Деятельность как психолого-педагогическое явление

Возможности формирования учебной деятельности

Формирование операционного компонента учебной деятельности

Современный педагогический взгляд на задачи обучения ориентирует учителя на формирование у ребенка умения учиться, т.е. умения получать знания и использовать их в самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В основе решения этой задачи лежит проблема формирования у ребенка комплекса действий, обеспечивающих получение знаний.

В существующей системе обучения ведущей является коллективная форма обучения, в процессе которой учащиеся взаимодействуют с учителем и друг с другом. Этот процесс формализован, т.е. протекает по определенным четким правилам, которых должны придерживаться все участники процесса. Эти правила касаются и поведения, и действий с определенными учебными объектами. Кроме того, в основе учебно-познавательного процесса лежат мыслительные операции, позволяющие анализировать, сравнивать, классифицировать учебные объекты. Для того чтобы ребенок имел возможность «добывать» и «применять» знания необходимо научить его выполнять действия, реализующие правила организации обучения. Это комплекс базовых учебных действий, о которых мы говорили выше.

Подробнее остановимся на некоторых возможностях формирования операционного компонента учебной деятельности на начальном этапе обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Формирование поведенческих учебных действий.

Первые дни пребывания детей в школе в значительной мере посвящаются ознакомлению и овладению этой группой действий, т.к. владение ими является необходимым условием реализации формальной стороны учебной деятельности. Используемые задания носят практический и, часто, игровой характер, что позволяет заинтересовать детей, показать доступность заданий для каждого ученика, создать ситуации, облегчающие общение детей друг с другом и с учителем. Эти задания призваны облегчить переход ребенка с игровой на учебную деятельность. Поэтому продуктивными формами обучения являются игровые занятия, в основе которых лежит имитационная игра или игра с правилами, имеющие характер тренинга. Именно они и составляют основу работы по формированию поведенческих учебных действий.

Приведем некоторые примеры заданий, способствующих формированию умения выполнять правила поведения ученика в процессе обучения (реализовывать поведенческие учебные действия).

Игра-стихотворение.

Цель: Закрепление умения ориентироваться в пространстве класса, а также умения вычленять в потоке речи инструкцию и выполнять ее.

Ход игры: Учитель рассказывает стихотворение, а ребята выполняют действия, указанные в нем.

«Мы вошли в просторный класс.

Начался урок у нас.

Нам учитель задает разные задания.

Выполняем дружно их –

Мы полны внимания.

Леня встань, к доске иди.

Маша двери затвори.

А Наташа на столе собери тетрадки.

У окошка на полу

Все у нас в порядке?

Мы поднимем руки вверх.

Все присядем к полу.

И задания опять выполнять готовы.

….»

Первую часть приведенного стихотворения можно использовать на начальном этапе урока для формирования у детей настроя на урок. Все целиком стихотворение позволяет в такой форме привести физкультминутку. Кроме того, игры-стихотворения могут использоваться для формирования умения слушать.

Игра «Для кого звенит звонок».

Цель: Учить выполнять действия связанные со звонком на урок и с урока.

Ход игры:

Учитель: Вы слышали, как звенит звонок? Он звенит для хороших учеников, зовет их на урок. Давайте и мы научимся быть хорошими учениками. Для этого нужно быстро, но спокойно подойти ко мне, как только вы услышали звонок, и построиться у класса. Представьте, что сейчас перемена, и вы играете. Скоро прозвенит звонок …

Учитель дает звонок, дети строятся у класса. Игра повторяется несколько раз.

Аналогично организуются игры по обучению детей выходить из класса. Однако в этом случае необходимо ввести дополнительное условие: выходить из класса можно только после слов учителя: «Урок окончен. Выйдите, пожалуйста, из класса». Кроме того, эти игры можно объединить, обучая дифференциации звонка к началу и концу урока.

Игра «Учитель».

Цель: Закрепление умения входить и выходить из класса со звонком.

