Учебные цели: студенты должны уметь

· Приготовить постель тяжелобольному пациенту, сменить постельное и нательное бе­лье, используя правильные приемы перемещения;

· Умыть тяжелобольного, очистить пациенту зубы, хаживать за зубными протезами;

· Почистить уши пациенту и удалить выделения;

· Удалить корочки из носа пациента;

· Ухаживать за глазами (промыть глаза);

· Вымыть пациенту голову;

· Подать и убрать судно жен­щине\мужчине;

· Подать мочеприемник мужчине, надеть памперсы пациенту, осуществить уход за промежностью и наружными половыми органами;

· Обучить пациента технике ухода за наружными половыми органами и промежностью;

· Ухаживать за постоянным катетером (катетером Фолея);

· Обучить пациента пользоваться внеш­ним катетером;

· Дать определение «пролежни», перечислить факторы, приводящие к развитию пролежней определить места образования про­лежней;

· Оценить риск развития пролежней по оценочным шкалам, оценить степень тяжести пролежней, провести профилактику пролежней;

· Дать определение понятия «опре­лость»;

· Определить места образования опре­лостей и провести профилактику опре­лостей;

· Помочь пациенту вымыть руки;

· Помочь пациенту вымыть ноги;

· Остричь ногти на руках;

· Остричь ногти на ногах;

· Побрить пациента.

 
  Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Дисциплины обеспечивающие Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru МДК.04.03. «Технология оказания медицинских услуг» Тема: «Личная гигиена тяжелобольных пациентов. Профилактика пролежней» Дисциплины обеспечиваемые  
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.01. Основы философии ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение МДК.01.02. Основы профилактики МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению  
ОП.00Общепрофессиональные дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Основы патологии ОП.05. Гигиена и экология человека ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии ОП.07. Фармакология ОП.09. Психология ОП.11. Безопасность жизнедеятельности  
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях МДК.02.02. Основы реабилитации  
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК.03.01. Основы реаниматологии МДК.03.02. Медицина катастроф    


Обеспечение занятия

Оборудование и инструментарий:

  1. Оборудование, инструменты, медикаменты, документация:

Ø Функциональная кровать;

Ø Комплект постельного белья;

Ø Судно, мочеприемник;

Ø Лотки;

Ø Кувшин;

Ø Пинцет;

Ø Ножницы;

Ø Корнцанг;

Ø Шпатель;

Ø Бикс с мягким материалом;

Ø Крафт – пакеты с мягким материалом;

Ø Бинты;

Ø Шприц Жане;

Ø Перчатки;

Ø Пипетки;

Ø Впитывающие пеленки;

Ø Прибор для бритья;

Ø Гребешок;

Ø Вазелиновое масло;

Ø Перекись водорода 3%

Ø Р-р фурацилина 0,02%

Ø Мензурки;

Ø Рукавички;

Ø Фантом головы;

Ø Фантом для подмывания;

Ø Полотенце;

Ø Емкость для воды;

Ø Таз.

  1. Учебно-наглядные пособия:

Ø Видеофильм по теме «Личная гигиена пациента»

Ø Презентации

  1. Раздаточный материал:

Ø Учебная литература «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И.Тарновская;

Ø Методическое пособие по теме «Личная гигиена тяжелобольных пациента»;

Ø Рабочая тетрадь по манипуляционной технике;

Ø Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru Алгоритмы;

Ø Тестовые задания

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Методические рекомендации студентам по самоподготовке к практическому занятию:

1. Прежде, чем приступить к работе, ознакомьтесь с актуальностью данной темы и целями занятия. Вы должны научиться осуществлять уход за тяжелобольным пациентом;

2. Уточните, что освещено по данной теме в учебной литературе - «Практическом руководстве к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухиной, И.И.Тарновской и какой раздел Вам необходимо усвоить;

3. Для проверки исходного уровня знаний по теме ответьте на вопросы тестовых заданий (в качестве вспомогательного материала используйте учебную литературу по дисциплине «Основы сестринского дела»);

4. Для усвоения новой темы Вам предлагается использовать учебную литературу «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухиной, И.И. Тарновской стр.154-224 и информационный блок данного методического пособия;

5. Ознакомьтесь с заданиями УМЕТЬ;

6. Приготовьте все необходимое для выполнения манипуляций, отработайте манипуляции, используя алгоритмы;

8. Для закрепления полученных данных решите тестовые задания, обсудите с группой ошибки;

9. Подведите итог проделанной работы.

