Урок как центральное звено классно-урочной формы организации обучения

Типы и структуры уроков

С позиций целостности педагогического процесса урок является основной формой его организации. Преимущества урока как формы организации педагогического процесса:

q располагает благоприятными возможностями для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

q позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;

q стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;

q на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности;

q урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников(по А.А. Бударному).

Урок является основной формой организации обучения в школе, т.к. именно на уроке, а не на кружковом занятии, не на консультации или в процессе домашней самостоятельной работы школьников учитель реализует требования учебного плана, выполняет учебную программу. Поэтому к общим требованиям, которым должен отвечать современный урок относятся следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей; связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

5. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов урока.

7. Эффективное использование средств обучения.

8. Связь с жизнью, формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Формирование умения учиться, самостоятельно добывать знания.

10. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру.

Структура урока – это соотношение элементов урока в определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материла, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов.

Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возрастные особенности учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного материала. Даже контрольные уроки довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Общепризнанная в настоящее время классификация уроков дана в таблице 2.

Таблица 2 –Классификация уроков (по Б.П. Есипову)

Тип урока Содержание урока Структура урока
  Урок сообщения учащимся новых знаний (изучения новых знаний) Изучение нового, неизвестного учащимся материала, включающего в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. В зависимости от содержания, конкретной цели и подготовленности уч-ся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает учебный материал, в других – проводится самостоятельная работа уч-ся под руководством учителя, в третьих – практикуется и то, и другое.   1.Организация уч-ся к уроку. 2.Повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового. 3.Объяснение учителем нового материала и работа с учебником. 4.Проверка понимания и первичное закрепление знаний. 5.Задание работы на дом. 6.Подведение итогов урока.
    Урок закрепления знаний Вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Уч-ся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других – решают новые задачи на известные им правила, в третьих – устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых – делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения. 1.Организация уч-ся к уроку. 2.Проверка домашнего задания. 3.Выполнение устных и письменных упражнений. 4.Проверка выполнения заданий. 5.Задание работы на дом. 6.Подведение итогов урока.
  Урок выработки и закрепления умений и навыков Процесс закрепления умений и навыков идет на нескольких уроках подряд, а затем в дальнейшем он долго имеет свое продолжение, когда класс занимается другими темами. От урока к уроку материал должен усложняться, чтобы было действительно видно, что учащиеся справляются с данной учебной задачей все успешнее и успешнее. 1.Организация уч-ся к уроку. 2.Воспроизведение теоретических знаний. 3.Выполнение практических заданий и упражнений. 4.Проверка выполнения самостоятельных работ. 5.Задание работы на дом. 6.Подведение итогов урока.  
  Обобщающий урок Систематизация и воспроизведение наиболее существенных вопросов из ранее пройденного материала, восполнение пробелов в знаниях уч-ся и раскрытие важнейших идей изучаемого курса. Проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательный элемент – вступление и заключение учителя. Повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы с учащимися.       Варьируется в зависимости от содержания и объема материала, подлежащего повторению, обобщению и систематизации.
Урок проверки знаний, умений и навыков учащихся (контрольный) Выявление уровня обученности учащихся в определенной области, установление недостатков в овладении материалом, определение путей коррекции знаний. Требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Варьируется в зависимости от конкретного учебного предмета, содержания и объема материала, усвоение которого надлежит проверить и оценить. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.  
  Комбинированный (смешанный) урок   Решение нескольких (например, повторение и изучение нового материала или изучение нового материала и его закрепление и т.п.) дидактических задач. 1.Организация уч-ся к уроку. 2.Проверка д/з и опрос уч-ся. 3.Изучение нового материала. 4.Первичная проверка усвоения. 5.Закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений. 6.Повторение ранее изученного в виде беседы. 7.Проверка и оценка знаний уч-ся. 8.Задание работы на дом. 9.Подведение итогов урока.


Нетрадиционные уроки

С середины 70-х годов ХХ в. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными (нестандартными) уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, активизацию учебного труда школьников.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Спецификой нестандартного или нетрадиционного урока является то, что он несет в себе элементы нового и рассчитан на совместную взаимообогащающую работу педагога и учащихся. Нетрадиционный урок отличает:

- изменение временных рамок;

- место проведения;

- использование внепрограммного материала;

- организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся;

- привлечение для организации урока людей разных профессий;

- создание эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха;

- обязательный самоанализ и взаимный анализ деятельности в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения;

- обязательное создание «временной инициативной группы» из учащихся, готовящих урок, помогающих преподавателю;

- обязательное планирование нетрадиционного урока заранее (в начале полугодия);

- обязательное четкое определение темы, цели, задач урока;

- выступление учителя в период подготовки урока в качестве консультанта;

- спецификой является и то, что творчество учащихся направлено не на идею развлечения, а на идею познания, личностного развития.

Нетрадиционные уроки позволяют обеспечить:

1. Расширение набора форм организации учебной деятельности младшего школьника.

2. Развитие у ребенка познавательной сферы, расширение кругозора, возбуждение интереса к окружающей действительности, чтению разнообразной литературы, пробуждение творческого потенциала учащихся, значительное повышение активности и увлеченности учащихся на занятиях.

3. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка: воспитание эмоциональной отзывчивости на события с выраженной положительной (одобрение, радость) или отрицательной (горе, неудовлетворенность) окраски; формирование культуры общения, умения работать в коллективе и самостоятельно, слушать мнение товарища, доказывать свои убеждения с помощью логических доводов, объективных фактов, умение задавать емкие вопросы.

4. Оценку поступательности развития ребенка: выявление «белых пятен» на разных этапах его обучения и социального становления за счет разнообразных разноуровневых форм работы, отличий в требованиях на уроках разных видов, разнообразия учебной деятельности ребенка на нетрадиционных уроках.

5. Развитие у младших школьников творческого потенциала, возможности проявления изобретательности, фантазии, индивидуальности в учебном процессе.

6. Улучшение качества знаний, умений и практических навыков по разным предметам в результате интегрирующего характера большинства представленных методических разработок нетрадиционных уроков.

7. Формирование у учащихся целостного представления об окружающей действительности, учебном материале, достижение единства обучающей, воспитательной и развивающей задач обучения за счет глубокой интеграции, устойчивых межпредметных связей, осознанности и увлеченности детей в учебном процессе.

Внедрение нетрадиционных форм организации урока в начальной школе следует рассматривать как путь, доставляющий школьникам радость и удовлетворение от процесса обучения, а, следовательно, повышающий активность их учебно-познавательной деятельности. Каждый ребенок должен быть охвачен чувством ожидания чего-то нового, интересного, захватывающего, вселяющим в него радостную тревожность. Младший школьник должен радоваться трудностям познания, овладения и присвоения знаний и умений, чувствуя поддержку педагога и коллектива. Он должен радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видя, как внимательно, серьезно рассматриваются его соображения, точка зрения, утверждения, как коллектив нуждается в нем. Ему должно доставлять удовольствие общение с педагогом и товарищами, их сотворчество.

Систематизация нетрадиционных уроков дана в таблице 3.

Таблица 3 – Классификация нетрадиционных форм организации урока

Основания Цели Формы
Измененные способы организации Развитие осмысленного отношения к знаниям Защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок – встреча  
Опора на фантазию Становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала Урок – сказка, урок творчества, урок изобретательства, урок – творческий отчет, урок – выставка, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об ученых, урок – бенефис, урок – сюрприз  
Имитация каких-либо занятий или видов работ Расширение кругозора Экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, защита проектов  
Основания Цели Формы
Состязательно-игровая основа Стимулирование познавательного интереса Урок-игра, урок КВН, «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, соревнование, урок-журнал, урок-викторина
Трансформация стандартных способов организации Развитие нестандартных умений учебной работы Парный опрос, экспресс-опрос, урок защиты читательского формуляра
Оригинальная организация учебного материала Становление способностей к учебному общению, сопереживанию Уроки взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики, урок-решение, урок-портрет, урок памяти, урок открытых мыслей, урок «Мой поэт», урок – дидактическая игра; урок-интервью, уроки с использованием активных методов обучения: коммуникативная атака, мозговая атака, мозговой штурм и т.д.
Аналогия с организованными событиями Приобщение к активным формам внешкольной жизни Урок-аукцион, урок-посвящение, урок – футбольный матч, урок-кроссворд, урок-памятка

Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование

В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку: предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

В настоящее время практически по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и рекомендации по тематическому планированию. Тем не менее и опытные учителя, а тем более начинающие подготовку к новому учебному году, должны начинать с изучения учебной программы. Главное, на что должен обратить внимание учитель, - это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.

Следующий этап подготовки к тематическому планированию – изучение методической литературы, базового учебника и учебных пособий. Особенно тщательно должен быть проработан учебник, даже если учитель в совершенстве владеет содержанием преподаваемого предмета. Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики, он является для них важным источником информации и может быть использован при организации самостоятельной работы.

Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает следующие действия педагога: установление межпредметных связей по всему курсу, распределение материала повторения, планирование системы вопросов по теме, подбор задач и упражнений по новому материалу, планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме, соотнесение материала курса с внеучебной образовательной деятельностью по предмету.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями школьников урок качественным быть не может. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяют три этапа:

1. Диагностирование конкретных условий, которое заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока – возможностей детей, их интересов, способностей, наклонностей, характера материала, его особенностей и практической значимости, установление требуемого уровня обученности, приблизительный подсчет времени на все виды работы – актуализацию опорных знаний, усвоение нового материала, его закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

2. Прогнозирование – это предположение о том, как будут развиваться события на уроке, как он пойдет. Оно направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них наилучшего.

3. Планирование – это завершающая стадия подготовки урока. Ее итогом является поурочный план. Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. Только тогда, когда большинство действий становятся привычными, можно сокращать план. В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:

· дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

· название темы урока и класса, в котором он проводится;

· цели и задачи обучения, воспитания и развития школьников на данном уроке;

· структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

· содержание учебного материала;

· методы и приемы работы в каждой части урока;

· учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

· методическое обеспечение урока (литература для учителя, учебник, учебное пособие для учащихся, раздаточный материал, наглядные пособия и т.п.);

· задание на дом.

