Цели практического занятия
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический
Университет им. Л. Н. Толстого»
С. А. Радченко, А. Н. Сергеев,
М. С. Петрова, С. С. Радченко
ОХРАНА ТРУДА
Учебно-методическое пособие
для практических занятий
Тула – 2015
Радченко, С. А. Охрана труда: Учеб.-метод. пособие для практических занятий / С.А. Радченко, А.Н. Сергеев, М.С. Петрова, С.С. Радченко. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 220 с. В учебно-методическом пособии описаны методики проведения практических занятий со студентами всех специальностей в целях изучения ими вопросов организации охраны труда и обеспечения техники безопасности в образовательных учреждениях и любых хозяйственных субъектах и получения необходимых компетенций с учётом требований современных нормативных документов, а также краткие теоретические сведения о методах и технических средствах для охраны труда. Пособие предназначено для студентов и преподавателей, занимающихся вопросами охраны труда. |
Учебное издание
РАДЧЕНКО Сергей Анатольевич,
СЕРГЕЕВ Александр Николаевич,
ПЕТРОВА Марина Сергеевна,
РАДЧЕНКО Сергей Сергеевич
ОХРАНА ТРУДА
Учебно-методическое пособие для практических занятий
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................... 4
Практическое занятие № 1. Охрана труда и социальная защита
женщин ....................................................................................................................... 5
Практическое занятие № 2. Обучение безопасным методам и
приёмам работ, инструктажи по охране труда. Разработка
инструкции по охране труда ............................................................................. 11
Практическое занятие № 3. Расследование и учёт несчастных
случаев на производстве..................................................................................... 23
Практическое занятие № 4. Подбор средств индивидуальной
защиты от пыли и шума ...................................................................................... 43
Практическое занятие № 5. Ядовитые и вредные химические вещест-
ва, их влияние на организм человека, методы и средства защиты ......... 59
Практическое занятие № 6. Охрана труда при эксплуатации автотранспортных средств, их сервисном обслуживании и ремонте ..................................................................................................................................... 84
Практическое занятие № 7. Охрана труда при погрузочно-
разгрузочных работах ...................................................................................... 110
Практическое занятие № 8. Противопожарные мероприятия и
правила для различных отраслей экономики и населения .................... 130
Литература и информационные ресурсы .................................................... 157
Приложение 1. Наряд-допуск на производство работ в местах
действия опасных или вредных факторов ................................................... 172
Приложение 2. Пример заполнения формы Н-1.......................................... 174
Приложение 2. Форма Н-2 ............................................................................... 176
Приложение 4. Инструкция по охране труда для водителей ................. 178
Приложение 5. Типовая инструкция № 2 по охране труда для
слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля ..... 193
Приложение 6. Типовая инструкция по охране труда для рабочих,
выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы ............ 204
ВВЕДЕНИЕ
Каждое из восьми практических занятий по охране труда, описанных в учебно-методическом пособии, имеет две следующие цели:
1 - обобщение, систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по соответствующей тематике с учётом действующих нормативных актов Российской Федерации;
2 - ознакомление студентов с нормативными актами Российской Федерации по данной тематике с использованием их самостоятельной работы и рекомендованных бесплатных сайтов в Интернете.
Первая из этих целей достигается за счёт изучения и анализа на каждом практическом занятии теоретических сведений по данной тематике, а вторая – максимальным использованием при изучении всех вопросов нормативных актов Российской Федерации с указанием сайтов в Интернете, на которых с ними можно ознакомиться бесплатно.
Это очень важно для будущего каждого студента, так как:
- все студенты должны научиться находить и правильно использовать около 1300 федеральных и межотраслевых нормативных документов по охране труда, которые указаны и обновляются на сайте www.niiot.ru/doc/catalogue [87], сотни нормативных документов по пожарной безопасности и много других документов, требования которых работодатели и работники обязаны выполнять, а также изучать их и своевременно учитывать вносимые в них изменения, доводить эти требования до сведения учащихся и всех работников, строго требовать их выполнения и контролировать его;
- студентов необходимо научить предотвращать и бытовые травмы, которые, по данным медицинского журнал «The Lancet» и Росстата,стали одним из пяти самых распространённых недугов в России.
Поэтому на каждом практическом занятии целенаправленно решаются задачи обеспечения обобщения, систематизации, углубления и закрепления студентами полученных теоретических знаний и их целевой подготовки к правильному применению в их будущей профессиональной деятельности с учётом государственной политики Российской Федерации в сфере охраны труда и действующего законодательства, в том числе с использованием для этого многочисленных иллюстраций.
Разработчиками данных практических занятий являются: № 1, № 2, № 3 и № 5 - С.А. Радченко, А.Н. Сергеев, М.С. Петрова и С.С. Радченко, № 4, № 6, № 7 и № 8 - С.А. Радченко, А.Н. Сергеев и С.С. Радченко.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Охрана труда и социальная защита женщин
Время, отведённое на проведение практического занятия, – 2 часа.
Цели практического занятия
1. Обобщение, систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по тематике охраны труда и социальной защиты женщин с учётом законодательства Российской Федерации.
2. Ознакомление студентов с нормативными актами Российской Федерации по данной тематике с использованием их самостоятельной работы и рекомендованных сайтов в Интернете.