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

 
  Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

 
  Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Термин Определение
Анорексия (anorexia; ан – и греч. Orexis - желание есть, аппетит) Отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании, обусловленное нарушениями деятельности пищевого центра.
Апатия Расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и бездеятельностью.
Гемиплегия Паралич мышц одной половины тела.    
Депрессия Состояние характеризующее угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающееся с двигательными расстройствами разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудание, запоры, изменение ритма сердечной деятельности).  
Пролежень Некроз мягких тканей (кожа, подкожный жировой слой, слизистая оболочка, кровеносный сосуд и др.), возникающий вследствие ишемии, вызванной продолжительным непрерывным механическим давлением на них.  

Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании. Бритье уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приеме ванны, а также при выделении продуктов жизнедеятельности.

Оценивая состояние пациента медицинской сестре необходимо учитывать:

  • Изменение физического состояния пациента, связанного с возрастом и недугом;
  • Индивидуальные особенности физического состояния пациента;
  • Состояние кожных покровов (синяки, цвет кожи и слизистых оболочек ,участки шелушения, повреждение кожных покровов и т. д.);
  • Чистоту рук и ногтей;
  • Состояние полости рта, зубов (или зубных протезов);
  • Состояние волос;
  • Знания женщины и мужчины об особенностях личной гигиены;
  • Возможности пациента проводить уход за собой.

       
  Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru
 
    Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

ЦЕЛЬ УХОДА:

  • Осуществление личной гигиены пациента, обеспечение комфорта, чистоты т безопасности.

ВНИМАНИЕ! Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Научите пациента самого заботиться о себе, насколько это возможно. Развивайте у пациента навыки самопомощи, поощряйте его самостоятельные действия. Личный контакт с пациентом, внимательное наблюдение и беседа с пациентом помогут вам наилучшим образом организовать уход за ним.

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Постельный комфорт является важным элементом лечебно-охранительного режима ЛПУ. Лечебно-охранительный режим – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического комфорта пациента.

Пациенту должно быть создано удобное положение в постели при любом заболевании и состоянии.

Режим двигательной активности пациента
Строгий постельный режим Постельный режим Палатный режим Общий режим
Назначается пациенту в самом начале тяжелых заболеваний (острый инфаркт) запрещается вставать, сидеть, поворачиваться в постели. Назначается при улучшении общего состояния отсутствии осложнений. Разрешается поворачиваться в постели, присаживаться на край кровати под наблюдением врача или медсестры. Пациенту разрешается сидеть на стуле рядом с кроватью, ходить по палате. Обслуживание Пациента осуществляется в палате Пациенту разрешается свободное передвижение по коридору, подъем по лестнице, прогулка по территории больницы. Пациент самостоятельно себя обслуживает.
Положение пациента в постели
Активное положение Пассивное положение Вынужденное положение
Больные в состоянии самостоятельно поворачиваться в постели, садиться, вставать, принимать пищу, умываться и др. Больные малоподвижны не могут самостоятельно повернуться , поднять голову, руки. Чаще всег находятся в бессознательном состоянии. Больной занимает для облегчения своего состояния или уменьшения болезненных симптомов – одышки, кашля, болей.
           