Ход игры: Ребенок, исполняющий роль «учителя», со звонком встает у входа в класс, выполняя обычные действия учителя. Он ждет, пока класс построится и, затем, говорит фразу, которой учитель постоянно пользуется, давая разрешение войти в класс. Например: «Войдите, пожалуйста, в класс и встаньте у своих мест». Одноклассники выполняют инструкцию. Тот, кто лучше всех выполнил свои действия, на следующем уроке становится «учителем».

В процессе обучения игра может быть усложнена тем, что ученик должен в начале урока дать инструкцию сесть на свои места и в конце урока вывести класс на перемену. Кроме того, функции учителя могут быть переданы школьнику и при выполнении некоторых режимных моментов (например, довести класс до столовой (спорт зала и т.д.) и накрыть на столы (приготовиться к физкультуре)).

Игра «Найди свое место».

Игра организуется после проведения экскурсии по классу и определения места каждого ученика.

Цель: Учить находить свое место в классе. Формировать умение выполнять действия по инструкции и быть внимательным.

Подготовка к игре.

Это ваша парта, ваше рабочее место (на каждой парте стоит мягкая игрушка). Посмотри, какая игрушка у тебя, какая – у твоего соседа. Посмотри на соседа по парте, как его зовут?

Сядьте так, как вам удобно, положите удобно руки, поставьте удобно ноги. Нравится ли вам ваша парта?

Ход игры: Встаньте и подойдите к доске. Посмотрите на свой класс. Давайте поиграем: по моему сигналу вы должны спокойно подойти к своему месту и красиво встать, как настоящие ученики. Главное сделать это тихо, красиво и не толкать других детей.

Действия повторяются несколько раз. Для этого меняются ведущие (место учителя занимает ребенок), инструкция (только мальчики, (девочки), только первый (второй) ряд, только (левая) правая колонка и т.д.). Учитель может принять участие в игре, занимая свое место в классе или, внося элемент «путаницы», встать у окна, шкафа и т.д. При этом задачей ведущего является исправление сделанной ошибки.

Игра «Отвечалочка».

Цель: Учить правильно проявлять желание ответить на уроке.

Инструкция.

1 вариант: Передо мной лежат разные интересные вещи. Я не знаю, как они называются. Давайте я покажу вам эти вещи. Если вы знаете, как называется предмет, и хотите ответить, поднимите руку. Вот так (показ).

2 вариант: Вы принесли в школу свои любимые игрушки. Мы их положили в приготовленный для них ящик. Я не знаю, чьи это игрушки. Я покажу их вам. Если вы узнаете свою игрушку, поднимите руку и расскажите нам о ней.

Игра-физкультминутка.

Цель: Закреплять умение пользоваться партой.

Инструкция.

1 вариант: Давайте покажем друг другу, как мы умеем тихо и красиво вставать из-за парты и садиться на свое место. Для этого, пока работаю наши песочные часы, вам нужно всем вместе встать, выйти к доске и построиться сначала девочкам, потом мальчикам.

2 вариант: Встаньте из-за своих парт и выйдите к доске. У доски вы должны встать так, как будет сказано в стихотворении (инструкцию, данную в стихотворении можно менять). Не торопитесь, внимательно слушайте его.

«Раз, два, три, четыре, пять.

У доски прошу вас встать.

Слева те, что великаны.

Справа те, что малыши».

Упражнения, направленные на формирование умения пользоваться доской.

Подготовка.

Перед уроком вместе со школьниками учитель готовит три-четыре мокрые губки и кусочки мела.

Ход:

1. Учитель дает образец выполнения рабочей строки на доске с помощью мокрой губки и работы с ней.

2. Школьники по одному или группами по 3-4 человека выполняют задание на доске (например: приготовить рабочую строку, под диктовку написать букву «а»).

Результаты каждого ребенка обсуждаются с классом, выставляется оценка.

Характерной особенностью поведенческих учебных действий является относительно легкое их формирование. В дальнейшем они лишь требуют постоянного контроля и стимуляции их выполнения со стороны взрослого. В этой связи целесообразно использовать стимуляцию выполнения действий, основанную на стремлении детей к положительной оценке взрослого. Для этого может использоваться, например, такое обращение к классу: «Поднимите руки, как хорошие ученики. Я бы так хотела видеть в классе только хороших детей».

