Творческое списывание на уроках

ТВОРЧЕСКОЕ СПИСЫВАНИЕ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Введение 3

1. Лингво-методические и психологические основы

обучения младших школьников грамотному письму 7

1.1. Психолого-физиологические основы обучения списыванию 7

1.2. Педагогические основы списывания 12

1.3 Творческое списывание на уроках русского языка 19

2. Организация творческого списывания 22

2.1. Виды творческого списывания на уроках русского языка 22

2.2. Использование творческого списывания 26

2.3. Методика проведения творческого списывания 29

Заключение 40

Список литературы 42

ВВЕДЕНИЕ

Главное в работе учителя в начальной школе – научить детей учиться, развивать их речь, ум, воображение и т.д.

Существующий до недавнего времени подход к организации обучения в начальной школе, а именно одинаковость и стандартность методов и приемов, жесткость предписаний и различных инструкций – всё это привело к тому, что из школы уходило творческое начало в деятельности как учителя, так и учащихся.

Под влиянием учителей-новаторов, их находки, педагогический опыт, активные методы и приемы обучения, различные формы применения педагогики сотрудничества, в коллективах школ стало формироваться новое педагогическое мышление, новые подходы к работе с детьми, при которых в центре внимания всей деятельности учителя, классного коллектива стал конкретный ученик с его способностями и возможностями развития.

Успех обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие.

Велико значение упражнений в начальном обучении русскому языку. К.Д.Ушинский считал, что «главное центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке…»

Списывание–передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

Списывание как вид орфографического упражнения способствует формированию навыков правописания только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в тексте. При этом списывание должно быть соединено с правильным слуховым анализом слова и подкрепляться его правильным произношением.

Творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это всё же мир юности и период, где почва благоприятна для развития творческого потенциала и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

От учителей предметников, работающих в среднем звене школы, часто приходится слышать, что дети, пришедшие из начальной школы, не умеют писать грамотно диктанты, и даже не могут списать текст без ошибок. Называются разные причины такого положения. По моему мнению прохождение материала, протекает очень быстрыми темпами в ущерб формированию орфографических умений и навыков. Но главная причина по мнению П.С. Жедек кроется в несовершенстве самой методики обучения орфографии. При всём этом все сходятся во мнении, что уровень грамотности школьников надо поднимать! Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за обучение подрастающего поколения. Учиться списывать школьники начинают уже в период обучения грамоте, но учителя постоянно отмечают, что в процессе его выполнения дети допускают много ошибок. В чем же заключена причина данной проблемы? Как достичь того, чтобы списывание действительно способствовало обучению и развитию грамотного письма у учащихся, а не исполняло роль чисто формального упражнения? Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Орфографические умения и навыки вырабатываются в ходе выполнения письменных упражнений: различных видов списывания, диктантов, творческих работ. Существует целая система орфографических упражнений – результат творческого труда многих поколений методистов и учителей-практиков. Самыми распространёнными упражнениями признаются диктант и списывание. Именно со списывания и начинается обучение грамотному письму, начиная с первых дней обучения в школе. Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т.к. здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений. Скажем, что результаты списывания, проводимого в конце 1 класса, оказываются низкими. Хотя списывание – тот вид упражнения, который не должен вызывать затруднений и приводить к ошибочному варианту. Поэтому возникает необходимость повышения эффективности этого вида упражнения.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследуемой проблемы определяется необходимостью дальнейшего совершенствования работы учителя по обучению младших школьников грамотному письму.

На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности (Ф. И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Г.М. Дьяченко и др.). И ученые ХХ века – лингвисты (И.С. Ильинская, М.В. Панов, С.М. Кузьмина и др.), психологи (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин), методисты (Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Н.С. Рождественский, М.М. Разумовская и др.) настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – обучение творческому списыванию. Обращение к более детальному исследованию данной проблемы обусловлено рядом причин: выбора более эффективной методики по обучению младших школьников творческому списыванию, выявление её роли и места в системе обучения орфографии и, наконец, стремлением исследователя применить новые достижения на практике.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: обучение и последующее регулярное проведение специально организованного творческого списывания обеспечит более высокий уровень грамотности учащихся начальных классов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – разработать и апробировать на практике предлагаемый способ обучения творческому списыванию и проверить его эффективность.

Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

1. установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в методической, психологической и педагогической литературе;

2. подобрать методики для проведения констатирующего и контрольного исследований;

3. разработать систему творческого списывания для учащихся начальных классов по русскому языку для повышения уровня мотивации младших школьников;

4. проследить влияние творческих заданий на интеллектуальное развитие младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. изучение методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2. анализ педагогического опыта учителей;

3. наблюдение за учебным процессом;

4. педагогический эксперимент.

Данный реферат несёт некоторую новизну, заключающуюся в разработке творческих работ для уроков русского языка, их апробации и выявлении влияния данных работ на формирование орфографических умений и навыков младших школьников.

При проведении исследования мною был подобран и приведён в систему научный материал по формированию орфографических умений и навыков младших школьников.

Работа имеет некоторую практическую значимость, т.к. полученные результаты исследования покажут, влияет ли систематическое использование творческого списывания на развитие интеллектуальное развитие младших школьников и грамотность учащихся. Собранный теоретический материал может быть использован учителями младших классов.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс обучения младших школьников грамотному письму.

Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т. к. именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.

Птичья жизнь

Птицы строят гнёзда. Гнёзда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком, который птицы берут из одуванчика. Весной самка откладывает яйца. Из них вылупляются птенцы. Родители носят червяков для своих деток. Когда птенчики вырастут, они покинут гнездо.

Заботливые родители

Птицы строят гнёзда. Гнёзда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Это очень сложная работа! Вскоре рождаются птенцы. Самка и самец учат их летать, приносят им пищу. Они не бросят своих птенцов! Вот какие заботливые родители!

Как рождается лягушка

Весной, когда выглядывает яркое солнышко, самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика. Через несколько дней у головастика вырастают лапки и хвост. Через четыре месяца головастик превращается в лягушку.

Как видно из работ, учащиеся творчески, самостоятельно подошли к выполнению задания: распространили предложения, дополнили тексты интересной, познавательного характера информацией, придумали простые, сложные, разные по эмоциональной окраске предложения.

Такие упражнения будут более эффективны, если использовать дополнительные задания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису. Например, наиболее удачное сочинение прочитывается в классе. Его автору предлагается задумать из него одно слово. Одноклассники должны определить это слово с помощью вопросов. По ответам «автора» учащиеся должны назвать задуманное слово. Условие: ученик, загадавший слово, имеет право отвечать на вопросы «да» или «нет». Функция учителя сводится к корректировке вопросов, контролю и оценке. К тексту «Как рождается лягушка» ученик составил задание по синтаксису и морфологии:

1. Слово в простом или сложном предложении? (В простом.)

2. В предложении есть однородные члены? (Да.)

3. Это слово является именем или глаголом? (Ни то, ни другое.)

4. Задуманное слово является союзом? (Да.)

Ответ: «Задуманное слово — союз и».

Учащимся предлагается прочитать текст и сформулировать задание к нему, ориентируясь на запись: живёт на коврике. бережёт своё брюшко в виде колёсика. «Хвост» не даёт уползти от меня далеко. я рисую. — не только сложное устройство, но и полезный зверёк. помогает работать на компьютере и поддерживать экосистему планеты.

Задание. Необходимо определить, о ком или о чем идет речь в тексте. На основе этого составить два текста. В тексте пропущено слово мышь — 1) устройство компьютера, служащее для ввода информации и передвижения курсора; 2) мелкий грызун.

Учащиеся выясняют и разбирают смысловые ошибки текста, дополняют текст новыми предложениями об этих объектах, по выбору записывают один из текстов, сами формулируют дополнительные задания.

1. Я люблю работать на компьютере. В этом помогает мышь. Мышь — сложное устройство, с помощью которого можно передвигать курсор и вводить информацию. Для удобства работы мышь располагается на коврике.

2. Мышь — мелкий грызун. Он питается зерном, хлебными крошками. Мышь — это вредитель, который уничтожает посевы. Мышь — переносчик вредных для человека заболеваний. Но мышь — это и полезный зверёк. Он помогает поддерживать экосистему планеты.

