Участники воспитательного процесса.

2.6. Годовой цикл традиционных коллективных дел.

Практика показала, что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя. Воспитательная система стимулирует, обогащает и дополняет деятельность класса.

1. День Знаний. Единый тематический классный час.

2. Оформление классного уголка.

3. «Осенины».

4. Выпуск школьных газет.

5. Месячник по благоустройству школьного двора.

6. Участие в праздновании Дня Учителя.

7. Уроки ПДД.

8. Акция «Подросток и закон».

9. Участие в школьных и городских предметных олимпиадах.

10. Участие во Всероссийских конкурсах.

11. Акция ко «Дню инвалидов» и ко «Дню пожилого человека».

12. Участие в праздновании Дня Матери.

13. Участие в создании презентаций и буклетов по теме «Жизнь без наркотиков».

14. Новогодние праздники.

15. Конкурс художественной самодеятельности.

16. Смотр строя и песни.

17. Празднование 8 марта.

18. «День космонавтики».

19. Операция «Чистый город».

20. «День Победы».

21. «День Детства».

2.7. Конечная цель работы.

Мы часто думаем и представляем, какими будут наши дети - это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОреализации.

В своей педагогической деятельности нам близко высказывание Ш.А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Конечная цель работы как классного руководителя нам видится в том, что в результате моих педагогических усилий будет воспитана личность:

• способная самостоятельно строить свою жизнь;

• умеющая взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие;

• стремящаяся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает;

• испытывающая гордость за свой город, уважение к его истории, культуре;

• обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность к судьбе страны.

III. Программа реализации концепции воспитательной системы класса.

3.1. Этапы построения воспитательной системы класса.

В процессе построения гуманистической воспитательной системы класса можно выделить следующие этапы:

1 Подготовительный. Цель - выявить позитивный опыт воспитания в школе, определить приоритетные направления развития классного коллектива. Срок: 2010-2011 учебный год

2 Прогностический. Цель - разработать концепцию, подготовить условия для организации воспитательной работы в классе. Срок: 2011 год

3 Практический. Цель - реализация программы деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения. Срок: 2012-2017 уч. год.

4 Обобщающий. Цель - обобщить позитивный опыт реализации концепции воспитательной системы класса. Срок: 2017 год.

3.2. Развитие системообразующей деятельности.

1. Расширение интеграции в городское воспитательное пространство: центры дополнительного образования, Дворцы спорта, ГИБДД, военкомат, учреждения культуры и др.

2. Развитие форм и методов познавательной деятельности.

3. Увеличение количества учащихся, занимающихся в творческих объединениях.

4. Система экскурсий, походов, летней практики.

5. Участие в научно-практические конференции (школьная, городская, областная).

6. Организация летнего труда и отдыха.

7. Организация работы по профориентации.

8. Работа по профилактике правонарушений, безнадзорности.

3.3. Критерии отслеживания эффективности гуманистической воспитательной системы школы.

1. План воспитательной работы.

2. Участие коллектива в школьных, окружных, городских, всероссийских мероприятиях, конкурсах, конференциях, состязаниях и т.п.

3. Снижение показателей по правонарушениям.

4. Участие в трудовой вахте. Общественно-полезный труд.

5. Участие в благотворительных акциях.

6. Воспитанность учащихся.

7. Защищенность и комфортность ребенка в классе.

8. Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

9. Сформированность классного коллектива.

10. Репутация класса.

11. Проявление индивидуальности («лица») класса.

В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики как:

■ тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»;

■ методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;

■ методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»;

■ методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»;

■ анкета «Я и моя школа»;

■ методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина;

■ методика социально-психологической самоаттестации коллектива.

3.4. Идеи на новый период.

На новый период развития классный коллектив считает важным для себя следующие идеи:

1. Идея развития: развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах.

2. Идея творчества: создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству.

3. Идея сотрудничества: совместная деятельность детей и взрослых, обеспечивающая творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.

4. Идея выбора и ответственности: воспитанники свободны и ответственны в становлении собственной личности.

5. Идея открытости: класс открыт для широких социальных связей: с творческой интеллигенцией, представителями науки, политики, различными творческими объединениями.

Наши рекомендации