Безопасность погрузочно-разгрузочных работ

Погрузка и разгрузка грузов производятся в соответствии с требованиями «Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. №173(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13658) [92].

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в основном механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других грузоподъемных средств, а при незначительных объемах - средствами малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных законодательством.

На работах с применением женского труда должны соблюдаться «Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную», утвержденные по­становлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 133 [93]. В соответствии с указанными нормами предельно допустимая масса гру­за при подъеме и перемещении тяжестей:

при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг;

постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

Суммарная масса грузов, перемещаемых женщиной в течение каждого часа смены с рабочей поверхности, – до 350 кг; с пола – до 175 кг. В массу подни­маемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При пере­мещении грузов в тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не дол­жно превышать 5 м, высота подъема груза с пола ограничивается 2 м, а с рабочей поверхности (стол и другое) – 0,5 м.

На работах с применением труда несовершеннолетних работников должны соблюдаться «Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную», утвержденные по­становлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 [94] (см. таблицу 2.15).

Таблица 2.15

Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную в кг



Возраст, лет   Подъем и перемещение груза вручную в течение смены   Суммарная масса груза, поднимаемого и перемещаемого в течение смены при подъеме  
постоянно, более 2 раз в час чередуя с другой работой с рабочей поверхности с пола  
Несовершеннолетними женского пола  
Несовершеннолетними мужского пола  

Для погрузки (выгрузки) грузов массой более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 1,5 м следует использовать средства механизации.

В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать установленный максимально допустимый груз подъема и перемещения вручную.

В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и зоне обслуживания грузоподъемных механизмов не допускается находиться лицам, не имеющим прямого отношения к этим работам.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами), назначенного приказом (распоряжением) руководителя организации, производящей погрузочно-разгрузочные работы.

Лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами), обязано проверить перед началом работы исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря.

Не допускается использовать неисправные механизмы и инвентарь.

Во избежание скольжения в местах работы грузоподъемных механизмов, стропальщиков, такелажников и грузчиков трапы (подмости), платформы, пути прохода должны быть очищены и в необходимых случаях посыпаны песком или мелким шлаком.

Если при погрузке и разгрузке возникает опасность для лиц, выполняющих эту работу, то лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами), должно прекратить работу и принять меры к устранению этой опасности.

Грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи.

Автомобили, направляемые на перевозку катно-бочковых грузов, должны быть дополнительно укомплектованы деревянными клиньями и в случае необходимости деревянными прокладками (досками).

Кроме обеденного перерыва грузчикам предоставляются перерывы для отдыха, которые входят в их рабочее время.

Продолжительность и распределение этих перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Курить разрешается только во время перерыва в работе и лишь в специально отведенном для этого месте.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке грузов с использованием автомобильного транспорта выполняются требования «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте», утвержденных постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128 [95].

Грузы, перевозимые автомобилями, по массе подразделяются на три категории, а по степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании - на четыре группы.

Весовые категории грузов:

1-я категория - массой (одного места) менее 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и так далее;

2-я категория - массой от 80 до 500 кг;

3-я категория - массой более 500 кг.

Группы грузов:

1-я - малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и так далее);

2-я - опасные по своим размерам;

3-я - пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и тому подобное);

4-я - опасные грузы.

Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь.

Перемещение грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) - 3,5 м.

При большом расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями.

Транспортирование, погрузка и разгрузка грузов 2-й и 3-й категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы.

При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова.

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Не допускается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

Ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки.

Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подкладыванием всех крайних рядов. Не допускается применение вместо клиньев других предметов.

Стеклянная тара с жидкостями принимается к перевозке только в специальной упаковке. Ее необходимо устанавливать вертикально (пробкой вверх).

Не допускается устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга (в два ряда) без соответствующих прокладок, предохраняющих нижний слой от разбивания во время движения.

При перемещении ящичных грузов во избежание ранения рук каждый ящик необходимо предварительно осматривать. Торчащие гвозди и концы металлической обивки ящиков должны быть забиты или извлечены.

Пылящие грузы разрешается перевозить в транспортных средствах (открытых кузовах), оборудованных пологами и уплотнениями. Не допускается грузить горячие грузы в деревянные кузова.

Водители и работники, занятые на перевозке, погрузке и разгрузке пылящих грузов, должны быть обеспечены пылезащитными очками и респираторами, а ядовитых веществ - противогазами. Специальная одежда должна ежедневно обеспыливаться или обезвреживаться. При работе в респираторах или противогазах работникам должен предоставляться периодический отдых с их снятием.

