Общая характеристика учебного предмета. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 28 августа 2015 года протокол № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

(указать предмет, курс)

Уровень образования (класс) 1-4 класс, начальное общее образование

(начальное общее, основное общее образование с указанием класса)

Количество часов 405

Учитель Ефремов Александр Александрович

Программа разработана на основе Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И. Лях.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013___

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы (распределение часов на прохождение разделов программы) по физической культуре, авторской программы «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников» В.И. Лях.1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организация/ В.И. Лях.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013. и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по физической культуре от 6 октября 2009г. № 373.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

- выработка представлений об основных видах спорта, сна­рядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие раз­витию психических процессов (представления, памяти, мыш­ления и др.) в ходе двигательной деятельности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.

Программа обучения физической культуре направлена на:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Для прохождения программы в учебном процессе используется учебник: В.И. Лях. Физическая культура.1-4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013. Он позволяет учащимся работать самостоятельно и совместно с преподователем. Это решает такие глобальные задачи, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

В авторской программе В.И. Ляха отсутствует распределение времени на прохождения разделов программы. В связи с этим часы на прохождение программы были распределены с учетом их распределения в примерной программе по физической культуре и на основании методических рекомендаций о введении третьего часа в недельный объем физической нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Из рабочей программы по сравнению с авторской исключены такие разделы как «Лыжные гонки» и «Плаванье». Это связано с тем, что Краснодарский край относится к бесснежным регионам РФ, а в школе отсутствует плавательный бассейн. Эти разделы программы на основании рекомендации примерной и авторской программ перераспределены между разделами: «Легкая атлетика» - 54 часа и «Гимнастика с основами акробатики» - 16 часов.

Время вариативной части примерной программы (135 часов с 1-4 классы) распределено на изучение разделов: «Подвижные и спортивные игры» - 98 часов и «Легкая атлетика» -37 часов. Распределение часов программного материала таким образом отвечает методическим рекомендациям автора программы, а также рекомендациям о введении третьего часа физической культуры.

Увеличение количество времени на прохождение раздела «Подвижные и спортивные игры» обусловлено традициями школы по культивированию таких спортивных игр как баскетбол и волейбол, а увеличение часов на изучение раздела «Легкая атлетика» связано с климатическими особенностями Краснодарского края. Содержание этих разделов расширено и углублено по сравнению с авторской программой.

Программный материал усложняется по разделам на каждый году обучения за счет введения более сложных элементам на базе ранее пройденных

Все изменения связанные с перераспределением часов отражены в таблице распределения учебного времени на виды программного материала.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференциро­ванного и индивидуального подхода к учащимся с учетом со­стояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на поло­жениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

- требованиях к результатам освоения образовательной про­граммы основного общего образования, представленной в Фе­деральном государственном стандарте начального общего об­разования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

- Законе «Об образовании»;

- Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

- Стратегии национальной безопасности Российской Феде­рации до 2020 г.;

- примерной программе начального общего образования;

- приказе Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.

3. Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ СОШ № 77 курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из рас­чёта 3 ч в неделю (всего 405ч): в 1 классе —99ч, во 2 классе — 102ч, в 3 классе — 102ч, в 4 классе— 102ч. Третий час на препо­давание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.

Наши рекомендации