Представление содержания РПД (с указанием страниц нахождения материалов)

Направление подготовки

Педагогическое образование

Профиль подготовки

Дошкольное образование

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

Составитель: Катуржевская О.В.

Армавир, 2014

Рабочая программа по дисциплине по выбору-10 «Педагогическая диагностика и экспертиза в ДОУ» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050100.62«Педагогическое образование», профилю «Дошкольное образование».

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования от «30» августа 2014 г., протокол № 1.

Автор (составитель): Катуржевская Ольга Васильевнаа, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования «30» августа 2014 г. протокол № 1

Заведующий кафедрой ______________/ Лисицкая Л.Г.

Представление содержания РПД (с указанием страниц нахождения материалов)

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины……………………….………….…..……..4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………….……….……..……5

3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО……………………….……………….…...6

4. Объем дисциплины (модуля) (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся)…………….……….............…6

5. Содержание дисциплины (модуля) (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов)…………………………………………….……7

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)……………………………….………………….….…....15

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)……………………………………………...18

8. Технологическая карта дисциплины (модуля)…………………………………………....25

9.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для осв.оения дисциплины (модуля)………………………………………………………………… ……...….…25

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)……………………….....26

11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)….....................................................................................................................................…..27

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)……...………………………………………………………………………….…..28

13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)….………………………………………..28

14. Дополнительные материалы………………………………………………………….….28

1. Цели освоения учебной дисциплины:

Цель учебного курса — освоение будущими менеджерами до­школьного образования методологии экспертных оценок в образо­вании, основ научно-педагогической экспертизы как условия их профессиональной компетенции. Особенностями курса являются его инструментальный характер, направленность на формирование практической готовности менеджера дошкольного образования к управленческой деятельности на основе педагогической экспертизы и экспертных оценок в дошкольных учреждениях разного вида.

Реализация поставленной цели предполагает решение трех групп взаимообусловленных образовательных задач.

Первая группа задач связана с освоением студентами конкрет­ного образовательного содержания, которое включает:

• представление о методологии и методах экспертных оценок, сущности научно-педагогической экспертизы, области примене­ния экспертных методов, специфике и методике экспертной оценки в системе дошкольного образования на основе современных науч­ных подходов к управленческой деятельности;

• знание основных этапов педагогической экспертизы, спосо­бов оценки компетентности экспертов в области педагогики, ста­туса эксперта и этики его поведения, процесса формирования эк­спертных групп и организации работы экспертов;

• знакомство с пакетом нормативно-правовых документов по проведению педагогической экспертизы в процессе аттестации и аккредитации дошкольных учреждений, по экспертной оценке ра­боты педагогов и руководителей дошкольных образовательных уч­реждений (ДОУ) России;

• знание технологии разработки анкет, опросников, тестов для экспертизы, а также технологии и системы критериев комплек­сной оценки деятельности педагогов и руководителей детского сада (дошкольного учреждения в целом) в процессе педагогической эк­спертизы.

Вторая группа задач связана с овладением студентами следую­щими практическими умениями для осуществления научно-педа­гогической экспертизы в ДОУ:

• анализ и экспертная оценка образовательных программ, педа­гогических технологий и методик дошкольного воспитания и обу­чения;

• анализ и экспертная оценка характера взаимодействия педа­гога с детьми в разных видах детской деятельности;

• экспертная оценка кадрового обеспечения педагогического процесса в дошкольных учреждениях разного вида;

• экспертная оценка материальной развивающей среды и меди­ко-социальных условий пребывания детей в детском саду (без­опасность, охрана физического и психического здоровья);

• экспертная оценка качества игрушек и методических пособий для детского сада;

• мониторинг для процедуры самоанализа в процессе аттеста­ции дошкольных учреждений: наблюдение в группах, тестовые иг­ровые задания для детей, анкетирование родителей и воспитате­лей, анализ педагогической и медицинской документации и пр.;

оценка, исходя из государственного образовательного стан­дарта, и выявление причин низкого качества образовательных ус­луг, принятие на основе педагогической экспертизы и экспертной оценки адекватного управленческого решения;

• анализ нормативных документов и на их основе экспертная оценка деятельности воспитателя (руководителя детского сада, дошкольного учреждения в целом); оформление документации по педагогической экспертизе.

Третья группа задач направлена на развитие личности студента и предполагает:

• воспитание осознанного отношения к педагогической экспер­тизе как к средству государственного контроля и стимулирования повышения качества образовательных услуг, обеспечивающему социальную защиту ребенка и его семьи от некомпетентных педа­гогических воздействий;

• осознание процедуры самоанализа как эффективного сред­ства развития педагогической рефлексии менеджера образования, побуждающего к целенаправленной управленческой деятельности по обновлению содержания образования, созданию развивающей среды, формированию личностно ориентированного отношения к ребенку;

• умение работать в составе экспертной группы, обеспечивать гуманистический характер экспертизы, согласованность эксперт­ных опенок и заключений.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению педагогическое образование:

а) общекультурных (ОК):

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

(ОК–1);

− готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

б) профессиональных (ПК):

- способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

• сущность научно-педагогической экспертизы и ее основные методы,

• специфику и методику осуществления экспертизы применительно к системе дошкольного образования на основе современных научных подходов;

• основные этапов педагогической экспертизы,

• способы оценки компетентности экспертов в области педагогики, статуса эксперта и этики его поведения, процесса формирования экспертных групп и организации работы экспертов

• нормативно-правовые документы по проведению педагогической экспертизы в процессе аккредитации, аттестации дошкольных учреждений, по экспертной оценки работы педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) России

уметь:

· анализировать образовательные программы;

· осуществлять экспертную оценку деятельности образовательного учреждения, педагога с детьми в разных видах детской деятельности материальной развивающей среды, медико-социальных условий пребывания детей в детском саду, качества игрушек и методических пособий для детского сада.

владеть:

  • способами оценки компетентности экспертов в области педагогики, статуса эксперта и этики его поведения, процесса формирования экспертных групп и организации работы экспертов
  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений с использованием разнообразных ресурсов;
  • способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).
  • способами поддержания контакта, установления межличностного взаимодействия.

Наши рекомендации