Грузы, превышающие габариты транспортного средства по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозят на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

Погрузка и выгрузка длинномерных штучных грузов (рельсов, труб, балок, бревен и тому подобного), как правило, должна быть механизирована. Разгрузка вручную требует обязательного применения прочных слег. Эту работу выполняют не менее двух работников.

При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы должны располагаться сверху.

Не допускается:

загораживать грузом двери кабины водителя;

грузить длинномерные грузы выше стоек коников.

При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и тому подобного) на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплял за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

Перед производством погрузочно-разгрузочных работ под раму прицепа-панелевоза должны быть установлены два козелка по одному с каждой стороны во избежание его опрокидывания.

Погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к площадкам должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии; спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда и снега и посыпаться песком или шлаком. Как исключение, допускаются естественные подъездные пути, если они обеспечивают безопасность движения.

В местах пересечений подъездных путей с канавами, траншеями и железнодорожными линиями должны быть устроены настилы или мосты для переездов.

Ответственность за состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок несут грузоотправитель и грузополучатель.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие необходимый фронт работ, для установленного количества транспортных средств и рабочих.

При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между ними при установке друг за другом (в глубину) должно быть не менее 1 м, а при установке рядом (по фронту) - не менее 1,5 м.

Если транспортные средства устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между ними и зданием должен соблюдаться интервал не менее 0,8 м. Расстояние между транспортным средством и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

При погрузке или разгрузке грузов с эстакады, платформы, рампы высотой, равной уровню пола кузова, транспортное средство может подъезжать вплотную к ним.

Эстакады, платформы, рампы для производства погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них автомобилей должны оборудоваться указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными устройствами.

В случае неодинаковой высоты пола кузова транспортного средства и платформы, эстакады, рампы необходимо использовать трапы, слеги и тому подобное.

Движение транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях должно регулироваться дорожными знаками и указателями. Движение должно быть поточным. Если в силу производственных условий поточное движение организовать нельзя, то транспортные средства должны подаваться под погрузку и разгрузку задним ходом, но так, чтобы выезд их с территории площадки происходил свободно, без маневрирования.

Прежде чем направить автомобили, погрузочно-разгрузочные механизмы и работающих на место погрузки или выгрузки грузов, работодатель обязан проверить, соответствуют ли условия работы у грузоотправителей и грузополучателей требованиям по охране труда. Если условия работы не обеспечивают безопасности погрузочно-разгрузочных работ, не допускается направлять на место погрузки и выгрузки грузов транспортные средства и людей до устранения недостатков.

Работодатель должен систематически осуществлять контроль за работой транспортных средств на объектах и принимать совместно с руководством обслуживаемых организаций меры по улучшению процесса транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также устранению выявленных нарушений.

Эксплуатация применяемых при производстве погрузочно-разгрузочных работ конвейеров осуществляется согласно требованиям «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 апреля 2007 г. N 54 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 119, 8/16366) [96].

Не допускается использовать грузоподъемный борт транспортного средства для подъема или опускания людей.

Кузов транспортного средства перед подачей к месту погрузки должен быть очищен от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и тому подобного.

Подготовка контейнера, его загрузка, погрузка и выгрузка из транспортного средства должны осуществляться грузоотправителем или грузополучателем без привлечения к этим работам водителя.

Погрузка-выгрузка контейнеров на транспортное средство, оборудованное специальным устройством для механизированной погрузки-разгрузки, осуществляется водителем автомобиля.

Водитель обязан осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки, исправности и их опломбирования, а также надежности крепления контейнеров на транспортных средствах, в том числе специализированных.

Крыши контейнеров должны быть очищены грузоотправителем или грузополучателем от снега, мусора и других предметов.

Во время погрузки контейнеров на транспортное средство или их выгрузки не допускается нахождение водителя в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма (за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика).

Рабочие, участвующие в погрузочно-разгрузочных работах, не должны находиться на контейнере и внутри него во время подъема, опускания и перемещения контейнера, а также на рядом расположенных контейнерах.

В кузове транспортного средства разрешается перевозить контейнеры, не превышающие установленных габаритных размеров по высоте (не более 3,8 м).

Проезд людей в кузове транспортного средства, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах не допускается.

При транспортировании контейнеров водитель обязан соблюдать особые меры предосторожности:

не тормозить резко;

снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги;

обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных сетей, деревьев и тому подобное.

