Безопасность жизнедеятельности

Учебно-методический комплекс

(Для студентов заочной формы обучения всех специальностей)

Красноярск - 2009

Авторы: канд. техн. наук, доц. З.С. Головина, доц. Н.С. Рожков., Т.А. Саулова

Ответственный за выпуск - директор Института охраны труда и экологии Академии труда и социальных отношений доктор тех. наук, профессор Н.Н. Карнаух.

Введение

Современная цивилизация может оказаться на пороге глобальной экологической катастрофы и выживания человечества. В XXI веке человечество, чтобы выжить, должно переходить на новую модель развития. Мы должны действовать сообща в рамках единой экономико-организационной системы.

Для обеспечения своего выживания человечество должно стремиться к широкому внедрению и распространению ноосферных технологий, которые существенно превосходят лучшие в мире по показателям эффективности и экологичности.

Начальными направлениями осуществления этих технологий можно считать:

совершенствование применяемой техники;

внедрение радикальных инноваций, в результате чего качественно меняются технологии;

внедрение научных и технических открытий, ведущих к коренному перевороту в технике и технологии производства;

введение банка новых технологий;

- сертификацию новых технологий;

- менеджмент в безопасности жизнедеятельности, маркетинговый механизм, экономику безопасности жизнедеятельности, финансы и инвестиции;

воспитание, образование, обучение и подготовку кадров. Затронутые проблемы по безопасности жизнедеятельности довольно широки и решать их необходимо специалистам, имею­щим соответствующее профессиональное образование на основе государственных требований к минимальному содержанию и уровню подготовки специалиста по безопасности жизнедеятель­ности (БЖД).

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассматривается тематика безопасного взаимодействия со средой (производственной, бытовой, городской, природной) и решаются проблемы защиты населения от негативных факторов.

Цель и содержание дисциплины

Предмет, цель и содержание дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности". Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. "Человек и среда обитания" - решение проблемы оптимального их взаимодействия. Взаимодействие человека со средой обитания.

Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека. Критерии оценки влияния дискомфорта, их значимость. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности (отопление, вентиляция, кондиционирование, освещение и др.).

Примеры негативного воздействия на человека и природу. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб. Их значимость.

Нарушение устойчивости развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека. Стихийные явления - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость.

Источники и уровни негативных факторов бытовой и производственной сферы. Классификация негативных факторов.

Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: техника безопасности, охрана труда, промышленная экология, гражданская оборона, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность жизнедеятельности.

Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Задачи дисциплины

Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

• создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

• разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

• идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

• прогнозирования развития и оценки последствий ситуаций;

• принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины специалист должен знать:

• теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»;

• основы физиологии и рациональные условия деятельности;

• анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

• идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

• правила обеспечения безопасности в современных условиях;

• вопросы формирования привычек здорового образа жизни;

• основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:

• эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

• разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

• осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов;

• оказывать первую медицинскую помощь;

• формировать здоровый образ жизни;

• применять основы медицинских знаний и правил;

• проводить контроль величин негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

• планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях;

• оценивать ущерб и социально-экономическую эффективность планируемых мероприятий, прогнозировать инвестиции по различным направлениям БЖД.

В зависимости от категории обучающихся возможна замена части семинарских занятий на лабораторные и деловые игры (в объеме 4-6 ч).

Средства обеспечения дисциплины: натуральные образцы коллективных и индивидуальных средств защиты, макеты, диапозитивы, кинофильмы, измерительные и технические средства, методическое обеспечение и др.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственных стандартов, программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной 19 декабря 2000 г. заместителем министра образования России, согласованной с Минтруда и МЧС России, а также на основе Учебной программы для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов Академии труда и социальных отношений кафедры охраны труда и защиты окружающей среды, 2001 г.

Наши рекомендации