. Сознательность учащихся выра­жается через самодисциплину и организованность, которые выражают такую степень внутренней интеллектуальной собраннос­ти, когда вся обучающая деятельность выполняется с интересом и совершенно свободно.

Принцип соединения индивидуального и коллективного. Учеб­ный процесс объединяет интересы всех учащихся и каждого отдель­ного ученика на основе единства целей и задач обучения. Из прин­ципа соединения индивидуального и коллективного вытекают не­которые следствия:

• коллектив предъявляет к каждому своему члену определен­ные, сложившиеся и закрепившиеся общие требования;

• каждый член учебного коллектива своей активностью и ини­циативой не только подтверждает общие требования, но и до­полняет, расширяет и обогащает их.

Единство индивидуального и коллективного в обучении требует хорошего знания учителем индивидуальных свойств и особенностей каждого ребенка, его интересов, способностей, привычек, уровня его развития.

Принцип единства конкретного и абстрактного указывает на необходимость взаимосвязи изучаемых конкретных, реальных фак­тов, предметов, их признаков и свойств с отвлеченными понятиями и их теоретическим, отвлеченным обобщением на основе выделения существенного, основного и общего.

Наглядность рассматривается при этом как условие перехода в обучении от конкретного к абстрактному, от сущего к мысли, от признаков и представлений к понятиям и определениям.

"Принцип доступности. Обучение должно быть доступным и по­сильным по возрасту, способностям и уровню развития учащихся.

На основе этого принципа определяется степень научно-теорети­ческой сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей учащихся в зависимости от их возраста, уровня развития, специфики предмета изучения и других факторов.90

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исходя из этого принципа, определяется степень пользы учебно­го материала, которая является необходимым условием для затра­ты сознательного и напряженного труда при обучении. В этом усло­вии важным является то, что процесс преодоления трудностей обу­чения рождает самостоятельное творческое мышление.

Доступность определяет меру эффективности учебного процесса.

D = У1„, где Iz— информация, превращающаяся в знания;

1п — вся учебная информация.

Однако эта мера всегда носит эмпирический характер — она субъек­тивна и не подкрепляется доказательными средствами. Принцип до­ступности требует опоры на психологию обучения и некоторые поло­жения теории педагогической информации.

Для выражения доступности как меры ограничения объема, сте­пени сложности информации, затрат времени изучения нужны кри­терии оценки, единицы измерения, для чего могут быть использо­ваны величины измерения информации.

Принцип доступности, таким образом, может приобрести четкий информационно-аналитический смысл. Такой анализ потребует опе­рирования не только количеством, но, главным образом, нормой оптимальной учебной информации.

Принцип прочности знаний. Приобретаемые учащимися зна­ния должны быть прочными, т.е. обладать высокой степенью их запоминания. Знания приобретают не только для их объема, но и для использования в дальнейшей самостоятельной работе, для фор­мирования научного мировоззрения и для практического примене­ния. Исходя из современных задач теории обучения, принцип проч­ности знаний не обладает условиями достаточной четкости и всеоб­щности.

Принцип надежности обучения. Надежность в решении задач обучения в теоретическом плане рассматривается как вероятность того, что выпускник школы будет хорошо адаптирован к жизни и творчески, инициативно, на высоком научном, идейном уровне, и с достаточной практической подготовкой выполнять свои функции как член сообщества.

Принцип преемственности предполагает последовательное про­движение в обучении с опорой на совершившиеся циклы развития: учет уровня актуального развития детей и ориентацию на их зону ближайшего развития.

Принцип пропедевтики реализуется в процессе организованной предварительной подготовки учащихся к усвоению учебных пред­метов. Например, подготовительная языковая работа (обогащение словарного запаса, активизация словаря, развитие фонематическо-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

го слуха и умения проводить звукобуквенный анализ слов, уточне­ние смысла слов) предшествует обучению грамоте, усвоению грам­матических правил, формированию навыков чтения; целенаправ­ленная система упражнений по развитию мелкой моторики руки предваряет формирование графических навыков; специальная ак­туализация представлений о множестве, пространственно-времен­ных ориентирах, количественных и качественных признаках пред­метов, подлежащих сравнению и анализу, измерительная деятель­ность готовят детей к овладению математическими понятиями и решению математических задач.

Принцип рационализации учебного процесса реализуется по­средством структурирования содержания учебного материала, пре­дусматривающего: актуализацию сущностных (а не формальных) признаков изучаемых явлений; структурирование учебного матери­ала с опорой на объективные внутренние связи между элементами; соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

Принцип личностного подхода предполагает опору в учебно-воспитательной работе на наиболее сильные качества учебной дея­тельности и личности ребенка, направлен на максимальное стиму­лирование развития и саморазвития каждого ученика и реализует­ся в процессе педагогизации всех сфер личностно значимых отношений.

