Ношение медицинским персоналом шапочек, полностью закрывающих волосы, обязательно.

20. Уборку приемного отделения производят не реже 2 раз в день влажным способом с применением дезинфицирующих средств (приложение 1). Уборочный инвентарь приемного отделения маркируют. В уборной хранят ведро и тряпку, предназначенные для мытья полов только в уборной. Для мытья дверей, оконных рам, подоконников и т.п. должны быть отдельные тряпки, хранящиеся в другом месте. Использование этого инвентаря для других целей категорически воспрещается. После использования уборочный материал обеззараживают (приложение 1).

III. Санитарно-гигиенический режим в отделениях

21. Перед поступлением больного в палату кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладного судна протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором. Кровать застилают постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку по режиму для вегетативных форм (приложение 1).

Больному выделяют индивидуальные предметы ухода: плевательницу, поильник, кружку или стакан, подкладное судно и т.д., которые после использования тщательно моют. После выписки больного предметы индивидуального ухода подвергают обеззараживанию.

При поступлении в больницу больному предоставляется право взять в палату предметы личной гигиены.

24. Больных с педикулезом, первично обработанных в приемном покое, берут под особое наблюдение и подвергают повторной обработке в отделении до полного обезвшивливания (приложение 2).

Каждый больной принимает в отделении гигиеническую ванну не реже одного раза в 7-10 дней, (если нет к этому медицинских противопоказаний).

Смену нательного и постельного белья производят не реже одного раза в 7-10 дней (после прохождения ванны и, кроме того, белье меняют всякий раз в случае загрязнения).

27. При смене нательного и постельного белья его аккуратно собирают в мешки из хлопчатобумажной ткани или в емкости с крышкой. Запрещается сбрасывать бывшее в употреблении белье на пол в отрытые приемники. Сортировку и разборку грязного белья производят в специально выделенном помещении. После смены белья, пол и предметы в палате протирают ветошью, смоченной в дезрастворе (приложение 1).

28. Больных обеспечивают бесплатно услугами парикмахера:

а) бритье не реже 2-х раз в неделю;

б) стрижка волос по показаниям.

Контроль за выполнением требуемого режима парикмахером осуществляет старшая медицинская сестра отделения.

Приложение № 2

К приказу Минздрава СССР

От 23 марта 1976 г. № 288

Инструкция о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений

1. В соответствии с Положением о государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 года № 361, на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы возложен надзор за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и соблюдением учреждениями и руководителями учреждений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм.

(Примечание администрации. Постановление № 361 утратило силу. В настоящее время действует Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554)

2. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы руководствуются настоящей Инструкцией для осуществления государственного санитарного надзора за соблюдением лечебно-профилактическими учреждениями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм при:

а) проведении санитарных обследований конкретных объектов лечебно-профилактических учреждений (больница, поликлиника, диспансер, родильный дом, клиника, институт и другие лечпрофучреждения);

б) разработке планов мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния лечебно-профилактических учреждений;

в) участии в комиссиях по проведению общесоюзных (республиканских) смотров работы лечебно-профилактических учреждений, а также в комиссиях по проверке готовности этих учреждений к осенне-зимнему сезону.

3. Для выполнения поставленных задач в области государственного санитарного надзора за соблюдением лечебно-профилактическими учреждениями санитарно-противоэпидемического режима, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы:

а) проводят строгий учет контролируемых лечебно-профилактических учреждений (с паспортизацией объектов);

б) составляют планы обследования конкретных лечебно-профилактических учреждений (учитывая их санитарное состояние и значимость);

в) предъявляют обязательные для руководителей лечебно-профилактических учреждений требования об улучшении санитарного состояния в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими и санитарно-противоэпидемическими правилами и нормами.

4. Основными вопросами, на которые следует обратить внимание при осуществлении государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений и соблюдением ими санитарно-противоэпидемического режима, являются:

- общее санитарное состояние зданий учреждения и его благоустройство (правильная эксплуатация вентиляционных систем, рациональная эксплуатация искусственного освещения, обеспечение водоснабжением, отвод сточных вод, обезвреживание специфических отбросов и выделений, принятая система сбора и удаления мусора с территории учреждения, своевременность удаления мусора и пр.);

- состояние бельевого хозяйства, организация стирки постельного и нательного белья, своевременность смены белья;

- обеспеченность санитарно-противоэпидемического режима, установленного действующими инструкциями Главного санитарно-эпидемиологического управления и Главного управления лечебно-профилактической помощи населения Министерства здравоохранения СССР;

- санитарно-техническое состояние пищеблока лечебно-профилактического учреждения, оснащение его холодильным и технологическим оборудованием, инвентарем, посудой;

- соблюдение поточности технологического процесса и санитарных требований при приготовлении пищи;

- состояние транспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов и хлеба, наличие санитарного паспорта, а также соблюдение санитарных требований при хранении пищевых продуктов;

- наличие термосов, тележек-термосов, мармитных тележек для доставки готовой пищи в буфетные отделения больниц, условия для их мытья и хранения;

- сроки реализации пищи (с момента окончания технологического процесса до раздачи больным в отделениях), система раздачи пищи, наличие специальных халатов для персонала, занятого на раздаче пищи;

- наличие в буфетных отделениях горячей и холодной проточной воды, ванн для мытья посуды, оборудования для подогрева пищи, шкафов для хранения посуды и сухих продуктов (хлеб, соль, сахар), комплектов посуды на каждого больного;

- наличие моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря;

- соблюдение санитарных требований при мытье и дезинфекции посуды, инвентаря и оборудования;

- соблюдение правил личной гигиены медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений и работниками пищеблоков учреждений. Полнота прохождения медицинских осмотров медперсонала и работников пищеблоков учреждений.

5. При осуществлении государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы, кроме данной инструкции руководствуются:

а) положением о Государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 года № 361 и приказом Министра здравоохранения СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» от 12 июля 1973 года № 535;

б) приказом Министерства здравоохранения СССР от 31 декабря 1974 года № 1181 «Об утверждении Положения о санитарно-эпидемиологических станциях»;

в) Инструкцией о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц (1976 г.);

г) Инструкцией о режиме инфекционных больниц и инфекционных отделений общих больниц, утвержденной начальником Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР 23 апреля 1954 г.;

д) Временными методическими рекомендациями по организации и проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в отделениях, больницах, клиниках и институтах хирургического профиля, утвержденными Начальником Главного управления лечебно-профилактической помощи тов. Сафоновым А.Г. 29 декабря 1973 года за № 10/8-43 и Начальником Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР тов. Ковшило В.Е. 29 декабря 1973 г. № 1142-73;

е) Инструкцией по санитарному режиму в аптеках и Инструкцией по бактериологическому контролю за соблюдением санитарного режима в аптеках, утвержденных приказом по Министерству здравоохранения СССР 25 февраля 1957 года;

ж) Временными инструктивно-методическими указаниями по санитарно-гигиеническому контролю за качеством воздушной среды в помещениях общественных зданий, оборудованных кондиционированием воздуха, утвержденными Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР тов. А.И. Заиченко 29 июня 1973 года;

з) Инструкцией по эксплуатации и контролю эффективности вентиляционных устройств на объектах здравоохранения, утвержденной заместителем Главного государственного санитарного врача СССР тов. Заиченко А.И. 20 марта 1975 г. № 1231-75 и согласованной ЦК профсоюза медицинских работников, протокол № 36-а от 23 января 1974 года;

Наши рекомендации