Практическая работа на занятии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЦИТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ГИСТОЛОГИИ

Белгород - 2008

Белгородский государственный университет

медицинский факультет

кафедра анатомии и гистологии человека

Должиков А.А., Михайлик Т.А., Заболотная С.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЦИТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ГИСТОЛОГИИ

Белгород - 2008

Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов по цитологии, эмбриологии и общей гистологии / А.А. Должиков, Т.А. Михайлик, С.В. Заболотная. – Белгород, БелГУ, 2008. - 48 с.

Методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов лечебного, и педиатрического факультетов, а также для практических занятий и самостоятельной работы студентов стоматологического факультета по непрофильной части курса. Структура и содержание пособия соответствуют типовой и рабочей программам по гистологии, цитологии и эмбриологии, полностью отражают объем требований при изучении дисциплины.

Рецензенты:

Иванов А.А. – зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Курского государственного медицинского университета, к.м.н., доцент.

Чурносов М.И. – зав. кафедрой медико-биологических дисциплин медицинского факультета Белгородского государственного университета, д.м.н., профессор.

© Коллектив авторов

© БелГУ

ВВЕДЕНИЕ.

Гистология - наука, изучающая микроскопические структуры на клеточном и тканевом уровнях, а также рассматривающая их развитие и структурные основы функций. Поэтому основное значение на практических занятиях имеет микроскопическое изучение препаратов, которое носит характер учебно-исследовательской работы и требует хорошей предварительной теоретической подготовки.

Данное пособие включает рекомендации по изучению теоретического материала, практической работе с микропрепаратами, а также задания для самостоятельной работы по цитологии, эмбриологии и общей гистологии. Рекомендации составлены в соответствии с действующей Программой изучения гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинских ВУЗах (М.,2002).

Структура пособия предусматривает непрерывность в изучении отдельных разделов предмета: цитологии, общей и частной эмбриологии, общей и частной гистологии. Теоретическая часть частных вопросов базируется на ранее изученных общих сведениях, а для практической работы используется единый комплект препаратов, изучение которых с разных точек зрения происходит с постепенным углублением знаний.

Для контроля теоретической подготовки в каждой теме имеется перечень вопросов, а для контроля правильности выполнения рисунков приводятся ссылки на иллюстрации в учебнике и атласах.

Протоколирование работы на практических занятиях, а также самостоятельно выполненных заданий производится в виде рисунков в отведенном в рекомендациях свободном месте.

В конце каждой темы приводится список дополнительной литературы для углубленного изучения материала.

Основные ссылки ориентированы на практикум «Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии /Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского - М.:Медицина,1999», который является одним из обязательных учебных пособий. При подготовке к занятиям необходимо особенно обращать внимание на раздел практикума «Необходимый исходный уровень знаний», а также ссылки на другие разделы в методических рекомендациях к каждой теме.

При выполнении практической работы следует помнить следующие основные правила обращения со световым микроскопом:

1) освещение устанавливается только с объективом малого увеличения; следует обязательно проверить центровку положения объектива; конденсор должен быть поднят до упора;

2) при помещении препарата на предметный столик покровное стекло должно быть сверху;

3) при фокусировке следует помнить, что расстояние между нижней линзой объектива и препаратом при малом увеличении (х8) - около 10 мм, при большом (х40) - менее 1 мм;

4) при переводе с малого увеличения – на большое следует:

-расположить исследуемый участок препарата в центре поля зрения,

-перевести револьвер с объективом 40 и отцентрировать его положение,

-наблюдая сбоку, приблизить объектив почти до полного касания с покровным стеклом препарата, делая это с помощью макровинта,

-наблюдая в окуляр, медленно с помощью макровинта приподнимать тубус до получения четкого изображения,

-дальнейшее изучение объекта производить, пользуясь микровинтом,вращая его на 0.5-1 оборот.

5) по окончании работы приподнять тубус микроскопа и перевести его на малое увеличение.

Для изучения дисциплины необходима следующая основная литература. Для получения более детальных знаний рекомендуется дополнительная литература, список которой приведен ниже, а также в конце рекомендаций к каждому ханятию.

Основная литература:

1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. – М.: МИА, 2002.

2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология.-СПб.:SOTIS,1998.

3. Гистология /Под ред. Ю.И.Афанасьева.-М.: Медицина, 1989.

4. Гистология: Учебник, 6-е издание./Под ред. Ю.И.Афанасьева и Н.А. Юриной. – М.:Медицина, 1999.

5. Гистология (введение в патологию)/Под ред.Э.Г.Улумбекова и Ю.А.Челышева.-М.:ГЭОТАР,1997.

6. Гистология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева.-ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 672 с.

7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/ Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского.-М.:Медицина,1999.

8. Лекционный материал.

Дополнительная литература:

1. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии: Учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, Г.И. Пупышева, А.В. Смирнов; Под ред. Р.П. Самусева. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2004. – 400с.