Формирование общих учебных действий.

От особенностей владения этой группой действий, также как и предыдущей, во многом зависит успешность включения ребенка в учебную деятельность, т.к. они составляют ее внешнюю сторону. Поэтому ряд общих учебных действий (умения владеть учебными принадлежностями, организовывать рабочее место, работать в едином темпе, следовать правилу, инструкции и др.) формируется одновременно с поведенческими действиями. Для этого, используются игры-тренинги («Наведи порядок на столе», «Укажи, что не в порядке»), серии заданий для ориентировки в тетрадях и учебниках и др.

Наряду с названными выше действиями в группу общих учебных действий входят действия, формирование которых требует длительного времени. Так, при формировании умения включаться в деятельность, одним из эффективных способов является постоянное использование в определенных ситуациях интересных для детей заданий. Например, на первом уроке в понедельник в течение всего времени обучения показываются любимые детьми диафильмы и читаются книги.

Для формирования умения вступать в контакт и работать в коллективе используются задания, рассчитанные на работу в паре и в группе. Например, на уроках чтения предлагается чтение и пересказ по ролям. Первоначально ведущая роль принадлежит учителю, а затем она переходит к более сильным ученикам. По мере овладения таким видом работы ведущие роли могут выполнять даже самые слабые учащиеся. В связи с этим, необходимо отметить положительное влияние на эффективность работы совместной деятельности учителя и учащихся.

Положительное влияние на формирования коллектива оказывают и игровые занятия. Пример такого занятия приведен ниже.

Игровое занятие.

Труд, 3 «вспомогательный» класс.

Тема: Строительство железной дороги.

Цели: Введение сформированных действий в самостоятельную

деятельность в процессе игрового занятия.

Оборудование: деревянные конструкторы, конструкторы «Железная дорога», береты с кокардами, папки с документами, колокольчик.

План занятия.

1. Организационный момент.

Участники игры собираются на совещание у начальника железной дороги. В каждой бригаде выбран главный инженер, который руководит организацией работы своей бригады.

2. Вводная беседа.

Начальник ж\д: Здравствуйте. Сегодняшнее совещание посвящено обсуждению приказа министра путей сообщения о строительстве новой железной дороги. Нашей задачей является строительство и испытание двух макетов железной дороги. Лучший макет будет взят за основу строительства настоящей дороги.

Недавно мы посещали музей железнодорожного транспорта. В своей работе вы можете пользоваться тем, что увидели там. Необходимый материал приготовлен у вас на столах. Назовите основные сооружения, которые могут быть построены (вокзал, платформы, переезды и т.д.).

3. Основная часть.

1) Инструктаж.

Вашим руководителям выданы папки с документами. Прочитайте их, обсудите, заполните Ф-1. Во время работы вы можете обращаться за помощью к вашим консультантам (учителям).

Учащиеся читают и заполняют Ф-1 (список должностей). Читают Ф-2 (план работы). Обсуждают его. Знакомятся с Ф-3 (отчетом о работе).

Каждая группа работников (монтеры путей, строители вокзала, строители мостов, переездов и платформ, машинист испытатель, главный инженер) рассказывают о своем участке работы.

2) Самостоятельная работа

Мы обсудили работу каждого. Приступайте к ее выполнению. По окончании работы о ней нужно доложить приемной комиссии: министру путей сообщения и начальнику ж/д.

3) Работа приемной комиссии.

Самостоятельная работа. При необходимости оказание индивидуальной помощи. Поэтапный отчет о работе.

Отчеты учащихся о своей работе. Проводятся испытания. Оценивают работу члены противоположной бригады и члены комиссии.

4. Итог занятия.

Совещание у начальника железной дороги.