Вспомогательные формы организации процесса обучения в школе

Урок как основная форма обучения в школе органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя самостоятельная работа учащихся, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Экскурсия – это специфическое учебное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта учащихся, помогают установлению связи теории с практикой, способствуют решению задач эстетического воспитания, развивают чувство любви к родному краю.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно классифицировать как производственные, природоведческие, краеведческие, историко-литературные, географические и т.п. По дидактическим целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту в структуре учебного процесса – вводными или предваряющими, текущими (сопровождающими) и итоговыми.

При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомится с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскурсию может проводить сам учитель или экскурсовод (инженер, бригадир, сотрудник музея и др.), получивший инструктаж. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии.

В плане проведения экскурсии должны отмечаться этапы работы (беседа, наблюдение, обобщения учителя, обработка материала), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам, форма организации учащихся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Продолжительность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40-50 мин. до 2-2,5 ч. Заключительным этапом экскурсии является подведение ее итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к предмету. Здесь могут практиковаться различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения отдельных предметов с некоторыми учащимися проводятся дополнительные занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам, зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает и индивидуальных.

Учебные конференции проводятся в средних и старших классах школы, хотя и довольно редко, для обобщения материала по какому-либо разделу программы. Они требуют большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.). Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся разных (прежде всего параллельных) классов, учителя, представители производства, ветераны труда, участники войны.

В средних и страших классах (а иногда даже в начальных) используется школьная лекция – адаптированная к условиям школы основная форма лекционно-семинарской системы. В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, литературе, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. Учащихся необходимо учить записывать лекции: показывать приемы конспектирования, использования общепринятых сокращений и обозначений, применять схемы, чертежи, таблицы.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используется два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары просты: краткое вступление учителя (введение в тему), последовательное обсуждение объявленных вопросов, подведение итогов учителем.

Практикумы применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащихся. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем (например, проведение опытов и наблюдений, ознакомление с приборами и механизмами и т.п.).

Факультативные занятия являются эффективной формой дифференцированного обучения. Их основная задача – углубление и расширение знаний, развитие интересов и способностей учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Наиболее эффективным методом работы на факультативных занятиях является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

Занятия в предметных кружках и клубах по интересам также предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строга, чем программа факультатива, и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Наряду с постоянно действующими вспомогательными формами организации обучения большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

Домашняя учебная работа школьников как особая форма организации

обучения

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Домашняя учебная работа имеет большое воспитательное значение: способствует формированию прилежания, служит средством разумной организации внешкольного времени, развивает самостоятельность, формирует умения и навыки самообразования.

Чаще всего учитель дает домашнее задание, общее для всех учащихся класса. Но наряду с ним нередко даются индивидуальные задания: на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков, задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников, творческие задания.

Нормы продолжительности выполнения домашних заданийдля учащихся начальных классов и основной школы:

Начальная школа Основная школа
1 класс – домашние задания не задаются 5 класс – до 2,5 часов
2 класс – до 1 часа 6 класс – до 2,5 часов
3 класс – до 1,5 часов 7 класс – до 3 часов
4 класс – до 2 часов 8 класс – до 3,5 часов
9 класс – до 4 часов

Правила домашнего учебного труда школьников:

1. Процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер, т.е. учить уроки нужно не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени, чтобы знания сохранились на долгое время.

2. Домашнее задание (ДЗ) необходимо выполнять в день его получения, т.к. усвоенный на уроке материал сохраняется в памяти около 10-12 часов, а потом начинает интенсивно забываться, накануне очередного занятия ДЗ нужно повторить.

3. Если ДЗ включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение практических упражнений, его нужно начинать с работы с учебником: припомнить, что осталось в памяти от урока; прочитать материал в учебнике и выделить главные положения; пересказать материал вслух или про себя; ответить на вопросы учебника (если возникают затруднения, проштудировать учебник еще раз).

4. Приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает устанавливать связь домашней работы с классной и содействует самостоятельному выполнению письменных заданий.

5. Между подготовкой ДЗ по отдельным предметам необходимо делать перерыв на 10-15 мин. для отдыха и психологического переключения на другой вид учебной деятельности, т.к. после восприятия и усвоения материла еще в течение 10-12 мин. продолжается его «скрытое» закрепление в сознании.

6. Во время этих перерывов нельзя подвергаться сильным внешним воздействиям, например, смотреть телевизор, петь, спорить. Лучше всего выполнить легкие домашние обязанности.

7. ДЗ должны выполняться ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте.

8. После подготовки ДЗ по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 20-30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтра.

9. Полезно, чтобы учащийся перед сном в течение 15-20 мин. бегло просмотрел изученный материал, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, и в спокойном состоянии лег спать. Это создает условия для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов в нейронах головного мозга, связанных с более глубоким усвоением материала.

Многообразие и сложность правил домашней учебной работы требуют от учителя проведения специальной работы по формированию у учащихся соответствующих умений и навыков: на одном из первых родительских собраний познакомить родителей с этими правилами; регулярно знакомить с ними учащихся; выделять на уроке 1-3 мин. для подробного инструктажа о способах выполнения ДЗ.


Наши рекомендации