Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов.

1. Формирование представлений о строении и возможностях рук. Знакомство с расположением, названием и назначением пальцев.

2. Выделение сенсорных эталонов формы.

3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов (поверхность).

4. Формирование представлений о величине предметов.

5. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.

6. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.

7. Ориентирование на микро плоскости с помощью осязания.

8. Формирование представлений о человеке.

9. Приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком.

II. Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.

1. конструирование;

2..занятия лепкой;

1. занятия с использованием мозаики;

2. занятия аппликационной лепкой;

3. работа с бумагой, фольгой;

4. занятия с тканью, нитями, шнурами, тесьмой;

5. работа с ватой, палочками, спичками, соломкой;

6. работа с книгой;

7. обучение элементам рисования;

- чтение рельефных рисунков, работа в тетрадях, альбомах и т.д.

Тематический план коррекционного курса

«Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук»

Тема занятия Количество часов по классам
   
Самомассаж рук
Осязательное обследование различных предметов и их изображений
Сортировка мелких предметов (горох, фасоль, гречка, бусинки, пуговицы) по форме, величине и материалу. Работа с ними
Чтение рельефных изображений: приемы обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом или его моделью
Занятия лепкой (работа с пластилином, соленым тестом)
Работа с палочками
Занятия с использованием мозаики    
Работа с бумагой
Конструирование
Рисование
Занятие с нитями. Выполнение различных плетений
Работа с ватой
Работа с природным материалом    
Работа с тканью    
Работа с прочим материалом (гофрированный картон, яичный скорлупа, заварка, проволока)    
Пальчиковые и речевые игры. Игры на свежем воздухе (игры с мячами, в кольцеброс, упражнения со скакалкой, метание мячей в мишень)
  Итого:
           

Планируемые результаты освоения курса.

• Узнавать предметы по заданным призна­кам;

• Владеть разными приёмами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и т.п.), уметь выполнять различные движения кистями пальцами рук «дождик идёт», «до свидания», «к нам, к нам» и т.п.);

• Владеть приёмами наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине;

• Владеть алгоритмом сознательного обследования различных объектов живой и не живой природы (геометрических фигур, предметов быта, растений, чучел животных, моделей и др.) и в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта варьировать способы обследования;

• Уметь выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.), дифференцировать предметы по температурным ощущениям;

• Уметь сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;

• Уметь сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;

• Сочетать в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно- практических действий осязательную и визуальную ( при наличия зрения) информацию.

• Сравнивать предметы по внешним приз­накам;

• Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначе­нию;

• Определять последовательность собы­тий;

• Ориентироваться в пространстве;

• Целенаправленно выполнять действия по инструкции.

• Приобретают навыки тактильной чувствительности.

• Происходит накопление чувственного опыта.

• Повышается уровень развития ручной умелости и острота зрения.

• Совершенствуется координация рук под зрительным и осязательным контролем.

• Совершенствуется предметно-практическая деятельность, ориентировка в пространстве,

самостоятельность в быту

• Более точно воспринимать предметы и пространство.

Наши рекомендации