 
  Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Процедура Цель процедуры Оснащение для процедуры
Уход за кожей (обтирание, обмывание). Выполняется ежедневно. Профилактика возникновения пролежней и опрелостей. Таз, кувшин с теплой водой, мыло, «рукавичка», полотенце, присыпка.
Уход за волосами. Выполняется по мере необходимости, не реже 1 раза в неделю. Профилактика педикулеза. Таз, кувшин с теплой водой, мыло, шампунь, расческа, полотенце.
Уход за ногами. Выполняется по мере необходимости, не реже 2-3 раз в неделю. Профилактика грибковых заболеваний. Таз, кувшин с теплой водой , мыло, крем, ножницы, полотенце.
Подмывание. Выполняется после каждого акта дефекации, после смены подгузника, во время утреннего туалета. Профилактика опрелостей, пролежней, инфицирования мочевыводящих путей. Клеенка с пеленкой или впитывающая пеленка, судно, кувшин с теплой водой, корнцанги, ватные тампоны, емкость для мусора.
Умывание. Выполняется ежедневно. Утренний и вечерний туалет. Тазик с теплой водой, махровая «рукавичка», сухое полотенце.
Чистка зубов. Выполняется ежедневно. Утренний и вечерний туалет. 2 пары перчаток, лоток, стакан с водой, зубная паста, зубная щетка, гигиеническая помада или вазелин, полотенце,емкость для мусора.
Чистка зубных протезов. Выполняется ежедневно, утром и после каждого приема пищи. Махровая варежка, полотенце, 2 пары перчаток, лоток стакан с водой, зубная паста и щетка, марлевые салфетки, чашка для протезов, бумажные салфетки, емкость для мусора.
Уход за полостью рта пациента в тяжелом состоянии Выполняется ежедневно, утром и вечером, после каждого приема пищи. 2 пары перчаток, 2 полотенца, лоток, марлевые салфетки, ножницы, шпатель, мягкая зубная щетка, антисептический раствор, вазелин, емкость для мусора.
Обработка глаз Выполняется ежедневно. Утренний туалет. Стерильные перчатки, стерильный лоток, 8 – 10 стерильных
    тампонов, лоток, пинцет, антисептический раствор, емкость для мусора.
Обработка полости носа Выполняется ежедневно. Утренний туалет. Перчатки, пинцет, ватные тампоны, вазелиновое масло, груше- видный баллончик для отсасывания слизи, емкость для мусора.
Бритье пациента Выполняется ежедневно. Утренний туалет. Почкообразный лоток, пена или гель для бритья, лосьон после бритья, станок, полотенце, салфетки, помазок, перчатки.
Подача судна и мочеприемника Выполняется ежедневно в течение дня. Судно, мочеприемник (для мужчин), 2 пары перчаток, клеенка, туалетная бумага, ширма.
Стрижка ногтей По мере необходимости. Емкость для воды, крем для рук и ног, ножницы, щипчики, пилочка для ногтей, полотенце, лоток для мусора, впитывающая пеленка, перчатки, мыло, емкость для мусора.

 
  Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Процедура и цель ее проведения Оснащение для процедуры Особенности проведения
Смена постельного белья. Комфортное состояние пациента. Проводится по мере загрязнения у тяжелобольных пациентов. В соматических отделениях 1 раз в неделю. Комплект чистого белья (наволочка, простыня, пододеяльник) перчатки, непромокаемый мешок для использованного белья. 1 способ - продольный: ( если пациент может поворачиваться в кровати) – простыня скатывается до половины по длине 2 способ – поперечный: (если пациент не может поворачиваться на бок) – простыню скатывают в поперечном направлении и начинают смену простыни с головной части. Тщательно расправить простынь под спиной больного.
Смена нательного белья. Комфортное состояние пациента. Проводится по мере загрязнения. Комплект чистой одежды, мешок для грязного белья. Снимать одежду необходимо начиная с головы и заканчивать руками. Надеть одежду наоборот, начиная с рук. Тщательно расправить одежду на спине у лежачего пациента.

