Классификация учебных проектов (по Коллингсу)

Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель- участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанны с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты - целью которых являлось получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т. п.

Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.д.

Основные требования к учебному проекту

· Проблема проекта должна быть социально значимой - исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком.

· Планирование проекта - определение вида продукта я фермы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных

· Поиск информации - исследовательская работа учащихся как обязательные условие проекта.

· Продукт является конкретным результатом проекта.

· Презентация продукта и защита самого проекта.

· Портфолио проекта - папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.)

· Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.

Современные классификации учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

Ø практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России);

Ø исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

Ø информационный проект - сбор и обработка, информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

Ø творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

Ø ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольними, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

ü минипроектами - укладываться в один урок или даже его часть;

ü краткосрочными - на 4-6 уроков;

ü недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

ü долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.

По составу участников проект может быть групповым и персональным.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, научная конференция, инсценировка, игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литератур­ных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т. п.

Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

В процессе реализации описанных личностно-ориентированных техноло­гий обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индивидуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие необходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.

Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других образовательных технологий: Б. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Н. А. Зайцев, Н. Н. Палтышев, А. М. Кушнир, И. П. Волков, Н. П. Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии.

Носители содержания образования

план

Образовательный стандарт

2. Учебный план

Учебная программа

Учебная литераиура

Учебник

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.

Федеральный компонент - определяет базовый стандарт образования,- обеспечивающий единство школьного образовательного пространства в стране.

Национально-региональный компонент - обеспечивает потребности и интересы в области образования всех народов страны.

Школьный компонент - обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.

Государственный компонент составляет инвариантную часть базисного плана, а региональный (школьный) компонент -часть вариативную.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и ли­тература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, матеематика, информатика, физкультура, технология.

Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебрых предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная нагрузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.

Типовые учебные планы не всегда подходят для новых типов учебных заведений (гимназий, лицеев), которые могут разрабатывать свои собственные документы.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.

Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная,
(Направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; организационно-методическая.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др.

Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, коор­дирующая, развивающе-воспитательная, обучающая

УЧЕБНИК

Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установ­ленными программой данного учебного предмета и требованиями дидак­тики

Структура учебника

Текст   тексты-описания; тексты-повествования; тексты-рассуждения. Внетекстовые компоненты аппарат организации усвоения: · вопросы и задания; · памятки или инструктивные ма­териалы, таблицы и шрифтовые выделения, · подписи к иллюстративному ма­териалу и упражнения; собственно иллюстративный мате­риал; аппарат ориентировки: • предисловие; • примечания; • приложения; • оглавление; • указатели.

Функции школьного учебника

Ø Мотивационная- обоснование значимости изучаемого материала, ориги­нальные иллюстрации и др.

Ø Информационная - обеспечение необходимой информацией в рамках учеб­ного предмета.

Ø Трансформационная - преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Ø Систематизирующая - системное и последовательное изложение материа­ла в логике учебного предмета.

Ø Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля - предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усво­енного материала.

Ø Координирующая - привлечение других средств обучения.

Ø Обучающая- развитие умений и навыков самообразования, конспектирова­ния, обобщения, выделения главного и т. п.

Ø Развивающе-воспитательная - направленность на формирование определен­ных морально-ценностных установок

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

план :

Наши рекомендации