Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

§ усвоение определенного объема научных знаний;

§ формирование научного мировоззрения;

§ развитие умственных сил, способностей и дарований;

§ развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

§ развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развитияличности.

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Воспитание в курсе химии.

На основе курса химии легко доказать диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность химических фактов, раскрыть причинно-следственные связи. Примером может служить взаимосвязь между строением атома и свойствами элемента, строением органических веществ и их свойствами. Причиной в обоих случаях является строение, а свойства — следствием. Все это укрепляет убежденность учащихся в истинности их знаний.

Особое значение приобретает формирование убеждений в познаваемости мира. Химия предоставляет богатый материал, который при правильном его использовании показывает, как объективность отражения мира человеческим сознанием в понятиях и теориях создает условия для его преобразования. Так, например, изучение химических процессов, происходящих при электролизе, их правильное понимание позволили использовать электролиз для получения едких щелочей, чистых металлов, изготовления гальванических покрытий. На основе периодического закона были предсказаны еще не открытые элементы. Знание закономерностей строения органических соединений позволило синтезировать вещества с заранее запланированными свойствами, например, синтетический каучук из бутадиена, высокомолекулярные соединения разного назначения и др.

Окружающая действительность, практика являются, с одной стороны, источником знаний, с другой — критерием их истинности.

До учащихся нужно довести мысль о том, что опровергаются только теории, факты опровергнуть нельзя. Ведь недаром существует пословица: «Факты — упрямая вещь». Можно критиковать методы, с помощью которых получены факты и на этом основании утверждать, что данный факт на самом деле недостоверен (например, Д. И. Менделеев успешно доказал, что несовпадение плотности полученного Лекоком де Буабодраном галлия связано с недостаточной тщательностью измерений, что металл был плохо очищен, и это исказило данные), но сам факт, когда он доказан, не может быть опровергнут. Он может быть только объяснен. Если не существует теории, дающей убедительное объяснение, должна быть создана другая теория.

Химия располагает большими возможностями в воспитании у учащихся неприятия алкоголизма, наркомании и токсикомании. Бели это делается на основе межпредметных связей с биологией, валеологией, физиологией, то резко возрастает убедительность воспитательных воздействий. Учитель пользуется всеми возможностями для того чтобы убедить учащихся бережно относиться к своему здоровью, а не только к окружающей среде.

Воспитательная функция химии реализуется не только на уроках, но и особенно широко на внеклассных занятиях.

Межпредметные связи являются объективным отражением взаимосвязей в науке и, следовательно, выражают их специфику.1

Осуществлению межпредметных связей помогает экологическое воспитание. В условиях личностно-ориентированного обучения экологическое воспитание занимает особое место, так как играет важную роль в формировании личности.

Учитель химии подходит к этому вопросу с двух сторон: 1) раскрывает роль химических процессов в жизнедеятельности живых организмов и в неживой природе; в этом случае отмечается положительная роль химии в жизни живой природы; 2) показывает, насколько губительно необдуманное вторжение химии в окружающую нас среду и к каким тяжелым последствиям это может привести. Такой подход воспитывает бережное, гуманное отношение к природе, стремление к приобретению химических знаний о природных процессах и факторах, которые могут на них повлиять.

Содержание экологических знаний по химии, используемых в разных темах курса химии, частично разработано. Очень важно воспитывать в учащихся активных борцов за сохранность окружающей их природы, пробудить желание к активной деятельности по охране окружающей среды. Этому способствует целенаправленная внеурочная работа. Например, можно организовать анализ сточных врд предприятий. Обширные материалы для этого можно почерпнуть в научно-популярных журналах «Химия и жизнь», «Наука и жизнь». Большой вклад в раскрытие проблемы экологизации курса химии внесла В. М. На-заренко [3—9].

Мероприятия по природоохранной тематике полезно проводить совместно с учителями других предметов — биологии, географии, истории, литературы. Работа по охране окружающей среды имеет эстетическую и патриотическую направленность.

Формированию мировоззрения способствует и методологи-зация обучения [2]. Важно показывать учащимся, что наука «делается» людьми, хорошо образованными, творческими, владеющими методологией науки. Для этого важно доводить до сведения учащихся не только сами научные достижения, но и методы, которыми они были получены. Желательно по возможности приобщать учащихся к работе если не совсем исследовательской, то хотя бы по характеру выполняемых действий моделирующей действия ученого. Особое значение приобретает при этом изучение творческих биографий ученых, достижения которых — результат большого труда.

На таких примерах полезно приучать школьников преодолевать трудности, ответственно относиться к учебному труду, что как известно, главное требование трудового воспитания.

Важным условием трудового воспитания является формирование практических умений и навыков, ознакомление с принципами современного химического производства, с химизацией сельского хозяйства, приобретение умения проводить химический эксперимент, пользуясь для этого посудой, материалами, инструментами, реактивами, производить химические расчеты при помощи вычислительной техники, организовывать свой труд.

Проблема трудового воспитания реализуется при помощи деятельности учащихся на уроках, в основе которой лежит самостоятельная работа. Учебный труд должен способствовать воспитанию коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи. На это направлена и технология сотрудничества, широко освещавшаяся в педагогической прессе в 80-е годы как опыт учителей-новаторов.

Коллективный труд и взаимопомощь определяют одновременно и нравственную атмосферу урока, способствуя нравственному воспитанию учащихся, формируют любовь и уважение к труду.

Как, что и где отражается – я пока не знаю. Извините.

Наши рекомендации