Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы

Управляемая самостоятельная работа представляет собой набор заданий, выполняемых под контролем преподавателя и направленных на овладение обучающимися профессиональных компетенций в рамках изучаемой учебной дисциплины. Особенности содержательной части первого модуля дисциплины «Трудовое право» обусловили выбор следующих видов заданий для самостоятельной работы:

1. Письменная контрольная работа.

Письменная контрольная работа проводится непосредственно на семинарском занятии с целью закрепления пройденного материала. Задания для написания контрольной работы формулируются либо в виде теоретического вопроса, либо в виде правовой ситуации, требующей своего разрешения.

Пример теоретического вопроса. Раскройте термины «трудовое законодательство», «нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права».

Методика выполнения задания (написания письменного ответа). Содержание вопроса относится к теме «Источники трудового права». Студенту необходимо, прежде всего, обратиться к тексту Трудового кодекса РФ, в частности, к статье 5, в которой встречаются данные термины. Из содержания данной статьи с очевидностью следует, что указанные термины не являются синонимами. Применение лексического способа толкования нормативного материала позволяет сделать вывод, что термином «трудовое законодательство» охватывается совокупность нормативных правовых актов, относящихся к законам. Поскольку трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.72 Конституции РФ), регулирование трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений осуществляется как федеральными законами, так и законами субъектов РФ.

При определении содержания термина «нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права» следует иметь в виду, что закон является видом нормативного правового акта. Следовательно, предлагаемые понятия соотносятся как часть и целое. Студенту следует указать, какие еще виды нормативных актов, помимо законов, относятся к источникам современного трудового права.

Поскольку при подготовке к семинарскому занятию студентами используется не только нормативный материал, но и специальная литература, при ответе на вопрос можно ссылаться на точки зрения ученых, разделяемых студентом. Высокой оценки заслуживает ответ, содержащий критический анализ научной теории. Так, в монографии В.М. Лебедева, Е.Р. Воронковой и В.Г. Мельниковой «Современное трудовое право (Опыт трудового компаративизма)» указывается: «В систему нормативных правовых актов входят и соглашения участников социально-трудовых отношений»[13]. Данная точка зрения представляется спорной, что следует из анализа ст.ст.5, 9 Трудового кодекса РФ. Так, в ст.5 после перечисления видов источников трудового права, относящихся к иным нормативным правовым актам, после слов «нормативными правовыми актами органов местного самоуправления» поставлена точка. В ч.2 ст.9 содержится норма, согласно которой «коллективные договоры, соглашения … не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Пример правовой ситуации. Представители работников и руководитель филиала организации подготовили проект коллективного договора на следующий календарный год. Однако при обсуждении проекта на общем собрании работников филиала возник вопрос о правомерности его заключения, так как филиал был образован три месяца назад и срок действия коллективного договора организации не истек.

Можно ли заключать коллективные договоры в филиалах, представительствах, иных обособленных структурных подразделениях органи­заций? Кто является сторонами коллективного договора в подобной си­туации? На какой срок можно заключать коллективный договор?[14]

Методика выполнения задания (решения правовой ситуации).

Выполнение данного вида задания требует от студента самостоятельного поиска нормативного и теоретического материала. По условиям задачи необходимо обратиться к содержанию главы 7 Трудового кодекса РФ. Проанализировав соответствующие правовые нормы, студент должен последовательно ответить на поставленные в задаче вопросы. При этом ссылка на нормативный материал является обязательной.

Данный вид задания ориентирован на текущую правоприменительную деятельность и моделирует ситуацию, являющуюся традиционной для корпоративного юриста организации, в которой реализуется практика заключения коллективных договоров.

2. Разработка структуры локального нормативного акта и формулирование его условий.

Методика выполнения задания. Локальные нормативные акты являются результатом правотворческой деятельности работодателя. На практике такие акты имеются у каждого работодателя, поскольку трудовым законодательством принятие некоторых из них закреплено в качестве обязательных, например, график отпусков. Поскольку данное задание выполняется студентом на начальном этапе изучения дисциплины «Трудовое право», постольку преподаватель предлагает лишь сформулировать структуру такого акта и предложить формулировку одного из его условий в пределах изученного нормативного материала. При выполнении задания следует на основе анализа теоретического материала по теме отграничивать локальные нормативные акты в сфере трудового права от корпоративных актов, также принимаемых в организации и регулирующих внутренние отношения, как правило, гражданско–правового характера (например, положение о договорной работе).

