Представление содержания РПД (с указанием страниц нахождения материалов)
Направление подготовки
Педагогическое образование
Профиль подготовки
Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Составитель: Катуржевская О.В.
Армавир, 2014
Рабочая программа по дисциплине по выбору-10 «Педагогическая диагностика и экспертиза в ДОУ» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050100.62«Педагогическое образование», профилю «Дошкольное образование».
Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования от «30» августа 2014 г., протокол № 1.
Автор (составитель): Катуржевская Ольга Васильевнаа, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования «30» августа 2014 г. протокол № 1
Заведующий кафедрой ______________/ Лисицкая Л.Г.
Представление содержания РПД (с указанием страниц нахождения материалов)
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины……………………….………….…..……..4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………….……….……..……5
3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО……………………….……………….…...6
4. Объем дисциплины (модуля) (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся)…………….……….............…6
5. Содержание дисциплины (модуля) (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов)…………………………………………….……7
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)……………………………….………………….….…....15
7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)……………………………………………...18
8. Технологическая карта дисциплины (модуля)…………………………………………....25
9.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для осв.оения дисциплины (модуля)………………………………………………………………… ……...….…25
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)……………………….....26
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)….....................................................................................................................................…..27
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)……...………………………………………………………………………….…..28
13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)….………………………………………..28
14. Дополнительные материалы………………………………………………………….….28
1. Цели освоения учебной дисциплины:
Цель учебного курса — освоение будущими менеджерами дошкольного образования методологии экспертных оценок в образовании, основ научно-педагогической экспертизы как условия их профессиональной компетенции. Особенностями курса являются его инструментальный характер, направленность на формирование практической готовности менеджера дошкольного образования к управленческой деятельности на основе педагогической экспертизы и экспертных оценок в дошкольных учреждениях разного вида.
Реализация поставленной цели предполагает решение трех групп взаимообусловленных образовательных задач.
Первая группа задач связана с освоением студентами конкретного образовательного содержания, которое включает:
• представление о методологии и методах экспертных оценок, сущности научно-педагогической экспертизы, области применения экспертных методов, специфике и методике экспертной оценки в системе дошкольного образования на основе современных научных подходов к управленческой деятельности;
• знание основных этапов педагогической экспертизы, способов оценки компетентности экспертов в области педагогики, статуса эксперта и этики его поведения, процесса формирования экспертных групп и организации работы экспертов;
• знакомство с пакетом нормативно-правовых документов по проведению педагогической экспертизы в процессе аттестации и аккредитации дошкольных учреждений, по экспертной оценке работы педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) России;
• знание технологии разработки анкет, опросников, тестов для экспертизы, а также технологии и системы критериев комплексной оценки деятельности педагогов и руководителей детского сада (дошкольного учреждения в целом) в процессе педагогической экспертизы.
Вторая группа задач связана с овладением студентами следующими практическими умениями для осуществления научно-педагогической экспертизы в ДОУ:
• анализ и экспертная оценка образовательных программ, педагогических технологий и методик дошкольного воспитания и обучения;
• анализ и экспертная оценка характера взаимодействия педагога с детьми в разных видах детской деятельности;
• экспертная оценка кадрового обеспечения педагогического процесса в дошкольных учреждениях разного вида;
• экспертная оценка материальной развивающей среды и медико-социальных условий пребывания детей в детском саду (безопасность, охрана физического и психического здоровья);
• экспертная оценка качества игрушек и методических пособий для детского сада;
• мониторинг для процедуры самоанализа в процессе аттестации дошкольных учреждений: наблюдение в группах, тестовые игровые задания для детей, анкетирование родителей и воспитателей, анализ педагогической и медицинской документации и пр.;
оценка, исходя из государственного образовательного стандарта, и выявление причин низкого качества образовательных услуг, принятие на основе педагогической экспертизы и экспертной оценки адекватного управленческого решения;
• анализ нормативных документов и на их основе экспертная оценка деятельности воспитателя (руководителя детского сада, дошкольного учреждения в целом); оформление документации по педагогической экспертизе.
Третья группа задач направлена на развитие личности студента и предполагает:
• воспитание осознанного отношения к педагогической экспертизе как к средству государственного контроля и стимулирования повышения качества образовательных услуг, обеспечивающему социальную защиту ребенка и его семьи от некомпетентных педагогических воздействий;
• осознание процедуры самоанализа как эффективного средства развития педагогической рефлексии менеджера образования, побуждающего к целенаправленной управленческой деятельности по обновлению содержания образования, созданию развивающей среды, формированию личностно ориентированного отношения к ребенку;
• умение работать в составе экспертной группы, обеспечивать гуманистический характер экспертизы, согласованность экспертных опенок и заключений.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению педагогическое образование:
а) общекультурных (ОК):
− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
(ОК–1);
− готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
б) профессиональных (ПК):
- способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
• сущность научно-педагогической экспертизы и ее основные методы,
• специфику и методику осуществления экспертизы применительно к системе дошкольного образования на основе современных научных подходов;
• основные этапов педагогической экспертизы,
• способы оценки компетентности экспертов в области педагогики, статуса эксперта и этики его поведения, процесса формирования экспертных групп и организации работы экспертов
• нормативно-правовые документы по проведению педагогической экспертизы в процессе аккредитации, аттестации дошкольных учреждений, по экспертной оценки работы педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) России
уметь:
· анализировать образовательные программы;
· осуществлять экспертную оценку деятельности образовательного учреждения, педагога с детьми в разных видах детской деятельности материальной развивающей среды, медико-социальных условий пребывания детей в детском саду, качества игрушек и методических пособий для детского сада.
владеть:
- способами оценки компетентности экспертов в области педагогики, статуса эксперта и этики его поведения, процесса формирования экспертных групп и организации работы экспертов
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений с использованием разнообразных ресурсов;
- способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).
- способами поддержания контакта, установления межличностного взаимодействия.