2. Гистология, цитология и эмбриология: Атлас/ Под ред. О.В.Волковой и Ю.К.Елецкого.-М.:Медицина,1996.

3. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 231 с.

4. Крстич Р.В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии человека. – СПб.: СОТИС, 2001. – 536 с.

5. Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии /Вольфганг Кюнель; пер. с англ. Е Погосян. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 533 с.

6. Терминологический словарь по цитологии, гистологии и эмбриологии / Ю.И. Афанасьев, К.К. Рогажинская, Р.П. Самусев и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева и С.Л. Кузнецова. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2002. – 224 с.

7. Тестовые задания для проверки знаний студентов по курсу цитологии, эмбриологии и гистологии /Под ред. С.Л. Кузнецова. – М.: ГЭОТАР, 2000.

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ,

рекомендуемые для самостоятельной работы:

1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина.- М.ЗАО «Диаморф».

2. Гистология человека в мультимедиа/Р.К. Данилов и соавт. – СПБ, ВмедА.

3. Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/А.В. Павлов. – ЯГМА.

4. Тестовые задания по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/М.: ММА им. И.М. Сеченова. – 2003.

5. Световая микроскопия. Атлас-справочник/ М.Я. Корн. – ЗАО «Диаморф».

6. Гистология внутренних органов человека с элементами патологии/ А.А. Должиков. – БелГУ, 2005

7. Должиков А.А. Гистология на CD и в Internet – Белгород, БелГУ, 2006.

Internet – ресурсы

1. Региональный ресурсный центр БелГУ: Гистология (А.А. Должиков) – http://rrc.bsu.edu.ru/download.php?view.17.

2. Региональный ресурсный центр БелГУ: Морфология плаценты человека (А.А. Должиков) – http://rrc.bsu.edu.ru/download.php?view.18.

3. Сайт Ярославской государственной медицинской академии «Гистология в интернет» http://hist.yma.ac.ru.

4. Сайт морфологов www.alexmorph.narod.ru.

Используя указанные электронные ресурсы, Вы сможете найти электронные варианты изображений всех микроструктур, что должно облегчить самостоятельную работу на практических занятиях и при подготовке к ним.

ТЕМА: ОСНОВЫ ТЕХНИКИ

ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Данная тема предназначена для самостоятельного изучения. Основы гистологической техники, сведения об основных методах и применении морфологического исследования в достаточном для последующего понимания микроскопических и субмикроскопических картин объеме приведены в учебниках и пособиях:

1.Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/ Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского. - М.:Медицина,1999. - С.7 – 21.*

2.Быков В.Л. Цитология и общая гистология. - СПб.:SOTIS,1998. - С.12 – 30.

3.Гистология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева.-ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 5 - 13.

Примечание: * в последующем для краткости при ссылке на данный практикум употребляется «практикум».

ТЕМА: ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ КЛЕТОК И

НЕКЛЕТОЧНЫХ СТРУКТУР.

1.Цель занятия и план изучения темы.

После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен знать:

1.Общий план строения клетки, классификацию ее структур.

2.Связь формы и структуры клетки с выполняемой функцией.

3.Физико-химическую характеристику цитоплазмы.

4.Строение элементарной клеточной мембраны, ее компонентов.

5.Строение ядра и его роль в жизнедеятельности клетки.

6.Органеллы общего значения, их роль в жизнедеятельности клетки.

7.Органеллы специального значения, их роль в клетке.

Вопросы для контроля.

1.Дайте определение понятию “клетка”.

2.Перечислите основные функциональные свойства живой клетки.

3.Назовите основные составные части клетки.

4.Перечислите основные формы клеток у человека.

5.Дайте структурную характеристику клеточных мембран согласно жидкостно-мозаичной модели строения мембраны.

6.Назовите основные функции цитолеммы.

7.Перечислите виды клеточных контактов, дайте их краткую характеристику.

8.Назовите составные части цитоплазмы. Расшифруйте понятия о морфоплазме и гиалоплазме.

9.Укажите основные химические компоненты матрикса цитоплазмы.

10.Дайте определение понятию “органелла”.

11.Назовите группы органелы.

12.Перечислите мембранные органеллы.

13.Назовите немембранные органеллы.

14.Укажите виды эндоплазматической сети, их строение и функциональное значение.

15.Охарактеризуйте строение и функции комплекса Гольджи.

16.Назовите компоненты лизосом и пероксисом, их функциональное значение.

17.Перечислите структурные компоненты и функции митохондрий.

18.Опишите структуру рибосомы.

19.Опишите строение центриолей.

20.Опишите структуры цитоскелета и укажите их значение.

21.Назовите органеллы специального значения.

22.Перечислите составные части ядра.

23.Охарактеризуйте “гетерохроматин” и “эухроматин”.

24.Опишите строение и функции ядрышка.

25.Перечислите составные части кариолеммы.

26.Перечислите неклеточные структуры тканей, укажите особенности их строения и происхождения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.

Наши рекомендации