Разобраться в сути детского конфликта. Оказалось, что зрячий мальчик случайно

Прищемил в игре палец. Мой Саша принялся утешать его. Слова произносил

Добрые, хорошие, и чувства его, я уверена, были искренними, но на лице

блуждала “хитрая” (по выражению зрячего ребенка) улыбка. А я потом сама

Стала замечать, что эта улыбка у него появляется очень часто: когда его

Кто-нибудь обидит, огорчит, когда он кого-нибудь жалеет. У меня очень добрый

и отзывчивый мальчик. Неужели он так и останется непонятым людьми?”

Практика работы тифлопедагогов показывает, что научить детей с

нарушенным зрением правильной мимике, жесту, поз─е задача трудная, но

Осуществимая. Эффективность ее решения зависит и от того, насколько

Подключена к этой работе семья.

Сделайте лицо человека предметом специального изучения для ребенка.

Лучше всего, если ребенок подробно осмотрит (при помощи осязания,

Остаточного зрения) лица своих близких: мамы, папы, бабушки, брата, сестры.

Обратите внимание на подвижные зоны лица: брови, рот. Покажите ребенку на

Своем лице разнообразные мимические проявления: радость, удивление,

Огорчение и пр. Поупражняйтесь вместе с ребенком в моделировании на лице

различных выражений. Например, читая сказку “Коза и семеро козлят”, можно

Предложить ребенку изобразить с помощью мимики и голоса злого Волка,

Испуганных козлят, горюющую, а потом радостную Козу.

Рассматривая с детьми иллюстрации книг, картины, скульптуру обрашайте

Внимание на мимику и позу изображенных людей. Важно научить ребенка

наиболее распространенным жестам: “До свидания”─ помахать рукой, “Иди

сюда” ─ поманить рукой, “Тише” ─ приложить палец к губам, “Согласен” ─

кивок головой, “Не знаю─” пожать плечами, “Очень плохо” ─ погрозить

Пальцем и т. д. Учите детей правильному употреблению этих жестов. Для

Закрепления введите их сначала в детскую игру и только затем в более широкое

Общение.

Какие же разные эти первоклашки! Вот, например, Витя. Не по-детски

Серьезен, сосредоточен, способен рассуждать “со знанием дела” на любые темы,

прямо маленький старичок! А Павлик ─ весельчак, непоседа, от такого в любую

Минуту можно ожидать шалости. Надюша, которая за месяц пребывания в школе

не вымолвила ни одного слова. Зиночка, все время просящаяся на ручки...

Сколько детей, столько и типов. Все они непросто адаптируются в школе. Но

Наибольшую проблему и для ребенка, и для педагогов представляет характерная

для многих слепых и слабовидящих детей позиция “больного ребенка”:

─ Я не буду заправлять постель. Я ничего не вижу. Мне это трудно!

─ Я не могу писать, устали руки. Нельзя заставлять слепого ребенка много

работать!

─ Почему мне не хватило места в автобусе! Слепых нужно в первую

очередь посадить! Я вот нарочно упаду сейчас─ будете потом оправдываться

перед моей мамой!..

Переубедить маленького деспота порой очень непросто. Он пришел в

Школу с твердой позицией и уверенностью, что и учителя, и воспитатели, и даже

Одноклассники находятся в школе специально для того, чтобы выполнять за него

Любую работу, требующую усилий, оберегать от малейших трудностей.

Основание для этого─ вынесенная из семьи убежденность: “Я неизлечимо

Болен, я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, помогать мне,

Жалеть меня”. Ребенку трудно осознать, что в специальной школе все дети

Находятся в одинаковом положении, всем нужны и помощь, и забота, и

Внимание. Ребенок с позицией “больного” недооценивает свои возможности,

Готов только получать помощь и абсолютно не умеет ее оказывать в случае

Необходимости. Таким детям чрезвычайно трудно дается адаптация в школе,

Установление контактов со сверстниками. Часто в детском коллективе именно

Они попадают в категорию “отторгнутых”: с ними не хотят играть, стоять в паре,

Сидеть за одним столом. И здесь важно помочь ребенку осознать неправильность

Своей позиции. Хорошо, если это понимает и семья, и делает все возможное для

Формирования у него позиции полноценного человека.

Бывает и так, что ребенок под воздействием семьи переоценивает свои

Возможности: привыкший в семье к постоянному восторгу и восхищению его

Умом, сообразительностью, фантазией за любую, даже небрежно выполненную

Работу, он ждет такой же оценки от учителя и детей. Для таких детей

Неприемлемо само понятие “неудача”, они не привыкли прилагать усилия для

Наши рекомендации