Виды чувств и эмоциональные состояния личности

Психические процессы и свойства личности: эмоции

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды чувств и эмоциональные состояния личности

Литература

Обуховский К. Психология влечений человека. — М., 1972.

Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.

1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ

Эмоции— психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Своеобразие эмоций определяется:

1. потребностями,

2. мотивами,

3. стремлениями человека,

4. особенностями его воли и характера.

Основные функции чувств и эмоций.

- сигнальная. Она выражается в том, что переживания возни­кают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружаю­щей среде или в организме человека. И это является сигналом для тех или иных действий (например, избегание опасности, продолже­ние рода и т.п.);

- оценочная. Человек оценивает события с положительным или отрицательным знаком (радость, печаль, гнев);

- регуляторная. Эта функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают деятельности, блокиру­ют ее.

- побудительная, стимулирующая. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

- подкрепляющая – значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминаются.

- переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой обнаруживается доминирующая потребность.

- приспособительная – благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

- коммуникативная – все невербальные проявления являются языком человеческих эмоций, посредством которого человек передает окружающим информацию об отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Выразительные движения эмоций и чувств дополняют пережива­ния, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей. (Не все чувства одинаково легко распознать; так, легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем — отвращение (48%) и удивление — 34%).

- компенсаторная – действует в обстоятельствах, угрожающих жизни или чему-то ценному, значимому для этого человека (например, жизни близкого человека, материальным ценностям и т.д.). эмоциональное состояние, при котором сознательный контроль над действиями прекращается, переходя к бессознательному.

Основные качества эмоций и чувств.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разреше­нии.

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматри­ваться как положительные, отрицательные и неопределенные.

Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удов­летворение, то возникают положительные эмоциональные пережива­ния.

Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается от­рицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отноше­ниях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым.

К свойствам эмоций и чувств относится:

Полярность — это двойственное эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость-грусть, любовь — ненависть, обаяние — отвраще­ние).

Интегральность – исключительность по отношению к другим состояниям и реакциям. Чувства охватывают весь организм. Они интегрируют все функции организма.

Связь с жизнедеятельностьюорганизма – под влиянием эмоций изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции.

Факторы возникновения эмоций по С.Шехтеру (схема)

- Физические факторы (воздействующие стимулы);

- Психологические факторы (память, оценка ситуации с точки зрения актуальных интересов и потребностей);

- Физиологические факторы (изменения нервно-мышечной систе­мы);

Виды чувств и эмоциональные состояния личности

Все эмоциональные состояния по длительности протекания и интенсивности подразделяются на чувственный тон, настроение, эмоции, аффекты, стресс, фрустрацию, страсть и высшие чувства.

Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но ти­пичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопро­вождаются характерными для личности проявлениями.

Чувственный тон – эмоциональная окраска психического процесса, побуждающая субъекта к ее устранению или сохранению. Например, цвет, запах, звук гут сами по себе вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Отражает признаки полезных или вредных факторов окружающей среды.

Настроение– это более или менее длительное и устойчивое эмо­циональное состояние, окрашивающее все другие переживания и дея­тельность человека.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель.

Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здо­ровья. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье.

Эмоции — это непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства. Реакция не только на текущие события, но и на ве­роятные и вспоминаемые.

К фундаментальным эмоциям К. Изард отнес следующие:

Радость — эмоция, связанная с возможностью полного удовлетво­рения актуальной потребности.

Интерес - психическое переживание, сопровождающее процесс удовлетворения познавательной потребности и выражающееся в повышении уровня активности субъекта, в сосредоточении ее на взаимодействии с объектом интереса. Многие виды человеческой активности невозможно объяснить в терминах биологической недостаточности или физиологической нужды. Здесь действуют особого рода внутренние побуждения, основанные на потребности в уменьшении когнитивного диссонанса.

Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обсто­ятельства.

Страдание — отрицательная эмоция, связанная с полученной ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникно­вением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключи­тельно важной потребности.

Отвращение — отрицательная эмоция, вызываемая предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательная эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях. Порождается рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения взаимодействующих людей.

Страх — отрицательная эмоция, появляющаяся при получении че­ловеком информации о реальной опасности.

Стыд — отрицательная эмоция. Возникает при осознании несоот­ветствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих, а также собственным представлениям о подобающем по­ведении и внешнем облике.

Вина -

Аффективное состояние и аффект.

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние всегда имеет ка­кое-то завершение.

Аффект — интенсивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка. К аффектам относятся сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмо­циональная реакция полностью захватывает психику человека.

Аффект навязывает человеку необходимость выполнить какое-ли­бо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать то­го, что делает. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния ко­ры.

К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуж­дения и торможения. Чаще всего аффекты проявляются у людей не­воспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства.

Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Легче предупредить его развитие.

Стресс.

Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, по­ведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки. Длительные стрессы могут вести к психосоматическим болезням.

Стресс имеет следующие стадии:

- фаза тревоги (мобилизация защитных сил организма, повыша­ющая его устойчивость);

- фаза стабилизации (при наступлении адаптации);

- фаза истощения.

(Стресс кролика и стресс льва).

Фрустрация — крах надежд. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек мо­жет вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности. В большей мере фрустрации подвер­жены эмоциональные натуры, не закаленные в "битвах жизни", плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервнопсихическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и предметна (страсть к коллекционированию, к знанию и т.д.). страсть может вызываться осознанными убеждениями и телесными влечениям, может иметь патологическое происхождение.

Высшие чувства – это нравственные (переживания при восприятии явлений в их сравнении с нормами, принятыми в обществе), эстетические (эмоциональное отношение к прекрасному в природе, жизни и искусстве), интеллектуальные (переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека) чувства.

Наши рекомендации