Требования безопасности к процессам перемещения грузов на предприяти­ях всех отраслей народного хозяйства напольным колесным безрельсовым транспортом определены ГОСТ 12.3.020. В соответствии с тре­бованиями стандарта для перемещения грузов на предприятиях должны быть разработаны транспортно-технологические схемы, а для движения транспор­тных средств на территории предприятия должны быть разработаны и уста­новлены на видных местах схемы движения. Данный ГОСТ также устанавливает требования к устройству и содержанию транспортных путей, процессам пере­мещения грузов (требования к погрузо-разгрузочным работам, транспортированию грузов и тран­спортным средствам, промежуточному складированию грузов), обслуживающему персоналу.

Перевозка опасных грузов, определенных ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные, классификация и маркировка”[97], автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь», утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. N 38 [98] .

Работы с применением грузоподъемных кранов, автопогрузчиков, электропогрузчиков, электроштабелеров, а также грузовых тележек, грузовых тележек с подъемными устройствами должны производиться с соблюдением требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. N 45 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 6, 8/11889) [99] и «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 165 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 20, 8/10471) [100].

Эксплуатация грузоподъемных кранов проводится в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплу­атации грузоподъемных кранов» (далее – Правила) [99]. Руководители предприятий и граждане (предпри­ниматели), занимающиеся эксплуатацией грузоподъемных машин, обязаны обеспечить лично или организовать содержание машин, съемных грузозахватных при­способлений, тары в исправном состоянии и их безопасную работу.

Руководитель предприятия для выполнения указанных обязанностей должен назначить лиц, ответственных за содержание грузоподъемных машин в ис­правном состоянии и за безопасное производство работ кранами, из числа работников, имеющих соответствующую квалификацию.

При этом он должен обеспечить:

проведение периодических осмотров, своевременное и качественное тех­ническое обслуживание и ремонт грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

выполнение требуемого Правилами порядка обучения и периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, а также проверки знаний Правил инженерно-техническим персоналом;

разработку инструкций для ответственных лиц и обслуживающего персо­нала, журналов, проектов производства работ, технологических карт, техни­ческих условий на погрузку и разгрузку, схем строповки, складирования грузов и других регламентов по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

снабжение инженерно-технических работников предприятия Правилами, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплу­атации грузоподъемных машин, а персонала – производственными инструкциями;

выполнение инженерно-техническими работниками требований Правил, а обслуживающим персоналом – инструкций.

Для обслуживания грузоподъемных машин должны быть назначены кранов­щики и слесари, а для машин с электроприводом – кроме того, и электромон­теры.

Гражданин (предприниматель), занимающийся эксплуатацией грузоподъем­ных машин, может в соответствии с законодательством и по согласованию с местным органом Промнадзора заключать договоры по обеспечению их исправности с соответствующими предприятиями, нанимать квалифицированных специалистов и обслуживающий персонал.

Руководители предприятий, организаций, граждане (предприниматели) при эксплуатации грузоподъемных машин, включая диагностирование и ремонт, должны обеспечить выполнение требований Правил путем личного контроля или создания системы его осуществления.

На предприятиях и в организациях, осуществляющих эксплуатацию грузо­подъемных машин, для контроля за безопасностью их эксплуатации приказом руководителя должен быть назначен инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары (далее – лицо по надзору) после проверки у него знаний Правил. При необходимости может быть создана группа лиц по надзору на одном предприятии, или одно лицо может осуществлять надзор на нескольких предприятиях. Если не назначено лицо по надзору, то его обязанности должен выполнять руководитель предприятия в полном объеме требований Правил.

Регистрации в органах Промнадзора в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, до пуска в работу подлежат следующие гру­зоподъемные машины:

краны всех типов, за исключением указанных ниже;

краны, предназначенные для работы только с крюком, под­вешенном на канате, или электромагнитом;

грузовые электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по надземным рельсовым путям.

Не подлежат регистрации в органах Промнадзора следующие грузопод­ъемные машины:

краны всех типов с ручным приводом механизмов, а также краны, у кото­рых при ручном приводе механизмов передвижения в качестве механизма подъема применен пневматический или гидравлический цилиндр;

краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;

краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механиз­мом поворота;

переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;

краны мостового типа и башенные, установленные на полигонах профтех­училищ и технических курсов для учебных целей;

краны, установленные на экскаваторах и других технологических маши­нах, используемые только для ремонта этих машин;

электрические тали и лебедки для подъема груза и (или) людей.

Регистрация грузоподъемных машин в органах Промнадзора производи­тся по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины.

Во всех случаях к заявлению о регистрации крана должно прилагаться заключение независимого эксперта, подтверждающее, что кран прошел полное техническое освидетельствование и что техническое состояние крана и ор­ганизация его эксплуатации обеспечивает безопасность ведения работ.