Создание текста учащимися по кругу

Работа проводится в группах по 3–5 человек. Учитель контролирует время выполнения работы. У каждого ученика лист бумаги. Первое предложение «Осенний лес удивляет своей красотой» под диктовку учителя записывает один ученик из группы. Затем он передает лист с записанным предложением справа сидящему по кругу однокласснику. Получивший лист второй ученик в течение 2–3 минут должен написать 1–2 предложения, соответствующие содержанию первого предложения. Возможны следующие варианты: Листья на деревьях переливаются яркими красками. Осенние солнечные лучи раскрывают кладовую природы. Из-за шороха листьев под ногами еле слышна песня лесного ручья. Далее второй ученик передает лист по кругу третьему ученику, которому необходимо прочитать записанный текст и дописать свои предложения. Ягоды рябины висят, как салютики. Ярким огнём багровеет дальний лесок. Лодочки-листочки отважно отправляются в далёкое путешествие.

Работа продолжается до тех пор, пока лист не дойдет до первого ученика, который должен написать обобщающее предложение ко всему тексту. Затем группа читает получившееся у нее сочинение.

Осенний лес удивляет своей красотой. Листья на деревьях переливаются яркими красками. Ягоды рябины висят, как салютики. На ветках кустарника осталась одинокая паутинка. В ней застрял осиновый листочек. Под берёзовым листиком спрятался подберёзовик. А ты видел это очарование?

Осенний лес удивляет своей красотой. Осенние солнечные лучи раскрывают кладовую природы. Ярким огнём багровеет дальний лесок. Укрывшись опавшим листом, спрятался в сухой траве гриб. В мокрой от росы паутине запутался паучок. Ему уже не удастся спрятаться от наступающих холодов.

Осенний лес удивляет своей красотой. Из-за шороха листьев под ногами еле слышна песня лесного ручья. Лодочки-листочки отважно отправляются в далёкое путешествие. Вот какой-то жучок замешкался и вместе с листочком упал в ручей. Счастливого плавания, жук-капитан!

Группа выбирает наиболее удачный текст для прочтения перед классом и продумывает дополнительные задания к нему.

1. Задание по синтаксису и словообразованию. К подлежащему из предложения «Осенний лес удивляет своей красотой» добавьте суффикс определения и окончания дополнения. Какое слово получилось? (Лесной.)

2. Задание по синтаксису. К какому одному существительному можно отнести прилагательные частый, глухой, густой? (Лес.)

Полезным упражнением для закрепления является создание текста учащимися по кругу с использованием слов на изученное правило, изученную часть речи.

Так, при изучении темы «Имя прилагательное» учащимся предлагается задание: «Составить текст, в котором встречалась бы изученная часть речи». Пример текста: В комнате стоит большой круглый аквариум. В нём живут две золотые рыбки. Ранним утром солнечные лучи купаются в голубой воде аквариума. Ярко-золотые рыбки переливаются в утреннем солнышке, как волшебные. Хочется подойти к ним и загадать самое заветное желание.

При закреплении написаний ча-ща, чк-чн получился текст: Дача бабушки стоит на берегу речки. Неподалёку от неё видна водокачка, а за ней стоит старая роща. Летом к бабушке приезжает внучка. Вечером, когда туча закрывает небо, приятно сидеть всем вместе у печки с чашкой чаю и смотреть, как горит большая свечка.

Творческие письменные работы могут применяться на последнем этапе словарно-орфографической работы, во время введения нового слова в активный словарь детей. Так, при закреплении написаний словарных слов учитель нередко использует тематические группы, которые могут составить и сами учащиеся, а затем по ним придумать текст.

Создание текста-агадки по кругу можно использовать во время предъявления нового словарного слова. Каждому учащемуся дается текст загадки, которую он должен отгадать, или зашифрованное слово, которое ему необходимо определить.

Например, первому учащемуся предлагается прочитать записанные на доске слова (медведь, лисица, заяц); сформулировать задание к ним (Выделите слово по самостоятельно найденному признаку); выполнить упражнение с учетом задания (Необходимо выделить слово лисица, так как в нем три слога, оно женского рода, в нем есть звонкие и глухие согласные, а слова медведь и заяц — мужского рода, двусложные, и все согласные в них звонкие). Далее учащийся создает свой текст загадки об этом животном и передает лист следующему ученику, сидящему справа. Например: «Рыжая сестрица — хитрых речей мастерица».

Второй ученик, прочитав загадку первого ученика, отгадывает ее, но ответ не записывает, а загибает текст-загадку первого ученика на оборотную сторону. Далее пишет свою загадку об этом же животном.