В группе учебных действий выделяются действия, относимые некоторыми исследователями (Н.Ф.Талызина, 1998) к общим видам познавательной деятельности (умение планировать, контролировать свою деятельность, умение быть внимательным и др.). Такой подход во многом объясняет специфику названных действий, зависимость их состояния, так же как и состояния начальных логических операций, от особенностей познавательной деятельности школьников. Поэтому процесс их формирования являлся значительно более длительным и сложным по сравнению с вышеперечисленными учебными действиями.

Так, внимание может быть сформировано через действие контроля (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая, Н.Ф.Талызина). Для этого можно использовать различные задания, общей чертой которых является соблюдение принципов перехода внешнего действия во внутренний план. Опишем некоторые из них.

Игра «Хлопочки».

Цель: учить детей контролировать работу друг друга.

Инструкция: Слушайте ответы своего товарища. Хлопните в ладоши, если ответ был правильным. Исправить ошибки, если таковые имелись.

Задача учителя, при такой организации опроса, заключается в поддержке активности класса и контроле правильности выполнения инструкции.

Игра «Исправь ошибки»

Цель: учить следовать инструкции, сосредотачивать и удерживать внимание на учебном объекте (на доске).

Инструкция.

Перед началом работы учитель предупреждает школьников о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске.

Ход игры.

В процессе работы сознательно допускаются ошибки (на начальных этапах грубые, затем все более мелкие). В зависимости от особенностей учащихся, учитель во время работы, либо дополнительно обращает внимание учащихся на необходимость проверки, либо позволяет школьникам самостоятельно выполнять задание.

Для формирования умения слушать использовались игры-стихотворения, позволяющие развивать умение реагировать на инструкцию.

Игра «Локаторщик».

Учитель производит различные шумы, в том числе и речевые.

Инструкция:

Закройте глаза. Ладонями закройте одно (затем, оба уха). Определите, что звучит, и где этот предмет находится.

Задания, направленные на формирование внимания, могут иметь и шуточный характер.

«Минутка для шутки»

Школьникам предлагается для рассматривания панно с изображением различных предметов. Затем их просят закрыть глаза, и панно переворачивалось на 180о. Учащиеся должны определить, что изменилось. (Приложение 11, пример 3)

Игра «Беспорядок»

На уроках математики учащимся предлагаются таблички с цифрами, написанными в беспорядке.

Инструкция.

Найдите цифру 5.

Соедините по порядку несколько цифр от 1 до 6, от 15 до 4 и т.д.

Сравните свою карточку с образцом. Проверьте, одинаковые ли цифры вычеркнуты на обеих карточках.

Сходные задания можно предложить и на другом материале (Приложение 11, пример 3).

В качестве любимого детьми шуточного задания, позволяющего с одной стороны формировать умение слушать, а с другой – немного отдохнуть на сложном для детей уроке математике можно предложить задачи-стихотворения:

Две лягушки у пруда

Пели песню: «Ква-ква-ква!»

К ним подружка прискакала.

Сколько же лягушек стало?

На опушке леса ласка тосковала:

Двух поймала мышек – это очень мало.

Надо бы на завтрак еще пять поймать.

Сколько съесть желает? Ей не сосчитать!

Для формирования умения следовать плану и планировать свою деятельность полезно использовать различные виды планов: словесные, картинные, планы-комиксы, планы-схемы и т.д. (Приложение 11, пример 4).

Кроме того, учащиеся постепенно должны учиться самостоятельно составлять план текста с помощью готовых заголовков для заранее структурированного текста, самостоятельного деления текста на части, подбора заголовков в самом тексте, самостоятельного структурирования текста и называния его частей.

Формирование начальных логических операций.

В начальных классах формирование логических операций носит сугубо практический характер и проводится на наиболее знакомых предметах и явлениях окружающего мира (фрукты, овощи, мебель, игрушки и т.д.) с учетом наиболее ярких их признаков (цвета, формы, величины, вкуса, запаха, функциональных особенностей). В дальнейшем целесообразно вводить более сложные задания, элементы творчества детей и т.д. Различные варианты заданий направленных на формирование начальных логических операций на начальном этапе обучения приводятся нами в книге «От буквы к букве» (А.Зарин, С.Кудрина; изд-во «КОРО»).