Принцип победности учения в условиях преодоления посиль­ных трудностей диктует необходимость индивидуализации и диф­ференциации педагогических методов, приемов и средств, исходя из индивидуального темпа, характера усвоения учебного материа­ла, ведущего типа восприятия учебной информации, необходимос­ти психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уве­ренности его в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, культивированием волевых усилий.

Принцип педагогического оптимизма подчеркивает важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности, акцентирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внут­ренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гар­монизации развития.

В коррекционной педагогике реализуются специфические прин­ципы.

Принцип коррекционной направленности предполагает всесто­ронний учет имеющихся у детей недостатков в развитии при пост­роении модели учебно-воспитательной работы; этот принцип реали-92

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГОоБрДЗОВАНИЯ

зуется посредством использования методов и приемов обучРНИЯ пп„ ентированных на зону ближайшего развития, а также правленного создания зоны ближайшего развития средств™? ofiv" чения и воспитания с учетом нормативности развития J ином возрастном этапе. Развития на том или

Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекиии ппр* полагает осуществление всестороннего психолого-медикопедГГгичес" кого обследования ребенка с целью определения как нарушенных функции, так и сохранных, установления причин, приводят^ к тем или иным особенностям развития. На основании полученных лТ ных выстраивается модель общей и индивидуальной коррекции не" достатков развития ребенка. «РРекции не-

Принцип направленности учебно-воспитательного проиесса на сохранение и развитие здоровья детей предполагает иТользо вание специальных технологий, нацеленных на интегп цесса обучения и направленного формирования ряда функций опгГ низма ребенка (зрительных, двигательно-координационных по™" статических). К таким технологиям, в частности, относятся-'

• динамизация рабочей позы (дети работают то стоя ct

для чего используются настольные конторки); ' сидя>

• обучение в режиме «зрительных горизонтов»' (удаление ли дактического материала соразмерно остроте зрения)-

• изучение по «экологическим букварям» предметов и'явлений окружающего мира (бескнижное обучение);

• обучение письму с помощью перьевой ручки.

Принцип возрастной и дидактической регрессии ппослежи вается в том, что в процессе начального обучения ребенок как бы возвращается к дошкольным видам деятельности не впо лизовавшим свое развивающее значение (игра, ле'Пка, рисование" конструирование, ознакомление с окружающим миром) или в ходе решения образовательных задач ученик использует способы уже не актуальные на данном этапе обучения. '

Принцип направленности образования на социальную адап тацию детей и интеграцию их в общество подчеркивает необходи­мость специального педагогического внимания к отношен торые складываются у ребенка на основе учебной деятельности°в школе и дома, как к главному объекту педагогической работы (от­ношение к себе как субъекту деятельности, отношения с однокласс никами, со значимыми взрослыми — учителями, воспитателями" родителями), предполагает необходимость грамотного педагогичес­кого влияния на складывающиеся отношения, регулирование циальное конструирование их с позиций утверждения достоинства личности, удовлетворения ее социальных потребностей в пои

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

нии и уважении, воспитание социально-нравственных норм поведе­ния в системах ответственной зависимости.

Принцип интегративного характера коррекционно-развива-ющего образовательного процесса утверждает необходимость орга­ничного соединения в образовательном процессе учебных и воспи­тательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.

Принцип деятельностного подхода. Предметно-практическая де­ятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психи­ческие функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-ком-пенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска. В силу этого коррекционная педагогика организует образова­тельный процесс на наглядно-действенной основе. В КРО распростра­нена коллективная предметно-практическая деятельность под руко­водством педагога (работа «парами», «бригадами» и др.), которая создает естественные условия для мотивированного речевого обще­ния, постоянно воспроизводя потребность в нем. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его фун­кциональных составляющих, мыслительными операциями, различ­ными ситуациями общения и социального взаимодействия.

Принцип толерантности подразумевает терпимое, не дискри­минационное отношение к школьникам, испытывающим определен­ные трудности в обучении и имеющим адаптационные нарушения.

Принцип вариативности предполагает наличие нескольких ва­риантов организации коррекционно-развивающего обучения, учиты­вающих сложившуюся в регионе (районе, городе) педагогическую практику, кадровые и финансовые возможности, уровень научно-ме­тодического обеспечения.

Методы обучения

Метод есть не внешняя форма, Но душа и понятие содержания.

Г. Гегель

Наши рекомендации