Символическая оценка настроения после мероприятия.

Например, предлагается зафиксировать свое настроение, опус­тив жетон в один из пакетов со следующими рисунками:

а) светит солнце;

б) сквозь тучи пробиваются лучи солнца;

в) идет дождь.

Символическая оценка используется не во всех случаях, так как есть такие формы работы, в которых важно оценить не эмо­циональное состояние, а их полезность и важность. В ряде слу­чаев эмоциональная оценка не является критерием эффектив­ности мероприятия. (Например, это серьезный и сложный разговор, дискуссия, которые могут побудить к осмыслению, пе­реживанию, но при этом эмоциональное состояние может быть противоречивым, неоднозначным. )

6. Отдаленная оценка формы работы.В конце года учащим­ся, родителям предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей и роди­телей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а класс­ному руководителю остается проанализировать результаты оце­нок и выявить наиболее эффективные средства.

Важным показателем эффективности любого дела (меропри­ятия) является последействие, то есть когда в процессе прове­дения очередного дела, подведения его итогов рождается новая идея, система действий по ее реализации или новое дело.

Об эффективности формы работы можно судить по тому, как участники включились в анализ, насколько глубоко и сущност-но они характеризуют проделанную работу на этапе подготов­ки и осуществления мероприятия.

Перед коллективным анализом формы работы очень важно оценить результативность (как дело повлияло на каждого ре­бенка и отношения детей), а также знать мнение учащихся об эффективности используемых приемов и средств в ходе прове­денного мероприятия.

Эффективность форм работы изучается для того, чтобы класс­ный руководитель мог внести коррективы в последующие дей­ствия, в организацию очередных дел с учетом поставленных це­лей и задач, постоянно отслеживать результаты своей работы.

§ 16. Какие требования необходимо соблюдать при изучении эффективности работы?

Об эффективности работы классного руководителя можно судить по динамике результатов, характеризующих предыду­щее и нынешнее состояние педагогического процесса.

Вряд ли возможно и целесообразно стремление изучить этот процесс с учетом всех показателей. Отбор критериев, показате­лей и соответственно методик исследования ведется с учетом конкретных условий и тех задач, которые решаются коллекти­вом и классным руководителем в данный период. При этом, бе­зусловно, некоторые критерии и методики используются еже­годно, чтобы с помощью метода сравнения можно было бы определять результаты и оценивать эффективность педагогичес­кой работы.

Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния

и результатов работы классного руководителя органично впи­сывалось в педагогический процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспитывающий характер и способство­вала решению педагогических задач. Диспут, коллективный анализ, самоанализ не только интересны и полезны для школь­ников, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информацию о состоянии воспитательного

процесса.

Если изучение ведется открыто, например при анкетирова­нии, классный руководитель предварительно разъясняет его полезность для самих опрашиваемых, для улучшения дальней­шей работы в классе, показывает важность откровенного и за­интересованного отношения детей, родителей, учителей при ответах на поставленные вопросы, В этом случае полезно позна­комить опрашиваемых с результатами исследования. Итоги сообщаются в интерпретированном, обобщенном, систематизи­рованном виде, без указания авторов того или иного мнения. Знакомство с итоговой информацией может быть завершено обсуждением и разработкой путей решения выявленных недо­статков, проблем.

При проведении диагностического исследования необходи­мо соблюдение педагогического такта. Недопустимо' без согла­сия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

При исследовании результатов и эффективности работы не­обходимо использовать не одну методику, а их систему, в кото-

рой методы дополняли бы друг друга и подтверждали объектив­ность, достоверность результатов изучения. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или вос­питательное средство, подбираться с учетом возрастных и ин­дивидуальных особенностей учащихся, родителей, специфики коллектива и взаимоотношений в нем.

В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспече­но заполнением персонального опросника, анкеты. Педагог под­черкивает важность независимости мнений при изучении про­блемы.

Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специалист или незнакомый для опра­шиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой даже давление знакомого педагога на испытуемых.

При изучении эффективности работы классного руководи­теля особенно важно предусмотреть возможность как качествен­ного, так и количественного анализа полученных данных. Це­лесообразно в этом плане продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, математическую обработку. Поэто­му методики должны быть достаточно простыми и не требовать громоздких процедур для обработки и интерпретации получен­ных результатов. Полезно составить специальные таблицы, до­ступные для восприятия детей и взрослых, где ежегодно фик­сируются основные, наиболее важные данные «срезовых» исследований.

Объективность информации, ее сравнение возможны в том случае, если обеспечивается систематичность изучения резуль­татов и эффективности работы классного руководителя. В дан-• ном случае это означает:

а) проведение «срезовых» исследований в одно и то же вре­мя учебного года;

б) соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать при проведении каждой формы работы ежемесячно, другие — два раза в год, например в октябре и апреле.

в) обеспечение преемственности в использовании диагности­ческого инструментария исследования.

Систематичность изучения эффективности работы предус­матривает его плановость, которая помогает соблюдать чувство меры в организации исследований в коллективе, чтобы не пе­регружать школьников и их родителей анкетами или выполне­нием каких-то заданий. В противном случае может снижаться

объективность получаемой информации. Нам кажется нецеле­сообразным проведение анкетного опроса учащихся и родите­лей, учителей класса более 2 раз в году. Полезно составить план изучения эффективности работы в классном коллективе, струк­тура которого может быть следующей (таблица 9).

Таблица 9

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Что изучить   Методика (методы) изучения   Дата   Ответственный  

Сложность изучения эффективности работы классного ру­ководителя требует проведения опроса по одной и той же про­блеме со всеми участниками педагогического процесса: учите­лями класса, учащимися, родителями. Степень сходства их суждений, мнений, оценок обеспечивает большую объектив­ность информации и выводов.

При отборе содержания и способов изучения состояния и ре­зультатов работы важно учитывать, что большинство методик позволяет зафиксировать не один, а несколько показателей. Так, при составлении «срезовых» анкет включаются вопросы на определение психологической атмосферы в коллективе, вза­имодействия членов коллектива, воспитанности и активности детей. Разумеется, что каждый коллектив имеет свою специ­фику, поэтому при изучении результатов работы классного ру­ководителя целесообразно использовать методики, адекватные конкретным особенностям педагогического процесса.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РАБОТЫ

Наши рекомендации