Одним из действенных способов формирования начальных логических операций является организация интегрированных уроков и серий разнообразных занятий по различным учебным дисциплинам, объединенных одной лексической темой, например, посвященных сезонным изменениям в природе весной. Кроме того, для повышения эффективности овладения этим действиями работу лучше проводить и на материале отдельных заданий, и в ходе специально организованных уроков, что позволяет обратить достаточное внимание на качество формирования этой группы действий. С материалом для проведения интегрированных занятий можно познакомится в пособии «Круглый год» (С.В.Кудрина; изд-во КОРО).

Это наиболее трудная для усвоения группа базовых учебных действий, поэтому работа в данном направлении систематически ведется на протяжении всего обучения ребенка. В качестве примера можно привести уроки ознакомления с окружающим миром, проводимые на первом, втором и третьем году обучения (классы «выравнивания»). Объединяющим звеном для них служит формирование в процессе их проведения умения сравнивать объекты. Однако подход к реализации этой цели различен.

В течение первого года обучения, изучая тему «деревья и кусты», основное внимание уделяется определению внешнего вида каждого из конкретных объектов и сравнению их по этим признакам. В основе урока традиционно лежит практическая деятельность детей с натуральными объектами (на экскурсии) или впечатления от недавней прогулки в парк, поэтому все наблюдения и выводы урока делаются детьми на основании непосредственного действия с объектами. Большое внимание уделяется введению понятия «сравнение» в словарный запас школьников и объяснение значимости для каждого ребенка умения выполнять это действие. Такая организация урока позволяет четко определить характерные признаки изучаемых объектов и в дальнейшем, в иных ситуациях (на прогулке, уроке рисования) различать их.

Ознакомление с окружающим миром, 1 год обучения.

Тема: Деревья, кусты (экскурсия).

Цель: Учить выделять общие и отличительные признаки. Познакомить с понятием «сравнение предметов».

План.

1. Организационный момент.

2. Формирование временных представлений.

Сегодня мы идем на экскурсию. Давайте вспомним, какое сейчас время года, месяц?

Посмотрите в окно. Какая погода на улице? Какую одежду вы одели на улицу? Почему?

Как вы добирались до школы? Каким транспортом пользовались? Как переходили улицу?

3. Инструктаж по правилам поведения на улице.

Сегодня мы идем на экскурсию в наш парк. Он находится не далеко и транспорт нам не нужен. Давайте вспомним, как мы пойдем.

4. Проход до места экскурсии. Обсуждение состояния почвы, воздуха, воды, растений, животных, человека в связи со временем года (осень).

5. Работа над темой.

1) Посмотрите на это растение. Как оно называется (береза)?

Посмотрите на ее корни. Какие они (толщина, цвет, расположение)?

Покажите ствол. Потрогайте его. Какой он (толщина, цвет, количество и расположение)?

Найдите ветки березы. Покажите их. Какие они?

2) Рассмотрите растение рядом. Что это (бузина)?

Рассмотрите корни куста.

Сколько стволиков отходит он корней одного куста? Какие они?

Найдите ветви куста. Покажите их.

3)Давайте, сравним внешний вид этих двух растений.

Чтобы сравнить, нам нужно сказать, чем корни березы похожи на корни бузины и чем они отличаются.

Где находятся корни? Сравните их.

Что нужно сделать, чтобы сравнить стволы этих растений?

Что в них похожего? Чем они отличаются? Где находятся стволы?

/Аналогично с другими частями растения./

4) Игра «Белка на дереве»

5) Давайте полностью опишем березу /бузину/.

Сравните эти два растения. Как вы будите это делать?

Что у них общего?

Чем они отличаются?

3. Итог урока.

6) Закройте глаза. Я дам вам понюхать кору березы и бузины. Постарайтесь угадать, что я дала.

7) Какое растение вам больше нравится? Почему?

8) Нарисуйте его дома.