При дефиците осуществления личной гигиены медицинской сестре необходимо:

  • Объяснить необходимость мероприятий по личной гигиене в условиях стационара или домашних условиях.
  • Оценить способность самоухода.
  • Помочь в проведении утреннего и вечернего туалета, утреннего бриться.
  • Проводить частичную санитарную обработку ежедневно.
  • Обеспечить возможность мытья рук перед приемом пищи и после туалета.
  • Помочь при подмывании.
  • Обеспечить мытье волос не реже 1 раза в неделю и стоп не менее 2-3 раз в неделю.
  • Обеспечить уход за полостью рта, полоскание рта после каждого прием пищи.
  • Обеспечить стрижку ногтей не реже 1 раза в неделю.
  • Обеспечить уход за естественными складками ежедневно.
  • Обеспечить смену постельного и нательного белья по мере загрязнения.
  • Обеспечить возможность регулярной смены подгузников.

 
  Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Кожа является одним из важнейших органов, обеспечивающих целостность человеческого тела, постоянство внутренней среды организма, защиту от химических, физических и биологических факторов.

Кожа состоит из эпидермиса, поверхностные слои отмерших клеток которого образуют роговой защитный слой, и собственно кожи (дермы), в которой находятся кровеносные сосуды, сальные и потовые железы, нервные окончания. Важно отметить, что через кожу поступает кислород (до 0,1 % всего газообмена организма) идущий в основном на снабжение клеток эпидермиса.

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Для нормального функционирования кожи необходимо соблюдение некоторых условий:

  • она должна быть чистой (загрязнение ухудшает газообмен);
  • эластичной, что достигается благодаря смазыванию кожи жиром из сальных желез; получать достаточное питание через кровеносные сосуды.

Обмен веществ в коже очень интенсивный, что требует постоянного интенсивного кровотока.

При многих болезнях возникают условия, приводящие к повреждению кожи по типу пролежней.

Пролежни (decubitus – лат.) – это участки повреждения кожных покровов дистрофического или язвенно-некротического характера, образующиеся в результате длительного сдавления, сдвига или смещения их между скелетом человека и поверхностью постели.

Наиболее часто пролежни образуются:

· в области ягодиц;

· крестца;

· седалищных бугров;

· пяток;

· голеней при положении больного на спине.

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

 
  Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

· между опорными участками тела (выступами костей) и поверхностью постели. Это сдавление уязвимых тканей еще более усиливается под воздействием тяжелого постельного белья, плотных повязок или одежды, в том числе обуви у пациентов, сидящих неподвижно. При этом давление в таких участках тела может достигать уровня, превышающего уровень давления в мелких сосудах, питающих кожу (10-15 мм. рт. ст.). Кровоток по ним прекращается и, если это состояние длится более 2 часов, наступает нарушение питания (ишемия) тканей, а затем и омертвление (некроз).

Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

· разрушение и механическое повреждение тканей происходит под действием непрямого давления. Оно вызывается сдвигом тканей относительно поверхности или их «срезывания». Сдвиг тканей наблюдается, если человек в постели съезжает с подушек вниз или подтягивается к изголовью кровати, а также при неправильной технике перемещения пациента персоналом ли родственниками. Этот фактор вызывает глубокие повреждения тканей с разрывом мышечных волокон, лимфатических сосудов.

·

 
  Учебные цели: студенты должны уметь - student2.ru

· как компонент срезывающей силы. Оно вызывает отслаивание рогового слоя кожи, приводя к изъязвлению ее поверхности. Этому способствует загрязнение кожи и повреждение эпидермиса продуктами распада мочи и кала.

При наличии этих факторов возможно развитие пролежней. Первоначально на коже появляется бледное пятно, затем покраснение, отек, иногда сопровождающийся образованием пузырей в местах отслойки эпидермиса, затем некроз приводит к обнажению раневой поверхности, инфицированию раны, повреждению подлежащих тканей, вплоть до кости. При продолжающемся неблагоприятном воздействии пролежни быстро растут, иногда захватывая почти все участки тела, соприкасающиеся с опорной поверхностью.

Наши рекомендации