При регистрации грузоподъемных кранов, изготовленных за рубежом, представляется сертификат белорусского органа по сертификации или иностран­ного органа, признанного Промнадзором.

При регистрации автомобильных кранов орган Промнадзора делает отметку об этом на заявлении владельца в Государственную автомобильную инспекцию для их регистрации.

Регистрация в органах Промнадзора грузоподъемной машины, не имею­щей паспорта предприятия-изготовителя, может быть произведена на осно­вании паспорта, составленного специализированной организацией, и заклю­чения независимого эксперта. В этом случае паспорт грузоподъемной машины должен содержать дополнительные сведения, определенные Правилами.

При регистрации грузоподъемной машины, подвергнутой реконструкции, должен быть представлен новый паспорт, составленный предприятием, прово­дившим реконструкцию, или старый паспорт, к которому должна быть прило­жена соответствующая дополнительная документация, установленная Правилами.

При отказе в регистрации грузоподъемной машины должны быть письменно указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие статьи Правил и нормативную документацию.

Вновь установленные грузоподъемные машины, на которые распространяются Правила устройст­ва и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Грузоподъем­ные машины, подлежащие регистрации в органах Промнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.

Техническое освидетельствование должно проводиться согласно инст­рукции по эксплуатации грузоподъемной машины. При отсутствии в инструкции соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно данным Правилам.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;

полному – не реже одного раза в 3 года, за исключением редко исполь­зуемых машин.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:

монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;

реконструкции грузоподъемной машины;

ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций грузоподъемной машины с применением сварки;

установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы (например, при переводе стрелового крана в башенное исполнение);

капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;

замены крюка или крюковой подвески (проводится только статическое испытание);

замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;

установки портального крана на новом месте работы.

Полное очередное и внеочередное техническое

При этом он должен обеспечить:

проведение периодических осмотров, своевременное и качественное тех­ническое обслуживание и ремонт грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

выполнение требуемого Правилами порядка обучения и периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, а также проверки знаний Правил инженерно-техническим персоналом;

разработку инструкций для ответственных лиц и обслуживающего персо­нала, журналов, проектов производства работ, технологических карт, техни­ческих условий на погрузку и разгрузку, схем строповки, складирования грузов и других регламентов по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

снабжение инженерно-технических работников предприятия Правилами, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплу­атации грузоподъемных машин, а персонала – производственными инструкциями;

выполнение инженерно-техническими работниками требований Правил, а обслуживающим персоналом – инструкций.

Для обслуживания грузоподъемных машин должны быть назначены кранов­щики и слесари, а для машин с электроприводом – кроме того, и электромон­теры.

Гражданин (предприниматель), занимающийся эксплуатацией грузоподъем­ных машин, может в соответствии с законодательством и по согласованию с местным органом Проматомнадзора заключать договоры по обеспечению их исправности с соответствующими предприятиями, нанимать квалифицированных специалистов и обслуживающий персонал.

Руководители предприятий, организаций, граждане (предприниматели) при эксплуатации грузоподъемных машин, включая диагностирование и ремонт, должны обеспечить выполнение требований Правил путем личного контроля или создания системы его осуществления.

На предприятиях и в организациях, осуществляющих эксплуатацию грузо­подъемных машин, для контроля за безопасностью их эксплуатации приказом руководителя должен быть назначен инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары (далее – лицо по надзору) после проверки у него знаний Правил. При необходимости может быть создана группа лиц по надзору на одном предприятии, или одно лицо может осуществлять надзор на нескольких предприятиях. При неназначении лица по надзору его обязанности должен выполнять руководитель предприятия в полном объеме требований Правил.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей реги­страции в органах Промнадзора, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:

перед пуском в работу вновь зарегистрированной грузоподъемной маши­ны;

после монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте (кроме стреловых самоходных кранов);

после реконструкции грузоподъемной машины (крана), связанной с изменением длины моста крана, башни или стрелы, если возможность таких изменений не предусмотрена паспортом крана или инструкцией по его эксплуатации, или другими работами, связанными с изменениями конструкции или паспортных данных;

после ремонта или замены расчетных элементов или узлов металлоконструкций грузоподъемной машины с применением сварки;

после установки портального крана на новом месте работы.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей ре­гистрации, выдается государственным инспектором Промнадзора при ее регистрации на основании заключения независимого эксперта или по согласо­ванию с государственным инспектором – независимым экспертом на основании результатов полного технического освидетельствования. При этом эксперт должен проверить, кроме технического состояния грузоподъемной машины, состояние кранового пути, а также системы организации на предприятии надзора за машинами и их обслуживания.