На втором году обучения при изучении деревьев и кустарников могут быть использованы их изображения и схемы строения растений. В процессе урока выделяются не только их сходные и отличительные, существенные и несущественные признаки, но и составить рассказы об изучаемых объектах. Это позволяет более подробно остановиться на содержательной и операционной сторонах формируемого действия.

Ознакомление с окружающим миром, 2 год обучения.

Тема: Деревья и кустарники.

Цели: Продолжать учить пользоваться схемой, выделять общие и отличительные, существенные и несущественные признаки, использовать результаты проведенного сравнения при составлении рассказа об изучаемых объектах.

Оборудование: плакат с планом описания растения, картины с изображение клена и сирени, индивидуальные комплекты разрезных картинок (два варианта).

План.

1. Организационный момент.

2. Работа над темой.

1) Рассмотрите рисунок на доске.

Что на нем изображено? Дерево.

Как оно называется? Клен.

Какие еще деревья мы знаем?

Деятельность как психолого-педагогическое явление - student2.ru Опишите это растение по плану.

ОПИШИ РАСТЕНИЕ

Какие у него

корень,

ствол,

ветви,

листья,

цветы ,

семена?

Что это – дерево, куст или травянистое растение?

2) Физкульминутка «Ветер дует нам в лицо…»

3)Рассмотрите второй рисунок.

Как называется это растение? Сирень.

Кто из вас видел сирень?

Чем она похожа на дерево? Есть корень, ветки, листья.

Чем от дерева отличается? У сирени много стволов, а у клена один.

То, что мы видим у сирени это не стволы, а надземные стволики.

Ствол у сирени такой маленький, что мы его не видим: он скрыт под землей.

Что же такое сирень? Это куст.

1) Посмотрите еще раз на оба рисунка.

Сравните дерево и куст. Это растения. У них в земле есть

корень. Есть ветви, листья, цветы,

семена. У дерева есть ствол, а у

куста мы его не видим. У дерева

над землей виден один ствол с

ветвями, а у куста много надземных

стволиков.

2) Возьмите конверты с разрезными картинками.

Соберите картинки. /Дети самостоятельно собирают картинки/

Назовите, что у вас получилось: дерево или куст.

Докажите.

3. Итог урока.

Третий год обучения характеризуется возможностью использования урока с элементами творчества детей. Основное внимание в данном случае может быть уделено использованию сравнения в учебной деятельности с минимальным контролем со стороны учителя. Наиболее эффективно использовать в этот период предметно-практическую деятельность детей (рисование, лепку, аппликацию и т.д.).

Учитывая сложность формирования и закрепления в самостоятельной деятельности начальных логических операций, большое значение приобретает проведение самостоятельных работ, заданий с имитацией поисковой деятельности, комплексов предметных игр-конкурсов во внеклассной работе (Приложение 11, пример 5).

Эти же способы являются эффективными и для введения действия в самостоятельную учебную деятельность, где предполагается перенос усвоенных действий на новое предметное содержание. Такая деятельность требует от детей большей сосредоточенности, достаточного усвоения выполняемых действий, активного участия в уроке.

С этой же целью создаются или используются бытовые ситуации, требующие применения сформированных базовых учебных действий во внеурочное время (на переменах, прогулках, после уроков), в которых успех деятельности ребенка зависел от умения самостоятельно пользоваться базовыми учебными действиями. Это позволяет вызывать и поддерживать достаточно длительное время интерес детей к изучаемым объектам и явлениям, а также активизировать учебную деятельность пассивных детей.

Обобщая сказанное выше, отметим, что работа по формированию операционного компонента деятельности должна начинаться с самого начала обучения ребенка в школе и быть последовательной и систематичной. Практика обучения детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает одновременное формирование поведенческих, общих учебных действий и начальных логических операций, связанное с работой по решению образовательных задач обучения (усвоения программ учебных дисциплин).

В связи со сказанным предлагаемая ниже последовательность работы по формированию любого действия данной группы состоит из трех этапов, выделение которых условно. Она помогает понять саму логику педагогического воздействия.