Например: «С пушистым хвостом, но не белка. Огненная, но не пламя. Любит воровать яйца, но не куница». И так по кругу. Последний ученик должен записать свой текст загадки и отгадку.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

И говорит, так сладко, чуть дыша...

Кто это? (Лисица.)

Проверка проводится коллективно. Задача учеников — отгадать записанные загадки. Главную роль в этом виде упражнения выполняет первый ученик, который должен верно указать принцип выделения зашифрованного слова.

Это далеко не все виды творческих письменных упражнений, которые может использовать учитель при обучении русскому языку. На уроке можно выделить 5–7 минут для проявления творчества учащихся: «Даже небольшое сочинение — это средство самовыражения личности школьника, его мыслей, знаний, чувств, стремлений».

Таким образом, списывание позволяет связать занятия по грамматике и орфографии с работой по стилистике.

В письменных работах учащихся часто встречаются случаи неправильного предложного и беспредложного управления. Тренировочные упражнения на управление можно провести на уроках изучения, склонений существительных, на уроках изучения глаголов и связей слов в простом предложении в курсе синтаксиса.

При этом полезно дать задание — подобрать к глаголам соответствующие управляемые существительные, в скобках назвать вопрос, надписать над существительным падеж.

Например, осветить (что? чем?) комнату свечой.

Можно взять такие глаголы: сидеть, хвалить, одеть, надеть, скучать, подползать, наслаждаться, цепляться, прятаться, добиться, поражаться, радоваться, расставаться, оглядываться.

Дать задание на подбор управляемых слов к однокоренным существительным и глаголам, например: вера (в кого? во что?)—вера в силы народа; верность (кому? чему?) — верность делу революции; верить (кому? чему? в кого? во что?)—верить другу, верить в победу.

Берутся еще такие слова: гордиться, гордость; доверие, доверить; испуган, испугаться; обидеться, обижен; обрадован, обрадоваться; отказ, отказать, отказаться.

Тренировочные упражнения на предложное управление можно провести и на уроках изучения предлогов. Так, дается задание составить предложения со словами писать о (об), говорить о (об), описывать, упрекать в, отчитывать за, отчитываться в, сделать отчет о, беспокоиться о, тревожиться за, обращать внимание на, уделять внимание.

Наконец, творческое списывание, связанное с выработкой навыков по орфографии, может быть и такого типа. На уроке изучения правописания сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн, рщ в качестве закрепления предлагается задание: назвать слова с сочетаниями чк, чн, нч, нщ, рщ, обозначающие: а) людей и их профессию, б) птиц, в) животных.

Учащиеся, списывая задание, после каждого пункта записывают существительные с нужными сочетаниями. Проверяется работа в классе. Во время проверки вызванные учащиеся читают подобранные ими слова и объясняют их правописание. Затем с отдельными из названных слов составляются предложения и записываются в тетради.

Слова, которые могут быть подобраны учащимися:

женщина, внучка, каменщик, погонщик, барабанщик, зеленщик, фонарщик, сборщик, пограничник, помощник, денщик, птенчик, синичка, пеночка, галочка, ласточка, курочка, собачка, кошечка, белочка.

Таковы некоторые виды списывания, которые могут быть проведены на уроках изучения морфологии. Без этой подготовительной работы учащиеся будут встречать большие трудности при выполнении таких работ, как творческий диктант, свободный диктант, изложение, сочинение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей, вопросы развития самостоятельной письменной речи учащихся приобретают особое значение.

На современном этапе развития общества методисты и учителя стремятся найти пути повышения уровня грамотности учащихся и решить проблему совершенствования методики преподавания орфографии.

В основу работы был положен общепризнанный тезис о необходимости повышения уровня грамотности учащихся начальных классов, о возможности проведения соответствующей работы уже в первом классе.

Цель исследования: на основе фонемной трактовки основного принципа орфографии и деятельности подхода к обучению организовать и проверить на практике эффективность методики творческого списывания.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования мы исходили из:

1) лингвистических основ обучения письму на сознательном уровне; 2) анализа традиционного подхода к обучении орфографии;

3) анализа методики обучения списыванию.

В ходе проведения исследования было выявлено, что обучение списыванию способствует повышению уровня грамотности младших школьников.