Примером локального нормативного акта является должностная инструкция. Структура должностной инструкции обусловлена требованиями, предъявляемыми к занимаемой работниками должности. Поэтому в ней должны найти отражение квалификационные характеристики, основные права и обязанности работника, меры ответственности. При формулировании любого положения (пункта) должностной инструкции студенту необходимо обратиться к содержанию ст.3 Трудового кодекса РФ, запрещающей дискриминацию в сфере труда. Кроме того, следует учитывать изменения, внесенные в действующее законодательство Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на борьбу с дискриминацией при приеме на работу.

3. Терминологический диктант.

Методика выполнения задания. Как и любая отрасль российского права, трудовое право характеризуется наличием собственного терминологического аппарата. При этом термины, имеющие трудоправовое значение, как правило, употребляются в нормативных правовых актах иной отраслевой принадлежности в том значении, которое придает им трудовое законодательство. Некоторые термины не имеют нормативного закрепления, поэтому для надлежащей подготовке к терминологическому диктанту следует изучить и понятия, сформулированные наукой трудового права: предмет трудового права, метод трудового права, источники трудового права и т.п.

Выполнение данного задания не предполагает дословного цитирования правовой нормы либо учебника. Студент должен продемонстрировать знание основных характеристик того или иного термина. Например, для определения понятия «предмет трудового права» могут быть использованы следующие дефиниции:

- предмет трудового права представляет собой совокупность трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений;

- предметом трудового права выступают социально-трудовые отношения, возникающие в процессе несамостоятельного труда;

4. Разработка сравнительной таблицы.

Методика выполнения задания. Составление сравнительной таблицы позволяет в наглядной форме продемонстрировать основные отличия, присущие коллективным договорам и соглашениям как актам социального партнерства, направленным на регулирование отношений в сфере несамостоятельного труда. Составление таблицы требует хорошей теоретической подготовки по данной теме курса, умения вычленять необходимую информацию из определенного массива правовых норм.

Таблица состоит из следующих разделов:

Критерий анализа Соглашение Коллективный договор
1. …

В целях правильного определения критериев для проведения сравнительной характеристики необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какое место в иерархии источников трудового права занимают анализируемые правовые акты?

2. На каких субъектов распространяется действие данных договорных источников?

3. Какие вопросы составляют содержание коллективных договоров и соглашений?

4. В каком порядке заключаются коллективные договоры и соглашения?

5. Правовое заключение.

Методика выполнения задания. Правовое заключение– письменный документ, содержащий профессиональное суждение специалиста в определенной области правовых знаний и составляемое на предмет конкретной правовой ситуации.

Студентам предлагается подготовить письменное правовое заключение по сформулированным вопросам. Вопросы касаются конкретных фактических обстоятельств, как правило, имеющих межотраслевое значение. В этой связи студентам необходимо продемонстрировать знания различных отраслей права, а также суметь применить право системно, с учетом выявленных взаимосвязей правовых норм. Правовое заключение должно быть развернутым, с хорошей аргументацией, обязательным толкованием статей, на которые ссылается обучаемый.

В отличие от письменной консультации, которая активно применяется в адвокатской практике, а также работе корпоративных юристов, правовое заключение носит доктринальный, исследовательский характер, а не ограничивается юридической квалификацией ситуации с соответствующими ей разъяснениями законодательства и правовыми рекомендациями.

Составление правового заключения может потребоваться в юридической практике, в частности, для целей:

-выработки общей стратегии ведения дела или выполнения юридически значимых действий,

- легального толкования конкретной ситуации,

- обеспечения заключения сделки, соответствующей требованиям закона,

- минимизации рисков применительно к переговорному процессу,

- правовой аргументации позиции стороны судебного спора,

- проявления общей деловой осмотрительности (выявления каких-либо ограничений, способных затруднить исполнение обязательств).

Наши рекомендации