Первые три направления работы (формирование поведенческих, общих учебных действий и начальных логических операций) имели одинаковую структуру, которую составили следующие последовательные этапы:

1.Уточнение понимания школьниками понятий, связанных с определенной группой базовых учебных действий.

2. Ознакомление с содержательной и операционной сторонами формируемых действий.

3. Обучение использованию действий в процессе учебной деятельности под контролем учителя.

Первый этап каждого из вышеназванных направлений может быть рассмотрен как предварительный. Однако его значение для всей последующей работы обусловлено направленностью обучения в рамках данной части на ознакомление учеников с понятиями (урок, звонок, учебные принадлежности, учитель, ученик, право-лево, различие, сходство, группы и т.д.), необходимыми для понимания смысла отдельных действий и всей учебной деятельности в целом. Для большинства детей многие понятия мало знакомы и отличаются значительной фрагментарностью и искаженностью. Поэтому важно обучить школьников понимать и пользоваться этими понятиями в процессе учебной деятельности. Для этого использовались:

а) ознакомительные экскурсии по школе, классу, другим помещениям (уроки чтения в пропедевтический период, уроки ознакомления с окружающим миром, экскурсии во внеурочное время);

б) разъяснение смысла отдельных понятий с опорой на показ и практические действия (право-лево, начало и конец книги (тетради), группы и др.);

в) игры типа «Помоги выбрать … (учебные принадлежности; инструменты; все, что нужно для…)», «Найди, что изменилось» (уроки чтения, письма, математики, труда, рисования)

г) игры, основанные на принятии новой социальной роли (учителя, хорошего ученика, мамы, малыша и т.д.) и выполнении действий в соответствии с нею (уроки в пропедевтический период в первом классе, во внеурочное время).

В рамках второго этапа школьникам давалось представление, о цели и способе выполнения каждого конкретного действия. Для этого на материале учебных предметов, включенных в процесс эксперимента, демонстрировался и разъяснялся образец действия, создавались ситуации, требующие выполнения того или иного действия; использовались сюжетные картины (динамические, имеющие фон и съемные элементы, и статические).

Процесс обучения использованию того или иного действия осуществлялся в рамках третьего этапа на конкретном учебном материале и под контролем учителя. Он предполагал актуализацию знаний детей, усвоенных ранее. Кроме тренировки операционной стороны конкретного учебного действия, учениками осуществлялось дальнейшее закрепление усвоенных понятий, формировалось осознанное выполнение учебных действий, согласно их назначению и конкретной ситуации обучения.

Для достижения поставленной цели использовались два вида заданий. В первом случае формируемое действие являлось основным предметом усвоения. Например, основная цель урока чтения в первом классе на тему «Репка» состояла в обучении детей умению пользоваться картинным планом. Методами реализации этой цели стал пересказ сказки по плану совместно учителем и учениками, а также инсценировка сказки.

Во втором случае формируемое действие использовалось для усвоения учебного материала. Для иллюстрации мы предлагаем задание, направленное на формировании начальных логических операций на уроке чтения в первом классе и элемент урока чтения в третьем классе коррекционной школы VIII вида.

Чтение. 1 класс.

Тема: Звук и буква «Х». Чтение открытых и закрытых слогов.

Цель: Учить различать открытые и закрытые слоги.

Повторить чтение слогов вслух и «по себя».

Учить выделять общие и отличительные признаки,

находить существенные признаки сходства и различия.

Учить производить элементарное обобщение.

Задание: Прочитай слоги. Найди среди них лишний слог. Объясни свой выбор.

Речевой материал: МА ХО СУ ОМ ХА

Чтение, 3 класс.

Тема: Знакомство с особенностями загадок.

Цели:

1. Формировать представления учащихся о загадках, как о жанре.

2. Учить находить сходные и отличительные признаки стихотворений и загадок.

3. Учить определять способы загадывания предметов, устанавливать ассоциативные связи и проводить сравнение предметов.

4. Формировать заинтересованность детей в выполняемой работе.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Работа над темой.

