Обучение студентов ограниченными возможностями жизнедеятельности

Введение

Проблема инвалидности интересовала людей с глубокой древности. Люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности, как один из показателей здоровья населения, остается достаточно высоким. Рост инвалидности в нашей стране свидетельствует о снижении уровня здоровья нации в целом.

В настоящее время в Российской Федерации 1,6 млн. детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании и социальном воспитании, отвечающих их потребностями. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70–75% являются инвалидами.

В настоящее время в России численность инвалидов насчитывает более 5 млн., из них 1 млн. 800 тыс. составляют дети-инвалиды, в Вологодской области насчитывается более 100 тыс. инвалидов, среди них дети-инвалиды составляют 7 тыс. человек, а в одном только г. Вологде примерно 1,5 тыс. детей с ограниченными возможностями.

Хотя люди с ограниченными возможностями и их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры в получении образования.

В связи с актуальностью проблемы мы определили тему дипломной работы «Применение электронных систем в обучении студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья»

Цель работы: выявление видов помощи детям-инвалидам в процессе обучения.

Объект исследования: процесс обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: применение электронных систем в обучении студентов с ограниченными возможностями

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- Охарактеризовать теоретические аспекты образования студентов с ограниченными возможностями;

- Раскрыть понятие детская инвалидность;

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение электронных систем в обучении студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья является социально значимой проблемой в адаптации ребенка с ограниченными возможностями в учебном заведении.

Методы исследования: теоретические: изучение литературы и документации учреждений, эмпирические наблюдения: анкетирование, методы материальной обработки данных.

Данное исследование дает возможность рассмотреть все аспекты особенности обучения детей с ограниченными возможностями в учреждениях. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложений. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты социальной реабилитации детей – инвалидов. Во втором разделе

Обучение студентов ограниченными возможностями жизнедеятельности

1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья

К категории детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Инвалидность – это «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».

При наличии указанных патогенных процессов, состояние ребёнка характеризуется как «инвалидность».

Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. Так, например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется «дети с неспособностями», а в нашей стране употребляется термин «дети с ограничениями жизнедеятельности» или «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Для детей с ограничениями жизнедеятельности согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье.

Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

а) недуг – любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности – любое ограничение или потеря способности выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;

в) недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

В настоящее время, как уже было отмечено выше, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности..

Развитые цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов.

И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость.

России в настоящее время только на учете в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов. Ежегодно впервые признается инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте.

Среди школьников 53% имеют ослабленное здоровье, а свыше 1/3 детей 13-17 лет – хронические заболевания (по данным Минздравмедпрома, из 6 миллионов подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, треть которых накладывает ограничения на выбор будущей профессии).

По окончании школы лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми.

К термину «дети с нарушениями в развитии» относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Нарушение одной из функций приводит ребенка к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной школе. Ребенок же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации.

Существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни.

1.2 Особенности обучения студентов с ограниченными возможностями

В последнее время возросло число детей данной категории, которые живут в семье и посещают образовательные учреждения как приходящие учащиеся. По данный Министерства образования и науки на 2004 г. такие дети составляют около 45 тыс. человек. Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации "Об образовании". Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые факты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.

В России накоплен большой опыт работы специальных образовательных учреждений для обучения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи и другими особенностями психофизического развития – это дети с ОВЖ.

Какие формы образования доступны детям с ОВЖ?

Кроме очной формы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он направляется на обучение органами управления образования. Одним из самых эффективных методов получения образования детьми с ОВЖ и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми потребностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них. Инклюзивное образование имеет свои положительные результаты и успешно реализуется за рубежом лишь последние 30 лет. Это экономически развитые страны с достаточно длительным подготовительным периодом к интеграции в образовании. Принятие интеграции обществом, каждым человеком – это длительный процесс воспитания всего общества, это выращивание с раннего детства нового поколения, для которого интеграция станет частью мировоззрения.

Этой формой обучения могут воспользоваться лишь те дети с ОВЖ, которые либо сами передвигаются, либо с сопровождающим, а что делать тем, кто не имеет такой возможности в силу своих физических и организационных возможностей, территориальной удаленности от учебных заведений. Или учащиеся внутрибольничной школы, нуждающиеся в длительном пребывании в медицинском стационаре. По мнению А.С. Макаренко истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Для больного ребенка "завтрашняя радость" прежде всего – здоровье.

Помочь справится с недугом, дать почувствовать ребенку инвалиду живой интерес со стороны взрослых, не входящих в медицинское окружение - это прежде всего родители и педагоги.

Необходимо как можно чаще мысленно уводить ребенка от окружающей больничной обстановки. Продолжая полноценное обучение детей средствами ИКТ в форме ДО, дети решают для себя две основные задачи: учатся, не отставая от своих сверстников, общаясь с ними, но, что самое главное, прибывая в состоянии психологического комфорта, что является обязательным в борьбе с недугом.

1.3 Понятие дистанционной формы обучения.

Дистанционное обучение (ДО) – это существующая реальность образования не только в России, но и во всем мире.

В одних источниках информации читаем: "ДО" в других "Дистанционное образование". Обучение и образование – ключевые теории в дидактике. Разберемся в этих понятиях.

Рассмотрим несколько понятий обучения:

Обучение есть "основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс владения знаниями умения ми и навыками под руководством педагогов, мастеров и т.д.";

В книге "Этюды дидактики высшей школы" трактуется, как совместная деятельность учителя и учащегося имеющая цель развития последнего, формулируя у него ЗУН, элементы мировоззрения и учебной деятельности.

Обучение - двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся, и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека;

Обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности;

Профессор А.А. Андреев предлагает следующие варианты понятия дистанционного обучения: "Новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации".

ДО – это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций).