О предстоящем пуске в работу грузоподъемной машины владелец обязан уведомить орган Промнадзора не менее чем за 5 дней.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины после очередного или внеочередного полного технического освидетельствования выдается независимым экспертом.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах Промнадзора, выдается специалистом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (далее – лицо по надзору) на основании документации организации-изготовителя и результатов технического освидетельствования.

Разрешение на работу грузоподъемных машин, подлежащих регистрации в органах Промнадзора, записывается в паспорт государственным инспек­тором Промнадзора или независимым экспертом, а на работу других грузоподъем­ных машин – лицом по надзору.

Порядок выполнения работ стреловыми самоходными кранами вблизи линий электропередачи отражен в Правилах устройства и безопасной экс­плуатации грузоподъемных кранов.

Выполнение работ стреловыми самоходными кранами на расстоянии ближе 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайше­го провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением 42 В и выше, должно осуществляться по наряду-допуску, определяющему безо­пасные условия работы.

Порядок организации производства работ вблизи линий электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться при­казами владельца крана и производителя работ.

Условия безопасности, указываемые в наряде–допуске, должны соответ­ствовать требованиям ГОСТ 12.1.013 “ССБТ. Строительство. Электробезопасность. Общие требования” [101]. Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд.

Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом рабо­ты.

Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе. Работа крана вблизи линий электропередачи должна производиться под непосредствен­ным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.

При механизированном выполнении погрузочно-разгрузочных работ используются следующие знаки безопасности:

Запрещающие– рис. 2.66 и 2.67.

безопасность погрузочно-разгрузочных работ - student2.ru

Рис. 2.66 Знак «Подъем и перемещение груза запрещены»

безопасность погрузочно-разгрузочных работ - student2.ru

Рис. 2.67 Знак «Стоять под грузом запрещено»

Предупреждающие –рис. 2.68 и 2.69.

безопасность погрузочно-разгрузочных работ - student2.ru

Рис. 2.68 Знак «Опасно. Возможно падение груза»

Знак «Опасно. Возможно падение груза» размещается вблизи опасных зон, где используется подъемно-транспортное оборудование, на строительных площадках, участках, в цехах, мастерских и т.п.

безопасность погрузочно-разгрузочных работ - student2.ru

Рис. 2.69 "Внимание! Автопогрузчик".

Знак "Внимание! Автопогрузчик" размещается в помещениях и участках, где проводятся погрузочно-разгрузочные работы.

При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

При работе стреловых самоходных кранов на действующих электростан­циях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением кранов ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а крановщики находятся в штате энергопредприятия, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается в порядке, устано­вленном отраслевыми нормами.

Работа стреловых самоходных кранов под не отключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении рас­стояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное рас­стояние при подъеме стрелы.

Корпуса грузоподъемных машин, за исключением машин на гусеничном ходу, должны быть заземлены при помощи комплекта переносного заземления.

Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гиб­ким кабелем, определяется владельцем линии. Выдача наряда-допуска в этом случае не обязательна.

В соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуа­тации лифтов» (далее – Правила), утвержденных Госпроматомнадзором Белару­си /протокол от 30.10.1992 № 11/ [102], владелец лифта должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуата­цию путем надлежащего обслуживания и надзора.

В этих целях:

должно быть назначено лицо, ответственное за исправное состояние, техническое обслуживание и ремонт лифта;

должно быть назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию лифта (допускается возложение этой обязанности на лицо, ответственное за исправное состояние, техническое обслуживание и ремонт);

должны быть назначены электромеханики, лифтеры и операторы по диспет­черскому обслуживанию лифтов;

должно быть организовано проведение периодических осмотров, техничес­кого обслуживания и ремонта лифтов;

должно быть организовано обучение и периодическая проверка знаний пе­рсонала, осуществляющего обслуживание лифта;

персонал, осуществляющий обслуживание лифта, должен быть обеспечен производственными инструкциями, а лица, ответственные за исправное состояние, техническое обслуживание и ремонт лифтов и безопасную эксплуатацию лифтов, – данными Правилами, должностными инструкциями (положениями), руко­водящими указаниями и нормативно-технической документацией;

должно быть обеспечено выполнение ответственными лицами данных Пра­вил, а обслуживающим персоналом – производственных инструкций;

должен быть обеспечен порядок хранения и учета выдачи ключей от помещений и шкафов, в которых размещено оборудование лифта;

Наши рекомендации