Остается только надеяться, что сформированное умение при дальнейшем обучении в старших классах не исчезнет у детей, а еще и укрепится.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а цель исследования достигнутой.

На основе результатов проведенной работы мы можем предложить учителям следующие рекомендации:

1. Строить работу по обучению орфографии и формированию умения списывать, исходя из фонематического принципа русского правописания.

2. Данную работу начинать непосредственно в период обучения грамоте.

3. Формировать у учащихся орфографическую зоркость.

4. Работу по формированию умения списывать проводить систематически.

Уроки в начальной школе достигают своей цели, когда ученики становятся активными и непосредственными участниками учебной деятельности, когда они оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, находятся в атмосфере творческого поиска.

На уроке необходимо выделять 5–7 минут для проявления творчества учащихся: «Даже небольшое сочинение — это средство самовыражения личности школьника, его мыслей, знаний, чувств, стремлений».

Творческого списывания полезны, так как способствуют умственному развитию детей (классифицируют, сравнивают, обобщают языковые факты), совершенствованию их речи и навыков грамотного письма (применяются слова, содержащие контролируемые орфограммы).

Список литературы:

Тиринова О.И. Орфографические упражнения//Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа-2009-№3.-С.30-48 (глава 1.2)

1. Русский язык в школе. – 1993. - № 3. – с. 36 – 43

2. Баранов М.Т. Зрительный диктант // Русский язык в школе . – 1991. - № 1. – с. 117

3. Жедек П.С. Методика обучения письму // Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 1993. – с. 102 – 170

4. Срагович А.В. Списывание в системе обучения орфографии // Русский язык в школе. – 1986. - № 4. – с. 28 – 32

5. Шатова Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. – М.: Прометей, 1990. – 184с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.,1999.

8. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

9. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.__

10. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 7 т. М.-Л., 1949. Т. 7. С. 320.

11. Ушинский К. Д. Указ. соч. Т.5. С. 334.

12. Ушинский К. Д. Указ. соч. Т. 6. С. 248.

13. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учеб. для 3 кл. нач. шк. 18-е изд. М., 1991.

14. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 2 к «Русской азбуке» для I класса начальной школы. М., 2000. С. 11.

15. Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова. «Начальная школа», 1994, №8, с. 55.

16. Король Л. Ф. Творческие работы на уроках русского языка. «Начальная школа», 1998, №4, с. 40-46.

17. НуруллинаН. Н. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», 1998, №3, с. 80.

18. Чуракова Н. А. Русский язык. Учебник.. 2 кл, ч 2., М,: Академкнига,

19. Бакулина Г. А. Творческий подход в обучении русскому языку. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // 2000. – № 11. - С. 39, 54.

20. Федорова 3. А. Как я развиваю творческие спо­собности детей // 2002. № 3. - С. 61.

21. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников // 2000. – № 7. - С. 66.

22. Томина Т.С. Творческий потенциал интегрированного урока-практикума // Начальная школа. – 2007. – № 1. С. 77.

23. Мамина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников // 2008. — № 4. С. 63.

24. Смирнова О.И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка // Начальная школа. – 2009. – № 1. – С. 42.

25. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.

26. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

27. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.__

28.

ТВОРЧЕСКОЕ СПИСЫВАНИЕ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Введение 3

1. Лингво-методические и психологические основы

обучения младших школьников грамотному письму 7

1.1. Психолого-физиологические основы обучения списыванию 7

1.2. Педагогические основы списывания 12

1.3 Творческое списывание на уроках русского языка 19

2. Организация творческого списывания 22

2.1. Виды творческого списывания на уроках русского языка 22

2.2. Использование творческого списывания 26

2.3. Методика проведения творческого списывания 29

Заключение 40

Список литературы 42

ВВЕДЕНИЕ

Главное в работе учителя в начальной школе – научить детей учиться, развивать их речь, ум, воображение и т.д.

Существующий до недавнего времени подход к организации обучения в начальной школе, а именно одинаковость и стандартность методов и приемов, жесткость предписаний и различных инструкций – всё это привело к тому, что из школы уходило творческое начало в деятельности как учителя, так и учащихся.