ДО – систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Исходя из выше сказанного, и взяв за основу приведенные ранее корректные определения обучения, используя научный метод генерализации, сформулируем определение ДО, как основной дидактической категории.

ДО - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Заслуживает внимания следующая трактовка понятия ДО:

"Дистанционное образование - это потребность в форме получения образования, не связанной жёсткими обстоятельствами места и времени и основанной на самостоятельной работе и возможностях современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий".

Проведенный анализа и логические рассуждения, дают возможность сформулировать более точное понятие дистанционного образования.

Исходя из сказанного дистанционное образование можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе

1.4 Использование дистанционной формы обучения при обучении студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Никакой, даже самый лучший интернат не заменит родного дама любви и заботы близких, а именно, в этом, прежде всего, нуждаются дети с ОВЖ. Ребенок, с рождения лишенный нормального общения со взрослыми (до трех лет) навсегда остается умственно неполноценным.

Стать всесторонне развитым, образованным, полноценным гражданином своей страны детям-инвалидам дает возможность обучаться технология дистанционного обучения. Оно диктует свою специфику организации учебного процесса, подбора средств обучения, а также новых методов и приемов. Будучи гибким, процесс ДО легко адаптируется под возможности ребенка. Интерактивное по своей сути обучение обеспечивает каждому ученику общение с преподавателем и другими учениками возможность обучаться с учетом индивидуальных потребностей и физических возможностей. Например, учащийся может сам выбрать объем, и последовательность изучаемого материала, самостоятельно определять продолжительность его изучения, получать доступ к необходимым учебным пособиям, причем, не выходя из дома.

С появлением в образовании детей с ОВЖ специализированных или адаптированных компьютеров сложились условия для комплексного преобразования среды жизнедеятельности и обучения, что позволяет оптимизировать работу по преодолению вторичных отклонений, компенсации затрудненных или неразвитых при данном нарушении функций, и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. Дистанционная форма обучения наиболее приемлема и эффективна для обучения таких детей, так как создает такую социальную, в том числе и образовательную среду, в которой обучающийся чувствует себя комфортно, самодастаточно, социально значимо. ДО максимально приближает ребенка к окружающему миру, делает его действующим участником социальной среды. Использование ПК снижает зависимость ребенка от собственной моторной неловкости или недостаточности, медленного темпа деятельности, позволяет воссоздавать речевой контакт с неговорящим ребенком, реализует познавательную деятельность ребенка в ситуациях, которые недоступны ему в силу его физических особенностей. Компьютер может быть средством реализации детской потребности в экспериментировании и обеспечение досуга ребенка, обеспечивая детей с особыми образовательными потребностями разнообразными познавательными и развевающими играми возможностями внутрисетевого общения, доступа в Internet, что не только создает для них интересные формы досуга, но и содействует их развитию.

Используются специальные ПК, позволяющие детям с ОВЖ, работать на них в режиме, отличающемся от обычного. Созданы, и успешно используются ПК, которые эмитируют нажатие клавиш, реагируя на любое, доступное ребенку движение. ПК оснащенные специальной клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или цифровым обозначениями услышать, какая клавиша задействована, и в случае ошибки внести исправления. Эти и другие программы расширяют возможности обучения детей с нарушениями зрения, слуха, а также с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, и др. дефектами [30].

Как отмечает Могилевская В.Н. практика применения информационных технологий в учебном процессе способствует формированию умения направлять и удерживать внимание; тренирует память; развивает понятийное мышление, фантазию и творческие способности; приучает к самостоятельному выбору и принятию решений; создает позитивную мотивацию обучения; воспитывает чувство уверенности и самостоятельности; активизирует общение. Отмечается позитивное воздействие как на воздействие психических функций ребенка с ОВЖ, так и на становление его личности в целом.

Подростку с ОВЖ порой трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Уже в школьном возрасте важна высоко квалифицированная профориентационная работа, исключающая поверхностный подход к выбору профессии. В наше время ДО способно дать учащемуся высокий уровень образования и получить современную, интересную профессию (переводчик, программист, фотохудожник, и др.) востребованную на рынке труда.

В настоящее время формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ОВЖ, это Московский институт – интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Минобразования России, Государственный специализированный институт искусств Минкультутры России, Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск М. обл.). Группы неслышащих и незрячих студентов обучаются сегодня в педагогических ВУЗах (РГПУ им. А.И. Герцина, С.- Петербург, МГПУ, Москва). Одним из выпускников группы слепоглухих психологического факультета МГУ – доктор психологических наук, профессор А.А Суворов.

1.5 Эффективность использования дистанционной формы обучения для студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Чтобы проанализировать эффективность разработанной системы заданий были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении одной, именуемой в дальнейшем Первой группой, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 8 класс и практические работы из того же учебника; другой, именуемой в дальнейшем Второй группой, были предложены материалы к урокам и система заданий адаптированные для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Для проверки гипотезы обеим группам был предложен тест, состоящий из семи вопросов по изученному материалу (содержание теста дано в приложении 6). По итогам проведения данного контрольно-измерительного мероприятия было получено следующее соотношения верных и неверных ответов по двум группам:

Обучение студентов ограниченными возможностями жизнедеятельности - student2.ru

Из приведенных диаграмм видно, что в группе занимающейся по разработанным адаптированным материалам (Вторая группа) верных ответов дано на 25 % больше, чем в Первой группе, занимающейся по учебнику Н.Д. Угриновича Информатика 8 класс.

Полученные данные можно считать основой для серьезного глубокого исследования в области образования детей с ОВЖ. Разработка подобного материала, в сочетании с дистанционным способом обучения позволят улучшить качество приобретаемых учащимся знаний умений и навыков, а так же возможности применять их при решении не только образовательных, но и бытовых задач.

Наши рекомендации