Сегодня мы с вами познакомимся с интересными стихами. Они немножко не такие, как обычные стихотворения. Что отличает их от обыкновенных, мы должны догадаться сами.

А) Причитайте стихи, написанные на доске. Найдите, чем они друг от друга отличаются.

«Ручка по полю ходила –

Своим клювиком водила.

Строчку оставила,

Точку поставила.»

О чем говорится в этом отрывке? Что говорится о ручке? Как можно назвать этот текст? (Стихотворение)

«Стальной конек по белому полю

бегает,

За собой черные следы оставляет.»

О чем здесь говорится? Как мы догадались?

Что говорится о ручке? С чем она сравнивается? Как вы думаете, почему?

Как можно назвать этот текст? Загадка.)

Чем первое стихотворение отличается от второй загадки?

Б) Прочитайте следующие два отрывка. Найдите стихотворение и загадку. Обоснуйте свое мнение.

«В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Оказалось - это мел».

«Белый камешек растаял, Как вы догадались, что это мел?

На доске следы оставил». С чем его сравнили?

Чем он похож на камешек?

Чем от него отличается?

Чем же загадка отличается от стихотворения?

В) Во многих загадках сравниваются разные предметы. Давайте и мы попробуем составить загадку о карандаше.

Рассмотрите карандаш и палочку.

Чтобы составить загадку, мы заполним специальную таблицу. В первой графе мы запишем, чем палочка похожа на карандаш. Во второй – чем она от него отличается.

ОБЩЕЕ ОТЛИЧИЯ
Тонкий, деревянный как палочка. Но имеет грифель. И писать умеет.

…………….

3. Итог урока.

Что же такое загадка? - Это стихотворение или красивое предложение, в котором описывается предмет, но не называется. Нам самим нужно догадаться, о чем рассказывает загадка.

Перечисленные варианты работы не исчерпывают всего разнообразия возможных способов формирования учебной деятельности. Они лишь очерчивают некий возможный круг работы учителя- дефектолога, направленной на формирование учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев Я.А. Формирование познавательных интересов у учащихся вспомогательной школы на уроке. Дис. ...кан. пед. наук. - М.,1967.

2. Антипова В.П., Бокарева Г.А., Ильин В.С. О методах диагностики уровня развития потребности в знаниях у школьников. // Методы научно-педагогического исследования. - Ростов-на-Дону, 1972

3. Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение, 1968.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М., 1977.

5. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981.

6. Блинов В.М. Эффективность обучения. - М.: Педагогика,1976.

7. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987.

8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

9. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. - М., 1960.- 120 с.

10. Вергелес Г.И. Матвеева Л.А. Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться.- СПб, Изд-во РГПУ, 2000.

11. Вовк В.Н. Приемы учебной работы с географической картой как средство активизации учебной деятельности умственно отсталых учащихся.// Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников. - СПб: Образование, 1992.

12. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Л.В. Занкова – М., 1954.

13. Выготский Л.С. Основы дефектологии. //Соч.-Т.5.- М., 1983.

14. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. // Умственно отсталый ребенок. - М., 1938., вып.1.

15. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий.” - М.: Изд-во МГУ,1965.

16. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988.

17. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении).- Кишинев. 1975.

18. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся. – М.:Педагогика, 1973

19. Данилов М.А. Повышение качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости. - М.: Правда ,1995.

20. Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Ципиной М.А. - М.: Педагогика, 1984.

21. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся. / Под.ред. Стадненко Н.М.. - Киев: Освита, 1991.

22. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.А. - М.: 1981.

23. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников. – М.: Педагогика, 1982.

24. Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Ципиной М.А. - М.: Педагогика, 1984.

25. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся. / Под.ред. Стадненко Н.М.. - Киев: Освита, 1991.

26. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.А. - М.: 1981.

27. Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения.// Начальная школа № 6,1995.

28. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. -–М.: Изд-во МГУ, 1991.

29. Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. - Казань, 1963.

30. Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Раднянска школа, 1972с.

31. Жукова И. С, Мастюкова С. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.

32. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умс

Наши рекомендации