Под влиянием учителей-новаторов, их находки, педагогический опыт, активные методы и приемы обучения, различные формы применения педагогики сотрудничества, в коллективах школ стало формироваться новое педагогическое мышление, новые подходы к работе с детьми, при которых в центре внимания всей деятельности учителя, классного коллектива стал конкретный ученик с его способностями и возможностями развития.

Успех обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие.

Велико значение упражнений в начальном обучении русскому языку. К.Д.Ушинский считал, что «главное центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке…»

Списывание–передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

Списывание как вид орфографического упражнения способствует формированию навыков правописания только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в тексте. При этом списывание должно быть соединено с правильным слуховым анализом слова и подкрепляться его правильным произношением.

Творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это всё же мир юности и период, где почва благоприятна для развития творческого потенциала и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

От учителей предметников, работающих в среднем звене школы, часто приходится слышать, что дети, пришедшие из начальной школы, не умеют писать грамотно диктанты, и даже не могут списать текст без ошибок. Называются разные причины такого положения. По моему мнению прохождение материала, протекает очень быстрыми темпами в ущерб формированию орфографических умений и навыков. Но главная причина по мнению П.С. Жедек кроется в несовершенстве самой методики обучения орфографии. При всём этом все сходятся во мнении, что уровень грамотности школьников надо поднимать! Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за обучение подрастающего поколения. Учиться списывать школьники начинают уже в период обучения грамоте, но учителя постоянно отмечают, что в процессе его выполнения дети допускают много ошибок. В чем же заключена причина данной проблемы? Как достичь того, чтобы списывание действительно способствовало обучению и развитию грамотного письма у учащихся, а не исполняло роль чисто формального упражнения? Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Орфографические умения и навыки вырабатываются в ходе выполнения письменных упражнений: различных видов списывания, диктантов, творческих работ. Существует целая система орфографических упражнений – результат творческого труда многих поколений методистов и учителей-практиков. Самыми распространёнными упражнениями признаются диктант и списывание. Именно со списывания и начинается обучение грамотному письму, начиная с первых дней обучения в школе. Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т.к. здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений. Скажем, что результаты списывания, проводимого в конце 1 класса, оказываются низкими. Хотя списывание – тот вид упражнения, который не должен вызывать затруднений и приводить к ошибочному варианту. Поэтому возникает необходимость повышения эффективности этого вида упражнения.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследуемой проблемы определяется необходимостью дальнейшего совершенствования работы учителя по обучению младших школьников грамотному письму.

На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности (Ф. И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Г.М. Дьяченко и др.). И ученые ХХ века – лингвисты (И.С. Ильинская, М.В. Панов, С.М. Кузьмина и др.), психологи (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин), методисты (Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Н.С. Рождественский, М.М. Разумовская и др.) настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – обучение творческому списыванию. Обращение к более детальному исследованию данной проблемы обусловлено рядом причин: выбора более эффективной методики по обучению младших школьников творческому списыванию, выявление её роли и места в системе обучения орфографии и, наконец, стремлением исследователя применить новые достижения на практике.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: обучение и последующее регулярное проведение специально организованного творческого списывания обеспечит более высокий уровень грамотности учащихся начальных классов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – разработать и апробировать на практике предлагаемый способ обучения творческому списыванию и проверить его эффективность.

Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

1. установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в методической, психологической и педагогической литературе;

2. подобрать методики для проведения констатирующего и контрольного исследований;

3. разработать систему творческого списывания для учащихся начальных классов по русскому языку для повышения уровня мотивации младших школьников;

4. проследить влияние творческих заданий на интеллектуальное развитие младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. изучение методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2. анализ педагогического опыта учителей;

3. наблюдение за учебным процессом;

4. педагогический эксперимент.

Данный реферат несёт некоторую новизну, заключающуюся в разработке творческих работ для уроков русского языка, их апробации и выявлении влияния данных работ на формирование орфографических умений и навыков младших школьников.

При проведении исследования мною был подобран и приведён в систему научный материал по формированию орфографических умений и навыков младших школьников.

Работа имеет некоторую практическую значимость, т.к. полученные результаты исследования покажут, влияет ли систематическое использование творческого списывания на развитие интеллектуальное развитие младших школьников и грамотность учащихся. Собранный теоретический материал может быть использован учителями младших классов.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс обучения младших школьников грамотному письму.

Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т. к. именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.

Наши рекомендации